Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция и периодизация менеджмента




Основные понятия, задачи и функции менеджмента

Основы менеджмента

Термин «менеджмент» появился в профессиональной, особенно отечественной литературе, сравнительно недавно, придя на смену более привычному понятию «управление производством». В нашей стране (СССР и затем России) во многом это определялось идеологическими соображениями и инерцией, распространившейся вплоть до начала 1990-х гг., т.е. додт.спространившейся вплоть до середины 1990-х гг.й ому "ратуре реформирования народного хозяйства в направлении рыночной экономики. Управление производством, особенно кадровая политика, строились на основе сформулированного В.И. Лениным принципа о том, что «управлять государством может каждая кухарка». Вот и доуправлялись «кухарки и кухаркины дети» до «голодомора» в начале 1930-х гг., карточной системы в распределении продовольствия в 1980-е гг. и отставания от всех развитых стран, да и многих развивающихся стран, по большинству экономических показателей.

С началом перехода к рыночной экономике в начале 1990-х годов, т. е. в условиях транзитивной экономики, характеризующимся резким снижением потенциала производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.) произошла реструктуризация народного хозяйства страны в направлении расширения и укрепления непроизводственного сектора, в частности, коммерции. На протяжении всех 1990-х годов произошел спад производства важнейших видов продукции. Общее снижение уровня промышленного производства к концу 1990-х годов составило 51% по сравнению с 1990 г.

Наибольший спад произошел в выпуске металлорежущих станков (12,5% к уровню 1980-х гг.), особенно станков с числовым программным управлением (0,6%), кузнечно-прессовых машин (4,3%), тракторов (5,8%), комбайнов (3,5%), телевизоров (6,9%), холодильников (31,4%), стиральных машин (14,8%). Если в начале 1990-х гг. на рынке авиационной техники на долю России приходилось 40 %, то в настоящее время около 0,5 %, т. е. произошло снижение почти в 100 раз. И это характерно для многих отраслей и экономических показателей, характеризующих их развитие (по большинству таких показателей современная Россия находится во второй сотне стран).

Спад промышленного производства был связан с общим (системным) кризисом в экономике страны, обусловленным следующими основными факторами:

· распад СССР, что повлекло за собой разрыв кооперированных связей между производителями промышленной продукции бывших союзных республик;

· в России не были созданы условия для перехода экономики на рыночные условия. Переход начал осуществляться в условиях монополизированной экономики, без создания необходимой рыночной инфраструктуры и соответствующего законодательства, без наличия реальной и научно обоснованной программы экономического и социального развития страны;

· слабость государства. В период перехода на рыночные отношения на первом этапе государство практически не вмешивалось в экономику страны и не регулировало ее развитие в необходимом направлении (это глубоко ошибочное представление сохраняется до настоящего времени среди части экономистов, начинавших рыночные преобразования в России, хотя опыт стран, успешно и безболезненно для населения осуществил переход к рыночной экономике через ее обоснованное регулирование, но не административными, а экономическими методами);

· криминализация экономики страны. Несовершенство хозяйственного законодательства, непродуманная и хищническая «номенклатурная» приватизация национального богатства, особенно добывающей промышленности, слабый контроль государственных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов привели к развитию в России теневой и олигархической экономики, у которой цели и задачи не соответствуют интересам страны и каждого человека,

· социальная и политическая напряженность в обществе, которая была вызвана многими причинами и, естественно, не способствовала нормальному функционированию экономики, породила у населения чувство неуверенности в будущем и недоверие к системе управления народным хозяйством;

· многие (большинство!) руководителей предприятий, государственных учреждений, в том числе и в высших эшелонах власти (в первую очередь) не имели опыта и не были способны эффективно управлять в условиях перехода к рыночным отношениям;

· без разработки и осуществления продуманной протекционистской политики Россия настежь открыла свои границы, в результате чего в Россию хлынул поток импортных товаров, в том числе и недоброкачественных и просроченных или вышедших из моды товаров, что застало наши предприятия врасплох, и их продукция во многих случаях стала некурентоспособной (хотя во многом она была такой и до рыночных преобразований в стране);

· в переходный период в России не были созданы условия для отечественных и иностранных инвесторов для вложения их средств в развитие национальной экономики, в частности в связи с отсутствием стабильности и несоблюдением правовых основ предпринимательства;

· несовершенство налогового законодательства (сохраняющееся до настоящего времени), которое усложняет деятельность непосредственных производителей продукции, особенно в рамках совместных предприятий;

· экономический кризис в России сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что значительно осложнило проблему выхода из кризиса;

· отсутствие необходимого количества профессиональных менеджеров, особенно высшего уровня (топ-менеджеров), способных на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи развития экономики в условиях рыночных отношений;

· отсутствие квалифицированных специалистов в области коммерческой деятельности, которые могли бы обеспечить население добротными товарами для удовлетворения их возрастающих потребностей с точки зрения дизайна, моды и добротности реализуемых товаров;

· низкое качество и конкурентоспособность отечественных товаров, усугубляемые их острым дефицитом, что вынудило правительство в 1980-е годы пойти на крайние меры – введение карточной системы на большинство потребительских товаров;

· спад производства в большинстве отраслей народного хозяйства привел к значительному сокращению количества рабочих мест, включая и высококвалифицированных работников: ученых, инженерно-технических работников и служащих, резкому снижению оплаты труда работников бюджетной сферы, что определило отток трудовых ресурсов в сферу индивидуальной коммерческой деятельности, проявившейся в закупке, как правило, низкокачественных, вышедших из моды подержанных и просроченных товаров (так называемое «челночество»), что позволило частично ликвидировать товарный дефицит в стране, но создало дополнительные трудности для развития отечественного производства многих потребительских товаров, которые не могли конкурировать с импортными (хотя и тоже невысокого качества) и создало за рубежом, даже в развивающихся странах имидж России как «мировой свалки».

Естественно, созданию кризисной обстановки в России, необоснованно затянувшейся в силу указанных выше и других причин способствовало то обстоятельство, что государство не разработало цивилизованные правила экономического поведения для всех объектов рыночной экономики, не обеспечено должного контроля за их соблюдением.

Указанные тенденции развития отечественной экономики в период перехода к рыночным отношениям привели к существенной рестуруктуризации трудовых ресурсов в стране – большая часть активного населения оказалось занятым в сфере обслуживания и сфере обращения, значительную часть которых составляет коммерческая деятельность.

Для выхода из этого системного кризиса необходима повторная и эффективная рестуктуризация народного хозяйства в направлении возрождения обрабатывающих отраслей, прежде всего машиностроения и приборостроения, определяющих научно-технический прогресс и обеспечивающих все остальные отрасли современным оборудованием, способствующим повышению качества и конкурентоспосбности продукции и производства.

Одним из условий решения этой задачи является подготовка специалистов в области менеджмента и маркетинга, а также улучшение экономической и управленческой подготовки инженерных кадров.

На родине менеджмента, в США, менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. Термин «менеджмент» у американцев обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

В соответствии с энциклопедическим определением понятия «менеджмент» - это совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального коллективного труда в различных организациях. Термин «менеджмент» часто используется для обозначения области знаний, связанных с «планированием, организацией, распорядительством, координацией, стимулированием и контролем» (по А. Файолю, который в 1916 г. предложил предельно краткое (лапидарное) определение понятия: «Менеджмент – это управление людьми и ресурсами» и основной критерий оценки: «Хороший менеджер не тот, кто хорошо работает сам, а у кого хорошо работают подчиненные»).

Питер Друкер, ведущий теоретик в области управления и организации, основатель и лидер эмпирической школы менеджмента, дал такое определение: «Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

Социолог Талкотт Парсонс выделил в различных сферах деятельности (включая и коммерческую) 3 категории менеджеров в системе вертикального разделения труда:

  • управление на техническом уровне, связанное с ежедневными операциями, действиями, необходимыми для обеспечения работы без срывов (Lower management – нижнее звено управления);
  • управленческий уровень связан с управлением и координацией внутри организации, согласованием разнообразных форм деятельности и усилий различных подразделений организации (Middle management – среднее звено управления);
  • институциональный уровень, связанный с разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организацией к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, в которой существует функционирует данная система (Top management – высшее или верхнее звено).

Термин «менеджмент» происходит от латинского «manus» - рука (это корневая основа используется, например, в таких словах как «манускрипт» - книга, написанная вручную, «мануфактура» - ручное изготовление и т.п.) и слово «менеджмент» первоначально употреблялось как «управление лошадьми». В английском языке имеется три глагола, без опорных слов обозначающих управление определенными объектами или в определенной сфере. Так, «to govern» означает управлять в политической сфере, «to manage» - управлять производством (шире – хозяйствующими субъектами) и «to control» - управлять техническими объектами (станком, автомобилем и т.п.).

Во французском языке существует семь глаголов, означающих управление в различных сферах деятельности (домашним хозяйством, воспитанием, предприятием и др.). В немецком и славянских языках термин «управление» для обозначение чем, требует опорного слова, (например, в немецком Betriеbregirung – то же, что в русском – управление производством).

Распространенность английского языка в мире и успехи в области управления производством в англоязычных странах (Великобритании, США и др.), начиная с конца Х1Х века (рационалистическая школа менеджмента) привели к проникновению термина «менеджмент» во многие языки, даже такой консервативный для включения в него, иноязычных слов, как французский. В русском языке этот термин начал применяться вначале (начиная с 1960-х гг.) в звучании «менеджеризм» для обозначения буржуазной теории и практики управления производством. Например, даже в конце 1980-х гг. открытые специальности в нескольких вузах страны (МИЭИ, ЛФЭИ и др.) назывались «управление производством». И только в середине 1990-х гг. для обозначения управления производством утвердился и начал широко применяться термин «менеджмент», а для носителей этой профессии, т.е. управленцев разного уровня – термин «менеджер».

Рассмотрение этимологии понятия «менеджмент» обусловливает и необходимость выявление причин появления вида деятельности, обозначаемого словом «менеджмент», ее исторической и экономической природы.

Основной причиной выделения управленческой деятельности в самостоятельный вид является разделение труда в производстве. Если один человек выполняет определенную работу от начала до завершения, в результате чего создается некоторый продукт (материальный или услуга), управлять им не нужно, они «самоуправляются». Но как только работу выполняют несколько человек с разделением ее на самостоятельные, но взаимодополняющие части, возникает необходимость в координации их действий для получения продукта как результата трудового процесса.

Это положение наглядно иллюстрируется высказыванием К. Маркса: «Если играет один скрипач, он сам управляет собой, если создается оркестр, он нуждается в дирижере. Так, и всякий непосредственно общественный труд в большей или меньшей степени нуждается в управлении».

Современное понятие «менеджмент» имеет много трактовок, содержащихся в различных общих, энциклопедических и профессиональных словарях, научной и учебной литературе. В обобщенном виде можно дать следующее определение. «Менеджмент – это совокупность принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на производство, обеспечивающих его успешное функционирование, на основе совершенствования, повышения эффективности коллективного труда и получение прибыли, достаточной для устойчивого развития производства (предприятия)».

Менеджер – профессиональный наемный работник, осуществляющий управленческую деятельность, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию работников в совместном труде по достижению намеченных целей.

Существует неточное толкование и использование понятия «менеджер», часто понимаемое и употребляемое как «управляющий» или «руководитель». Небольшая часть менеджеров, примерно 10 %, так называемых «вертикальных менеджеров» выполняет функции руководителей, преобладающе большая их часть, называемых «горизонтальными менеджерами», решения не принимают, не занимаются распорядительством, а работают в информационной сфере, используя информацию для подготовки управленческих решений (офисных работников), принятие и реализация которых является задачей и прерогативой руководителей, т.е. управляющих.

Высокие темпы роста объемов информации, используемой для подготовки профессионально обоснованных и ответственность управленческих решений, определяет высокую потребность в профессиональных менеджерах, которые в настоящее время готовятся в более, чем 400 вузах страны, и тем не менее существует острая нехватка таких кадров, поскольку большая часть работников, занимающих должности менеджеров разной профессиональной ориентации и уровня, не имеют профессионального образования в этой области, а являются так называемыми практиками, получившими в разное время инженерное, педагогическое, военное, юридическое и другие виды непрофильного для успешной работы в качестве менеджера образования, что требует их последовательной замены на профессионалов. Здесь в большой степени проявляется синдром «кухарки», в соответствии с которым считается, что любой специалист с высшим образованием (а часто и без него) может справляться с функциями менеджера. Второй причиной такого положения является недостаточная требовательность к содержанию и качеству труда менеджеров, большая часть которых составляет так называемый «офисный планктон».

Принципы (от лат principium – начало, основа) управления – руководящие правила, основные положения и номы деятельности, которыми должны руководствоваться менеджеры и органы управления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления.

Методы управления – способы воздействия на управляемый объект, основанные на вариативности в условиях многовариантности, порождаемой научно-техническим прогрессом и критериями принятия управленческих решений.

Социальную функцию и значение менеджмента характеризует известный американский специалист в области менеджмента, основатель эмпирической школы менеджмента, Питер Друкер, который еще в 1950-е гг. сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития. Он сказал: «Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента».

Сущность и содержание менеджмента как сравнительно нового вида в то время деятельности в промышленности сформулировал американский ученый французского происхождения Анри Файоль, проработавший более 30 лет вначале инженером, а затем директором горнодобывающей компании Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville в Комментри (Commentry) в опубликованной им в 1916 г. книге «Общее и промышленное управление» («Administration Industrielle et Générale»), которая вышла за несколько лет до публикации теории научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederick Winslow Taylor).

В этой книге, ответившей на главный вопрос в отношении сущности менеджмента, а именно, что нужно делать, чтобы управлять производством, сформулированы основные функции менеджмента:

  • предвидение и планирование, т.е. «учет грядущего и выработка программы действия»;
  • организация, т.е. «построение двойного (материального и социальног) организма предприятия;
  • распорядительство, т.е. «принуждение персонала надлежаще работать»;
  • координация, т.е. «связывание, объединение, гармонизация всех действий и всех усилий;
  • контроль, т.е. «забота о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям».

Помимо этих пяти функций менеджмента, А. Файоль выделил и сформулировал ряд важных принципов управления, отметив большую важность разделения труда – во многом повторив идеи Адама Смита (Adam Smith) по данному поводу.

Труды А. Файоля прошли испытание временем и даже сейчас считаются вполне достойным примером подхода к определению сущности менеджмента. Многие современные учебники по теории управления производством включают в себя слегка модифицированный перечень функций менеджмента, к которым с учетом современной рыночной концепции менеджмента добавилась функция маркетинга, в узком плане понимаемого как «интегративная функция менеджмента, позволяющая превратить интересы потребителя в доходы и прибыль производителя».

Вопросам эволюции теории и практики менеджмента посвящены многочисленные работы зарубежных и отечественных авторов. При этом периодизация менеджмента ведется по нескольким направлениям.

1.Персонифицированная история менеджмента, изложенная шведским ученым в области менеджмента Бенгтом Карлофом в книге «Деловая стратегия» в виде управленческого континуума (от лат. continuum – непрерывное, сплошное, непрерывная совокупность), составленного Клодом Ст. Джорджем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. (с момента создания письменности древними шумерами) до нашей эры до наших дней. В этом континууме упоминаются такие исторические события и факты как:

· создание письменности, регистрация фактов шумерами (5000 г. до н.э.);

· признание необходимости планирования, организации и контроля (4000 г. до н.э.); централизации и децентрализация в организации управления, использование штабного принципа управления (2000 г. до н.э.) египтянами;

· концепция организации, скалярный принцип (1500 г. до н.э.) евреями;

· признание принципа специализации (500 г. до н.э.) китайцами;

· формулировка принципа универсальности менеджмента (400 г. до н.э.) Сократом;

· признание менеджмента как особого вида искусства (400 г. до н.э.) Ксенофонтом;

· использование научных методов труда и рабочего ритма (350 г. до н.э.) греками;

· создание и использование принципа штаба (325 г. до н.э.) Александром Великим;

· формулировка принципов единоначалия, золотого правила, человеческих отношений (20 г н.э.) Иисусом Христом;

· делегирование полномочий (284 г.) Диоклетианом;

· введение двойной бухгалтерии (1340 г.) генуэзцем Л. Пачоли;

· определение качества руководителя (1525 г.) Н. Макиавелли;

· применение принципа специализации к промышленным рабочим, создание трудовой теории стоимости (1776 г.) Адамом Смитом;

· анализ и обобщение человеческой мотивации (1820 г.) Дж. Милом;

· разработка курса предпринимательского менеджмента для колледжа (1881 г.) Дж. Вартоном;

· создание школы рационалистического менеджмента, системного подхода, исследования структуры рабочего времени и др. (1900 г.) Ф.У. Тейлором;

· использование психологии в менеджменте (1910 г.) Х. Манстенбергом;

· создание первого учебника менеджмента для школьников (1911 г.) Дж. К. Дунканом;

· создание первой полной теории менеджмента, формулировка функций и принципов менеджмента (1916 г.) А. Файолем;

· создание социологической концепции групповых устремлений (1927 г.) Э. Мэйо;

· создание теории систем и использование системного анализа и теории информации в менеджменте (1969 г.) Н. Винером и К. Шенноном;

· предложение модели стратегического планирования (1965 г.) И. Ансоффом;

· создание методов линейного программирования и их использования для оптимизации экономических и управленческих решений (!939 г.) Л.В. Канторовичем и Т.Ч. Купмансом;

· и др.

Историческая периодизация менеджмента предложена Робертом М. Фалмером в «Энциклопедии современного управления» (1992 г.) в виде:

· начало эпохи практицизма (5000 – 3000 гг. до н.э.);

· докапиталистическая эпоха (3000 – 500 гг. до н.э.);

· классическая эпоха (500 г. до н.э. – 500 г. н.э.);

· ранние стадии развития капитализма (500 г. н.э. – 1100 г.);

· мелкособственнический капитализм (1100 – 1400 гг.);

· протестантский специалист и меркантилизм (1400 – 1776 г.);

· промышленный капитализм (1776 – 1890 гг.);

· финансовый капитализм (1890 – 1933 гг.);

· национальный капитализм (1933 – 1950 гг.);

· управленческий капитализм (1950 – 1990 гг.);

· предпринимательский капитализм (1990 – 2000 гг.);

· маркетинговая концепция предпринимательства (с 2000 г.).

Выделены следующие основные концепции развития теории и практики менеджмента:

· товарная (конец Х1Х – начало ХХ в.);

· сбытовая (1930-е – 1950-е гг.);

· маркетинговая (с начала 1960 гг.).

Период преобладания товарной концепции характеризовался тем, что менеджмент занимался главным образом производственными проблемами в условиях дефицита большинства видов продукции, что характерно для «рынка производителя», для которого характерно превышение спроса над предложением и сбыт продукции не требовал специальных усилий.

Поворот к сбытовой концепции происходит тогда, когда предложение начинает превышать спрос, и проблемы сбыта становятся преобладающими. Критерием эффективности работы предприятия становится объем продаж. Считается, что повышение объема продаж автоматически ведет к увеличению прибыли и повышенное внимание уделяется исследованию рынка.

Переход к маркетинговому направлению, ориентирующему менеджмент на интересы потребителя. В рамках традиционной сбытовой концепции инженеры разрабатывают изделие, производственники изготавливают его, а сбытовики должны его продать. Современная маркетинговая концепция предполагает, что разработку изделия и производственный процесс необходимо начинать с исследования рынка и покупательского спроса, чтобы обеспечить надежную, достоверную базу для планирования всей производственной деятельности, ее ориентацию на потребителя.

Таким образом, историческая периодизация менеджмента показывает зависимость его эволюции от внешних условий и исторического этапа развития общества. С другой стороны, менеджмент начинает складываться в конце Х1Х – начале ХХ вв. В этих условиях происходит формирование и развитие школ менеджмента, рассмотрение сущности которых позволяет во многом понять сущность и возможности менеджмента в решении задач повышения эффективности производства.

Энциклопедия профессионального менеджмента отмечает, что началом развития теории менеджмента следует считать 1886 г., когда Генри Таун (1844 – 1924 гг.), президент компании «Йель энд Таун» на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (ASME) представил доклад «Инженер как экономист». Здесь впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и специализации, равноценной с инженерным трудом. Основная задача менеджмента в тот период виделась в том, чтобы добиться возможно более высокой отдачи от труда рабочих. Но вместе с тем уже намечалась тенденция перехода от принципа надзора за трудом к принципу его организации на научных основах.

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента принято рассматривать с выделением подходов и школ управления производством, трактуемых разными авторами неоднозначно. Наиболее принятым и характерным является выделение и анализ в качестве относительно самостоятельных следующих основных школ менеджмента:

  1. Рационалистическая школа.
  2. Административная или классическая школа.
  3. Школа человеческих отношений.
  4. Эмпирическая школа.
  5. Математическая школа.
  6. Школа социальных систем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.