Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат. Лекция 1.Менеджмент как вид деятельности.5




Предисловие …………………………………………………………….3

Оглавление

Стр.

Лекция 1. Менеджмент как вид деятельности........................................5

Лекция 2. Системный подход к управлению……...............................9

Лекция 3. Информационная база системы управления………………13 Лекция 4. Техническая база системы управления.................................16

Лекция 5. Технология обработки данных……………………………19

Лекция 6. Моделирование ситуации по разработке решений……….20

Лекция 7. Факторы эффективности принятия решений………………24

Лекция 8. Регулирование и контроль выполнения решений………...28

Лекция 9. Природа и состав функций менеджмента…………….…..32

Лекция 10. Планирование в системе менеджмента………………….35

Лекция 11. Особенности стратегического управления……………….41 Лекция 12. Особенности антикризисного управления………………..45

Лекция 13. Маркетинг как функция управления………………………50

Лекция 14. Управление нововведениями………………………………57

Лекция 15. Организационные отношения в системе менеджмента…..60

Лекция 16. Человек в системе управления……………………………..72

Лекция 17. Мотивация деятельности в системе менеджмента………..75

Лекция 18. Руководство: власть и партнёрство………………………..84

Лекция 19. Научная организация труда руководителя………………..88

Лекция 20. Специфика управления в системе государственной службы…………………………………………………………………….91

Лекция 21. Сочетание отраслевого и территориального управления..97

Лекция 22. Мировой опыт развития менеджмента…………………..100

Лекция 23. Методологические основы управления………………….105

Лекция 24. Научный подход к совершенствованию управления……107

Глоссарий ……………………………………………………………… 113

 

Предисловие

Научное управление всеми сферами общественного производства является одним из центральных вопросов экономического и социального развития нашей страны.

Успешное решение проблем совершенствования управления возможно только при условии обладания экономико-управленческими знаниями всеми категориями специалистов, участвующих в руководстве самыми различными ячейками общественного производства. В этом состоит одна из главных задач системы высшего образования.

Особое значение требование высокого уровня управленческой подготовки имеет для студентов, готовящихся стать руководителями организаций социально-культурной сферы. Это вызвано тем, что в связи со спецификой данной сферы многие выпускники соответствующих вузов занимают руководящие должности сразу же после окончания института. Поэтому обучение этих специалистов должно сочетать базовую экономико-управленческую подготовку с теми элементами подготовки профессиональных руководителей, которые в других отраслях общественного производства обычно реализуются системой послевузовского профессионального образования.

Уровень комплексности управленческой подготовки руководителей социально-культурной сферы должен быть существенно выше, чем аналогичная подготовка специалистов других отраслей общественного производства. Это вызвано тем, что у значительной части данных руководителей нет функциональных заместителей, которые могли бы компенсировать отсутствие каких–либо специальных знаний у основного руководителя. Поэтому в силу малочисленности многих коллективов социально-культурной сферы роль личности их руководителя значительно выше, так как весьма распространенным является случай, когда весь аппарат управления таким коллективом представлен в лице единственного его руководителя.

Управление организациями социально-культурной сферы в большинстве вопросов базируется на общих принципах и положениях управления трудовыми коллективами. Специфика отрасли сказывается преимущественно не в выработке каких-либо оригинальных подходов к построению систем управления, а в критериях отбора из того, что применяется в масштабе общественного производства, приемлемого именно к условиям работы социально-культурной сферы. Поэтому изучение научных основ управления в социально-культурной сфере должно базироваться в первую очередь на сбалансированном усвоении основных положений, составляющих научные основы управления трудовыми коллективами и использующих в качестве методологической основы такие отрасли науки, как политэкономия, кибернетика, право, психология, социология и многие другие.

В рассматриваемом круге вопросов особое место занимает терминологический аспект. В современной науке и практике используются два практически равнозначных термина: «управление» и «менеджмент». Термин «управление» является традиционным и имеет устоявшуюся его трактовку. Он широко используется в экономических, технических и юридических науках, а также в ряде других отраслей знаний. Наряду с этим в течение последних лет в рамках экономических наук нашел широкое применение термин «менеджмент», который, по существу, является эквивалентом термина «управление» в английском языке. Такое увлечение зарубежной терминологией имеет определенные причины и объяснения. Прежде всего это связано со стремлением противопоставить практике планового ведения хозяйства новую практику рыночной экономики. При этом использование термина «менеджмент» как бы подчеркивает ориентацию на зарубежный опыт.

Однако какого-либо строгого научного разграничения в использовании терминов «управление» и «менеджмент» практически не существует. Фактически они используются как синонимы. Термин «менеджмент» является более модным и проник в названия многих учебных дисциплин, чем и предопределено его использование в названии настоящего учебного курса.

Однако смежные с экономикой отрасли знаний не приняли термин «менеджмент» и используют только термин «управление». В первую очередь это относится к юриспруденции. В российском законотворчестве, начиная с Конституции Российской Федерации, повсеместно используется термин «управление». Поэтому всякий раз, когда возникает вопрос о правовых аспектах руководства деятельностью в какой-либо сфере, термин «менеджмент» оказывается неуместным.

Следует также выделить еще один аспект применения термина «менеджмент». В ряде случаев оказывается невозможным его использование вместо термина «управление» в связи с грамматическими особенностями русского языка.

В свете изложенного автор использует в настоящем учебном пособии оба термина как синонимы, отдавая предпочтение каждый раз наиболее употребимым словосочетаниям. При этом соблюдена преемственность в части использования многочисленной отечественной литературы, которая была издана за последние сорок лет и посвящена вопросам совершенствования управления.

 

 

Лекция 1. Менеджмент как вид деятельности

Два ключевых понятия «менеджмент» и «управление» применительно к социально-экономическим системам означают процесс целенаправленного воздействия на некий трудовой коллектив или социально-экономический процесс. От этих понятий производными являются: «менеджер» и «управляющий». При этом термин «менеджер» в настоящее время наиболее употребителен и имеет два варианта его трактования.

В тех случаях, когда подразумевается, что менеджер занимается управлением подчиненными ему людьми, данное понятие используется обычно без каких-либо дополнений. При этом допускается, что подчиненные менеджера сами могут руководить коллективами. В тех же случаях, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о низовом уровне руководства, когда подчиненные являются рядовыми работниками, иногда используется понятие «менеджер персонала».

Второй вариант использования термина «менеджер» предполагает целенаправленное воздействие на какой-либо социально-экономический процесс. В этом случае основной термин используется обязательно в сочетании с названием управляемого процесса. Примерами могут служить: менеджер по риску, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу и др.

Термин «управляющий» используется сравнительно редко и обозначает название руководящей должности. В тех же случаях, когда речь идет об управлении каким-либо процессом, в отечественной практике традиционно используется понятие «главный специалист».

Следует учитывать, что на протяжении многих десятилетий в отечественной практике используется термин «руководитель», который является фактически синонимом термина «менеджер».

Для углубленного понимания сущности понятий «менеджмент» и «менеджер» важно отличать их от понятий «предпринимательство» и «предприниматель». Экономическая сущность данного отличия заключается в отношении к собственности на средства производства. Предприниматель – это собственник, который в процессе осуществления предпринимательской деятельности рискует своим имуществом. Вознаграждением за труд предпринимателя является остаточная прибыль. При этом к предпринимателю не применимо такое понятие как «заработная плата».

Менеджер – это лицо, выполняющее работу по найму, т.е. за зарплату. При этом имеется в виду, что предприниматель нанимает на работу менеджера и устанавливает ему условия оплаты труда. Нанять менеджера может как конкретное лицо, так и орган, выражающий интересы группы собственников, что характерно для различного вида акционерных обществ.

Однако следует иметь в виду, что на практике довольно часто встречаются случаи, когда одно и то же лицо выступает одновременно в нескольких качествах: предприниматель, менеджер и рядовой работник. Обычно такое явление наблюдается в области «малого предпринимательства», под которым подразумевается деятельность малочисленных трудовых коллективов. Характерным примером могут служить семейные предприятия или частные предприятия социально-культурной сферы, когда их хозяин выполняет все основные виды работ, привлекая на помощь несколько наемных работников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.