КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция управленческой мысли. Тема 11. Зарубежные модели менеджмента
Тема 11. Зарубежные модели менеджмента................................................................. 120 11.1 Американская модель менеджмента....................................... 120 11.2 Японская модель менеджмента............................................... 121 11.3 Западноевропейская модель менеджмента............................. 123
Тема 1. Основные концепции менеджмента 1.1. Понятие и сущность менеджмента Существующая в условиях так называемого “ социализм ” система управления экономикой показала свою недостаточную эффективность, что потребовало перехода к рыночным отношениям. Управление хозяйственной деятельностью в условиях рынка означает: 1) ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести предприятию намечаемую прибыль; 2) постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению максимальных результатов к минимальными затратами; 3) хозяйственная самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы; 4) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5) выявление конечного результата фирмы на рынке в процессе обмена; 6) необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Ограничение сферы действия рыночных отношений, привело к использованию зарубежного опыта в управлении предприятием, что предполагает заимствование зарубежных терминов. Понятие “менеджмент” – во многом совпадает с термином “управление”. Однако понятие “ управление ” намного шире, так как оно применяется не только к управлению разными видами человеческой деятельности, но и к управлению техническими устройствами, объектами живой и неживой природы. Термин менеджмент имеет американской происхождение и применяется к управлению хозяйственной деятельностью в частных и общественных организациях. Существуют различные подходы к определению понятия менеджмент: менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других; менеджмент – это процесс оптимизации использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей; менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку. Термин “менеджер” обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы или его подразделений. Выделяют управляющих низового звена, среднего и высшего. Руководители низового звена управляют работниками, не имеющими подчиненных, и осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Представители данной группы являются мастер, заведующий отделом, старшая медсестра. Значительную часть времени, эти менеджеры заняты общением с подчиненными и руководителями других подразделений. Руководство управляющими низового звена осуществляют руководители среднего уровня, являющиеся промежуточным звеном. Эти менеджеры являются руководителями крупных подразделений, подготавливают необходимую информацию для принятия решения на важном уровне, а также доводят принятые решения в доступной форме для работников своих подразделений. Внедрение информационных технологий ведет к существенному сокращению количества менеджеров среднего звена. Управляющие высшего звена отвечают за принятие ответственных решений для организаций в целом. Руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации. Так действие органов власти государства во многом зависит от личных характеристик руководителя. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена ценятся очень высоко. В своей работе менеджер должен учитывать десятки факторов: техническую вооруженность предприятия, состояние рынка, правительственные постановления, личные характеристики персонала и потребителей исходя из своих интеллектуальных и культурных особенностей. Поэтому во многом менеджмент – это искусство, так как не все решения могут быть точно рассчитаны. В то же время менеджмент частично является и наукой, так как уже сформированы определенные теоретические принципы управления фирмой. Развитие компьютерной техники и психологии создает хорошие условия для превращения в досрочной перспективе менеджмента в строгую научную дисциплину. Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука появилась не сразу. Как только люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: 1) оборонительной (защита от зверей и врагов); 2) политической (установление и поддержание порядка в группе); 3) экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов). Когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – лидером группы. По мере увеличения группы и усложнения выполняемых работ появилась необходимость в разделении труда. Египетские пирамиды, построенные за II-III тысячи лет до Рождества Христова, является ярким свидетельством не только культуры, но и управленческого искусства, так как для их создания потребовалась организация труда тысячи людей. Практика управления привела к формированию многих положений, которые актуальны в наши дни. Так Платон настаивая на разделении труда, Сократ утверждал, что главным в управлении является умение поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Линейная структура управления государством применялась в Римской Империи. Основной проблемой был сбор налогов. Поэтому император Диоклетиан разделил империю на сто одну провинцию, которые входили в состав двенадцати групп, а те включались в четыре географических региона. Значительные, успехи были достигнуты в управление хозяйственной деятельностью. Так Катон (старший) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле над проделанной работой, о необходимости сравнения плана и результатов, о выявлении причин невыполнения планов, о рациональной организации работ. Для древних организаций было характерно: ¾ относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена; ¾ управленческая работа зачастую не выделялись и не отделялись от неуправленческой деятельности; ¾ посты в руководстве занимали чаще всего по праву рождения или силой; ¾ малое количество крупных организаций. Промышленная революция привела к разрушению традиционного общества. Были созданы десятки крупных организаций, что потребовало создания теории управления, основоположником, которой считают Фредерика Тейлора. Выделяют четыре основные школы менеджмента: 1) школу научного управления; 2) административную школу управления; 3) школу человеческих отношений; 4) школу науки управления. Первая школа исследовала, прежде всего, возможность повышения производительности труда отдельных работников. Административная школа управления известна своими работами по совершенствованию управления организации в целом. Школа человеческих отношений уделяет основное внимание изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей. Школа науки управления базируется на системном изучении процессов в организациях с применением математических методов и ЭВМ.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |