Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа социальных систем в менеджменте




 

Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р. Акофф, С. Бир, Л. Берталанфи, Дж. Гиг, Д. Форрестер, С.С. Шаталин и др. Наряду с исследованием операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию теории систем и системотехники.

Значительное повышение целенаправленности и эффективности менеджмента обеспечивается применением системного подхода, широко используемого в организации и управлении сложными системами. Менеджмент обладает всеми присущими сложным системам свойствами и признаками, что и определяет целесообразность применения системного подхода (СП) в этой деятельности.

В ХХ веке СП занимает одно из ведущих мест как в научном познании, так и к практической деятельности. Предпосылкой этого явился переход к новому типу научных и прикладных задач: в ряде областей деятельности центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных систем (социальных, экономических, производственных, коммерческих и др.).

Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики, с середины ХХ века начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане, которая первоначально группировалась вокруг задач построения общей теории систем (идеи которой и сам термин были предложены А.А. Богдановым, а программа ее построения и развития осуществлены Л. Берталанфи, в середине 1930-х гг. продолжены серией работ отечественных ученых: А.И. Берга, В.Г. Афанасьева, М.И. Сетрова (в 1960-е–70-е гг.) американских специалистов Р. Джонсона, Ф. Каста, Р. Розенцвейга (1970-е гг.), в опубликованной в 1981 г. работе Дж. Гига «Прикладная теория систем.

Развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход», который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины: «системно-структурный подход», «системные методы», «теория систем», «системный анализ»; (при этом за двумя последними терминами закрепилось еще и специфическое, более узкое значение).

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристичекие (греч. heurisko – отыскиваю, открываю; специальные методы решения задач, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимися на точные математические модели [БСЭ, 3-е изд., т.29, с.559]) функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупномстью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований.

 

 

Эта ориентация осуществляется двояко:

· содержательные принципы СП позволяют фиксировать недостаточность традиционных подходов для постановки и решения новых задач;

· понятия и принципы СП существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.

Положительная роль СП может быть сведена к следующим основным функциям:

· понятия и принципы СП выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в традиционных методах;

· СП содержит новую по сравнению с традиционными методами схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей;

· из важных для СП тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает многовариантное расчленение.; при этом критерием обоснованного выбора адекватного варианта расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить операциональную единицу анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

СП как комплексная методология процесса познания, анализа и синтеза производственных систем (СП), характеризуется следующими признаками:

· исследуемый объект оценивается как целое независимо от рассматриваемого аспекта (экономического, организационного, административного и т. п.);

· решение частных проблем подчиняется решению проблем, общих для всей ПС;

· познание объекта не ограничивается исследованием лишь механизма функционирования, а расширяется до выявления внутренних закономерностей развития СП, распределения воспроизводственных пропорций и механизма его развития;

· в процессе абстрагирования элементы СП, имеющие второстепенное значение в одних условиях, могут оказаться существенными в изменившихся обстоятельствах;

· процесс и процессор рассматриваются как взаимно обусловленные понятия, изменяющиеся во времени.

Одним из основополагающих положений СП, основанного на рассмотренных признаках и определяющих субординацию в отношениях частей и целого является системный постулат: если элемент принадлежит системе или содержится в ней, то он всегда меньше системы.

СП основывается на следующих основных принципах:

· единство – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупность частей;

· целостность – несводимость свойств системы к свойствам элементов и невыводимость из свойств элементов свойств системы;

· целеполагание – установление глобальной цели системы и нелинеарных с ней целей составляющих элементов;

· динамичность – способность системы к изменению состояния под воздействием детерминированных (тенденций) и случайных факторов, развитию нго траектории, предопределенной глобальной целью;

· взаимозависимость системы и среды, заключаящаяся в том, что система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;

· иерархичность – учет соподчинения и ранжирования частей; каждый элемент системы может рассматриваться как подсистема, а сама система как элемент более сложной системы

· множественность состояний и описания системы в связи с чем ее познание требует построения различных моделей, каждая из которых описывает определенное состояние и аспект системы;

· организованность – упорядочение составных частей и объединяющих их связей;

· декомпозиция – возможность расчленения объекта на составные части, цели которых вытекают из глобальной цели системы.

К основополагающим признакам и свойствам, характеризующим производство как системное явление, можно отнести следующие четыре, обладая которыми объект можно рассматривать и анализировать как систему.

Первое свойство – взаимодействие и целостность. Элементы, вступая во взаимодействие, образуют единую целостную систему. Они могут быть разной направленности, но одновременно совместимыми. Второе свойство – связи, которые с закономерной необходимостью создаются и реализуются в ПС. Для появления и устойчивости ПС связи между элементами внутренней (эндо) среды должны быть более выраженными, чем связи отдельных элементов с внешней (экзо) среды. Связи в ПС весьма многообразны: они могут быть вещественными (материальными), информационными, прямыми и обратными. Третье свойство – организация, обеспечивающее создание определенной структуры, объединяющей элементы и связи в единое целое. Четвертое свойство – интегративные качества, которые проявляются у элементов, составляющих ПС. Этим свойством не обладает ни один из элементов, взятый в отдельности.

Процесс построения ПС и решения задач в рамках этой школы состоит в следующем.

  1. Формулировка проблемы.
  2. Системный анализ проблемы.
  3. Системное программирование, включающее постановку целей, составление планов.
  4. Системное проектирование.
  5. Создание моделей и программ математического обеспечения.
  6. Ввод системы в действие и ее проверка.
  7. Обслуживание системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.