КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективный финансовый план
ВОПРОС 12. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОПРОС 4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач ФП подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. ВОПРОС 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ВОПРОС 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ Понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансов. Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система РФ в целом состоит из двух укрупненных подсистем: 1. централизованных финансов - государственных и муниципальных финансов 2. децентрализованных финансов - финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис.3.
Рис.3. Финансовая система РФ
Ведущая роль принадлежит общегосударственным финансам. Однако общегосударственные финансы тесно связаны с финансами хозяйствующих субъектов. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является НД, создаваемый в сфере материального производства. С другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятия, но и с привлечением общегосударственных фондов (бюджетных ассигнований, государственного кредита). Такая взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения задач и функций органов государственной власти. Через бюджет концентрируется значительная доля НД для финансирования государственных нужд. С помощью бюджета происходит перераспределение НД, это создает возможность маневрировать денежными средствами и позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фондысоздаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью специфических форм и методов. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп: • внебюджетные фонды социального назначения; • внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера, или экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. В нижеследующей таблице представлена динамика ставки ЕСН для организаций, для индивидуальных предпринимателей.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает как заемщик кредитор и гарант. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, незначительны. Однако в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило более широкое развитие. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Теперь более предметно рассмотрим подсистемы финансов хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено. Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансы некоммерческих организаций; Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Финансовая система обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков. Важную роль в движении финансовых потоков играют финансовые рынки и финансовые посредники, т.е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании и т.д. Современная финансовая система становится глобальной, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовой системы.
Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе. Содержание финансовой политики включает: • выработку научно обоснованной концепции финансов на перспективу; • определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе; • осуществлением практических действий для достижения поставленных целей. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Виды финансового механизма: 1. Директивный: разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. 2. Регулирующий: финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такой вид характерен для организации внутрихозяйственных отношений на предприятии. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегий. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития (что наблюдается в РФ в 2006 г., например, национальные проекты). Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Рассмотрим бюджетную политику России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем: • несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы; • недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников; • избыточности долгового бремени; • неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития; • незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов. Отсюда определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики, к которым относятся: • обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти; • существенное снижение относительных издержек функционирования государства; • значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику; • создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам; • приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета; • оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач; • урегулирование кредиторской задолженности государства; • четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение финансовой устойчивости, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и, в итоге, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. В государственном управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части регулирования финансовой деятельности государства. 1. Президент РФ как глава государства: ü обеспечивает в области управления финансами согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией РФ; ü регламентирует функционирование финансовой системы страны путем утверждения федеральных законов, в т.ч. законов о федеральном бюджете, государственных внебюджетных фондах и т.д. ü обращается к Федеральному Собранию с ежегодными бюджетными посланиями, в которых определяет систему финансово-экономических отношений между Центром, субъектами РФ, органами местного самоуправления. 2. Федеральное Собрание РФ, состоящее их двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы: о введении или отмене налогов, сборов и обязательных платежей; о выпуске государственных займов; об изменении финансовых обязательств государства; о федеральном бюджете и т.д. 3. Правительство РФ выступает как единый центр управления финансами: ü разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; ü обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; ü осуществляет управление федеральной собственностью. 4. Общее руководство организацией финансов в стране осуществляет Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства, организует разработку федерального бюджетного плана, принимает активное участие (совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов РФ возложены также организация исполнения федерального бюджета и проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов РФ предоставлены широкие права: получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей. Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор: üза использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; üза соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; üза соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; üза исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре и т.д. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральное казначейство осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются: ü взимание таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России; ü контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин; ü осуществление мер по их принудительному взысканию. 5. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым росту капитализации, инвестиций и соответственно увеличению поступлений в бюджетный фонд. 6. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ) организует управление федеральным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества, дивидендов). 7. Система Центрального банка РФ является важным органом, проводящим реализацию денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством РФ осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов. 8. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Задачами Счетной палаты являются: ü организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; ü определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; ü финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; ü анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; ü регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие органы власти и финансовые учреждения. Конкретными инструментами управления финансами служат: · финансовое планирование и прогнозирование; · финансовый контроль. Финансовое планирование представляет собой составную часть планирования экономики и базируется на системе макроэкономических показателей. Основной целью финансового планирования можно считать обеспечение устойчивого исполнения выбранных приоритетов бюджетной политики с минимальными (приведенными) суммарными издержками в заданный период планирования. При этом под приоритетами можно понимать набор конкретных целей с качественными и количественными показателями. Приоритеты или цели бюджетной политики должны вытекать из приоритетов или целей социально-экономического развития, заданных органами управления территории на основе предпочтений населения. В итоге, финансовый план позволяет удовлетворять предпочтения населения с наименьшими суммарными (приведенными) издержками в заданный период времени, что соответствует смыслу государственной власти в современном ее понимании. Относительная обособленность отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит БЮДЖЕТАМ (федеральному, субъектов РФ, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Наряду с бюджетами на федеральном и региональном уровне формируются бюджеты государственных внебюджетных фондов социального назначения (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фондов обязательного медицинского страхования). С 2008 г. проекты федерального, региональных и местных, а также проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. До 2008 г. в России отсутствовал механизм среднесрочного планирования государственных финансов, что проявлялось, прежде всего, в годовом периоде планирования бюджетных доходов и расходов. Преимущества внедрения многолетнего бюджетного подхода: i. помещение бюджетного процесса в многолетнюю структуру заставляет правительство принимать более точные и согласованные решения относительно целей и приоритетов своей политики ii. среднесрочные бюджетные проектировки выявляют случаи, когда текущая политика и её будущие последствия противоречат финансовой стратегии iii. многолетние расчеты обеспечивают непрерывность бюджетного процесса, помещая формирование годового бюджета в контекст среднесрочной финансовой стратегии правительства и устанавливаемых в ней приоритетов iv. многолетний бюджет стимулирует эффективность распределения общественных ресурсов, повышая прозрачность и ответственность бюджетного процесса и обеспечивая механизм систематического пересмотра намеченных обязательств и их приоритетности v. многолетний бюджет служить инструментом укрепления сотрудничества между различными правительственными агентствами, увеличивая вовлеченность линейных (отраслевых) министерств в бюджетный процесс. На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных (среднесрочных) финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и расходов населения. БК РФ в ст. 174 под среднесрочным финансовым планом субъекта РФ (муниципального образования) определяет документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Утвержденный среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать следующие параметры: Ø прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ (муниципального района); Ø объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов; Ø распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; Ø нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований); Ø дефицит (профицит) бюджета; Ø верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ, верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода). Отметим также, что по ст. 185 п.2 представительному органу вместе с проектом бюджета предоставляется целый список документов, но перспективный финансовый план в него не включен (ст. 182). Таким образом, ст. 174 БК РФ определяет минимальные требования к среднесрочному финансовому плану и процедуре его подготовки, которые можно кратко сформулировать так: среднесрочный финансовый план — это трехлетний бюджет территории по укрупненным показателям бюджетной классификации для внутреннего пользования органов исполнительной власти, носящий информативный, не обязательный для исполнения характер. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулировании денежного обращения занимает БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ. Этот план разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ при активном участии Министерства финансов и других учреждений (институтов) финансовой системы. В балансе финансовых ресурсов отражается формирование и использование денежных фондов, планируемых в составе бюджетного, внебюджетных, страхового и денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций и объединяет в единую систему все финансовые планы. Его показатели принимаются за основу при составлении проектов бюджетов. Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Финансовое прогнозирование — это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (от 1 года до 10 лет) и долгосрочными (более чем на 10 лет). Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов и их использования на долгосрочный период. Прогнозы позволяют финансовому аппарату наметить и проанализировать разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Для финансового прогнозирования применяют различные методы: детерминистический метод, метод эконометрического моделирования, метод математического моделирования, метод временного тренда и метод экспертных оценок. 1) Детерминистический метод предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными или принятыми известными переменными. Из-за его простоты и информационной гибкости, это наиболее актуальный метод прогнозирования для бюджетов территорий в настоящее время. Детерминистический метод прогнозирования рекомендуется использовать в случаях, когда: § эконометрический метод требует значительных дополнительных организационных или информационных затрат, § точность прогноза эконометрической модели ниже точности прогноза детерминистической, § эконометрическая модель не может быть интерпретирована с помощью экономической логики и потому экономически бессмысленна, § источник дохода составляет менее 0,1% в совокупных доходах бюджета. Во всех остальных случаях рекомендуется использовать эконометрический метод. 2) Эконометрический метод позволяет получать зависимости исследуемых величин от набора наблюдаемых характеристик экономики в целом и/или экономических агентов в отдельности. Получив зависимость, можно спрогнозировать, как изменятся зависимые величины от экзогенных параметров. Построение регрессий можно проводить на основе кросс-секционных данных для ряда территорий, временных рядов для данной конкретной территории или панельных данных, включающих в себя кросс-секционные данные за несколько периодов времени. Также частным случаем этого метода является метод временного тренда, предполагающий некоторую корреляцию значений исследуемой величины со временем и/или собственными значениями в прошлые периоды. В самом простом варианте используется гипотеза постоянства темпов прироста, например, если прирост ВРП в предыдущем году составил 5%, прогноз прироста для текущего и всех остальных лет также составит 5%. Неточность данного метода возрастает с горизонтом прогнозирования. Для повышения точности прогнозов на основе временных рядов следует строить более сложные эконометрические модели, требующие, однако больше наблюдений. 3) Математическое моделирование заключается в построении интегрированной модели экономики территории, учитывающей экономические связи между решениями наиболее важных групп экономических агентов (набор отраслей промышленности и услуг, домохозяйства, государство, внешние сектора). Для точного прогнозирования такие модели требуют много информации, высокой квалификации персонала и использования эконометрических методов для оценки части параметров модели. Важным преимуществом такого моделирования является возможность проводить эксперименты с налоговой политикой и расходами с целью выявления их среднесрочных последствий для экономики и бюджета. 4) Метод экспертных оценок заключается в использовании профессиональной интуиции экспертов по бюджетному планированию и/или менеджмента крупных налогоплательщиков. Данный метод применяется в случае невозможности использовать какой-либо из предыдущих трех методов. Например, если существенная часть налоговой выручки поступает от небольшой группы предприятий, то можно запросить у них собственные прогнозы по объему регистрируемой прибыли, фонду оплаты труда и т.д., а по остальным налогоплательщикам прогнозировать доходы детерминистическим методом. На сегодняшний день в Европе и США принято использовать интегрированные математические модели на основе современной экономической теории и эконометрических оценках параметров. В России такие модели используют пока только на федеральном уровне. Наиболее актуально использование моделей для прогнозирования в регионах с высокой зависимостью от внешних рынков, в том числе от рынков других регионов. Внешние изменения оказывают сетевое влияние на экономику, которое можно учесть только с помощью интегрированной модели общего равновесия. Таким образом, эффективность финансового планирования и прогнозирования, успех решения стоящих перед ними задач в основном зависят от комплексного взаимосвязанного использования всей системы финансовых планов, совершенствования методики их разработки, объективности и полноты информационной базы, уровня экономического анализа и оценки намечающихся тенденций, обоснованности их факторов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |