Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Эволюция менеджмента




Литература.

Вывод

Переменные и системный подход

Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

СИСТЕМА — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

 

1.Каренов Р.С. Основы менеджмента / Алматы. - 2008

2.Морозова И.И. Сборник задач по менеджменту / Уч. пособие. М.: ЮНИТИ, 1998

Цель: Проследить в хронологическом порядке историю развития управления. Раскрыть основные причины появления менеджмента как науки. Рассмотреть основные постулаты современных концепции менеджмента.

 

4.1 Эволюция управленческой мысли

4.2 Современные концепции менеджмента

 

1. История управленческой мысли уходит в глубь веков. Высказы­вания по проблемам управления можно найти и на египетских па­пирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственно­му управлению.

Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена.

Хотя организации существуют почти столько же, сколько суще­ствует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как заработать боль­ше денег, приобрести политическую власть, но не то, как управлять. Неосознанные поиски теоретических подходов к управлению нача­лись в эпоху становления капитализма, причем тон в них задавали философы.

Прежде всего, они попытались ответить на вопрос: что движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. дока­зывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Еще один английский философ Иеремия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал точку зрения, что мотивами человеческого поведения яв­ляются польза и удовлетворение.

Исследования проблемы мотивации действий продолжил в на­чале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Милл.

Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изоб­ретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический прин­цип его организации.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области управ­ления провел в 1800—1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда прядильных фабрик.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарлзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительно­го анализа работы однопрофильных предприятий, выявления пу­тей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты своих исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудова­ния», которая стала первой в мире публикацией в области научно­го управления. Но научное управление как целостная система сло­жилось только в XX в.

 

2. В истории менеджмента выделяют четыре важнейшие концеп­ции управления, которые внесли существенный вклад в развитие его современной теории и практики:

- научное;

- административное;

- с позиций психологии и человеческих отношений;

- с позиций науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с на­чала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фре­дерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента нау­кой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор разработал систему научной организации труда, постро­енную на пяти основных принципах.

Научный отбор рабочих. Эффективное производство требует под­бора по каждому виду работ соответствующего рабочего, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.

Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение зат­рат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы воз­можно было тренировать и обучать рабочего для достижения мак­симальной эффективности производства.

Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.

Важность побудительных мотивов (заработной платы).

Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.

Крупнейшими последователями Фредерика Тейлора были его соотечественники Френк Гилберт (1868-1925 гг.) и Лилиан Гилберт (1878-1972 гг.). Их работы акцентировали внимание на том, что се­годня известно как человеческий ресурс управления.

Концепция административного управления направлена на разра­ботку общих проблем и принципов управления организацией в целом.

У истоков классической теории управления стоял француз Анри Файоль (1841-1925), считающийся «отцом научного менеджмен­та».

Глубоко осмыслив закономерности функционирования органи­зации, А. Файоль сформулировал знаменитых 14 принципов админи­стративного управления, которые сохраняют, свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпретации: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; степень централизации; иерархия руководителей; порядок; справедливость; постоянство состава персонала;инициатива; единение персонала;

Последователем идей Анри Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершиной исследований которого явились сформули­рованные им 12 принципов производительности.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отно­шений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполне­ния работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970 гг.), пока­зали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньга­ми. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и клима­том в коллективе.

Концепция управления с позиций науки о поведении - теория, по­лучившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности деятельности организации в результате активиза­ции ее человеческих ресурсов. Она включает исследование различ­ных аспектов социального воздействия, мотивации, характера влас­ти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции - оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения поло­жений поведенческих наук к построению организации и управле­нием ею.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.