Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационалистическая школа менеджмента




Основные школы менеджмента

 

Появление этой школы связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915 гг.). Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Ф.У. Тейлора – всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями этой школы были Лилиан и Френк Гильберты, Генри Гантт, Карл Барт и др. Принципы и содержание этой школы были сформулированы ее основателем Ф. Тейлором в его фундаментальной работе «Научные основы организации промышленных предприятий» (1916 г.). Создатели рационалистической школы менеджмента, часто называемой школой научного управления, что однако ставит под сомнение научный характер остальных школ менеджмента, исходили из того, что используя наблюдения, логику и анализ производственных процессов, их разложение на отдельные элементы и конструирование из них рационального производственного процесса, можно усовершенствовать большинство операций ручного и механизированного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование этой школы базировалось на следующих основных положениях: 1) рациональная организация труда на основе анализа и проектирования эффективного производственного процесса; 2) разработка рациональной структуры организации; 3) отделение управленческого труда от выполняемых рабочим рационализированных производственных операций.

Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа состава производственных операций, состава трудовых движений, исключения на основе анализа излишних и нерациональных, измерение времени выполнения составных частей операций хорошо обученными рабочими, стимулирование освоения рациональных операций большинством рабочих через систему поощрений и штрафов, что позволяло привязать ритм выполнения операций к режимам работы технологического оборудования и повысить производительность труда. Такой подход явился причиной появления в 1913 и 1914 гг. малопрофессиональных статей В.И. Ленина «Система Тейлора – система порабощения человека машиной» и «Система Тейлора –научная система выжимания пота», предопределившими идеологическую основу отрицания этой системы в отечественной промышленности и на многие годы затормозившими рост производительности труда.

Наряду с этими основополагающими положениями система Тейлора предусматривала четкое разграничение исполнительских и управленческих функций, т.е. функциональную специализацию рабочих и управленческого персонала. Тем самым складывались основы формальной структуры организации, происходило отделение управленческих функций от фактического исполнения работы рабочим. Тейлор писал: «Очевидно, что человек одного типа должен составить план работы, а человек другого типа должен выполнить ее». Этот подход существенно отличался от старой, традиционной системы, в которой рабочие сами планировали свою работу, теряя при этом в скорости ее выполнения, что снижало выработку в единицу рабочего времени.

В системе Тейлора были сформулированы и общие принципы управления, выведенные из проведенных исследований и экспериментов. Эти принципы, названные Тейлором научными принципами управления, следующие:

· разделение труда;

· измерение труда;

· установление задач и предписаний;

· рационализация труда как индивидуальной деятельности;

· мотивация и программы стимулирования труда;

· усиление роли индивидуальных способностей работников;

· повышение роли менеджмента;

· развитие управленческого мышления всех участников производственного процесса.

В отличие от Ф. Тейлора Г. Гантт (1861–1919 гг.) считал, что рабочие являются ключевым звеном в производстве и достижении высокой производительности труда, а остальные участники производственного процесса должны подстраиваться под них. Причем задания каждому рабочему и отдельные нормы необходимо устанавливать не с оглядкой на предыдущий опыт, а на основе научных исследований и разработок. Одной из заслуг Г. Гантта, определивших его вхождение в историю менеджмента, является предложение идеи и практическая реализация ленточных диаграмм, названных его именем. График Гантта – это диаграмма процесса, дающая наглядное представление о порядке и продолжительности выполнения каждой работы в разовых процессах, применяемых в научно-технической подготовке производства и процессов в условиях единичного и мелкосерийного типов производства.

Сподвижники Ф. Тейлора в создании и реализации рационалистической школы менеджмента Ф. Гилберт (1868–1924) и Л. Гилберт (1878–1972) изучали и анализировали движения рабочих с использованием измерительных методов и средств, таких как шкалограммы, киносъемки, хронометры и др. Их изучение движений было использовано для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий при введении собственной системы стимулирования труда и снижения утомляемости рабочих.

Л. Гилберт положила начало такому направлению менеджмента, которое названо «управлением кадрами» и включающему подбор, расстановку и подготовку кадров. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

Весомый вклад в развитие рационалистической школы менеджмента внесли и представители отечественной науки. Так, А.К. Гастев в свих работах основное внимание уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основу комплексного подхода к теории управления. П.М. Керженцев понимал научную организацию труда как изучение организационных принципов и рациональных методов организации любой работы. Он исследовал управление людьми, коллективами, независимо от сферы их деятельности.

Рационалистическая школа менеджмента наряду с прогрессивными для своего времени идеями и достижениями, носила преимущественно инженерный характер (все ее участники были инженерами), способствовала существенному повышению производительности труда, но на внеменеджерном уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 6522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.