КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство как гарант
Основная цель создания ФФПР(ст.131 БК РФ) – выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам, т.е. выравнивание доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемых из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциала различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. Получателями трансфертов является большинство субъектов РФ. Средства ФФПР распределяются на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиях удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов. Фонд регионального развития - ФРР. ФРР образован в целях оказания поддержки развитию региональной инфраструктуры. Данный фонд является инструментом финансирования инвестиционных проектов федеральных целевых программ регионального развития по объектам, находящимся либо в собственности субъекта РФ, либо в муниципальной собственности. В настоящее время Правительством РФ установлен порядок предоставления субсидий из Федерального фонда регионального развития на софинансирование мероприятий по развитию общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения и поддержку созданных субъектами РФ фондов муниципального развития, а также на исполнение указов Президента РФ о празднованиях в связи с добровольным вхождением отдельных республик в состав Российского государства (Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. №212 «Об утверждении правил предоставления субъектам РФ субсидий из федерального фонда регионального развития»). Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. В целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях осуществляется распределение субсидий из ФРРиМФ. Средства фонда распределяются между субъектами РФ и муниципальными образованиями, осуществляющими реализацию программ реформирования региональных финансов, и могут направляться на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы. Основными направлениями реформирования региональных и муниципальных финансов в 2008-2009 гг., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 гг. субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», являются: 1. Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат 2. Среднесрочное бюджетное планирование 3. Управление расходами и реструктуризация бюджетной сети 4. Создание условий для развития доходной базы 5. Межбюджетные отношения 6. Повышение публичности государственного и муниципального секторов экономики Фонд компенсаций. В настоящее время Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и (или) Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между всеми субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в субъектах РФ. Первоначально субвенции из ФК выделялись только для реализации 2 ФЗ: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов РФ». Однако этот список постоянно пополнялся и на сегодня использование средств ФК возможно по 19 направлениям. Фонд софинансирования социальных расходов. Средства ФССР направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ: 1) по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 2) по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 161 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"; 3) по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах"; 4) на выплату ежемесячного пособия на ребенка в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 5) на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на выплату заработной платы приемному родителю.
Рис. Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с 2008 г. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме: Ø дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); Ø субсидий местным бюджетам; Ø субвенций местным бюджетам; Ø иных межбюджетных трансфертов бюджетам БС РФ.
ВОПРОС 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ГВФ) В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: будучи самостоятельным звеном государственных и муниципальных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей (социально-экономических, экологических и других потребностей граждан) и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии назначениями фондов. Специфическими признаками внебюджетных фондов, отличающими их от бюджета, являются: 1) конкретно обозначенная и законодательно зафиксированная цель, ради которой создается фонд; 2) целевое закрепление конкретных видов доходов за соответствующими расходами (вместо обезличивания поступлений, характерного для бюджета); 3) относительная самостоятельность, обусловившая создание автономной организационной структуры, управляющей фондом. Пенсионный фонд РФ (далее ПФР) был введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. ПФР - наиболее крупный из всех государственных внебюджетных фондов; его доля в совокупных расходах внебюджетных фондов составляет около 75%. Доминирующее положение данного фонда объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и максимальным размером взносов (на долю Пенсионного фонда в ЕСН приходилось 28% общей тарифной вставки (в настоящее время – 20%). ПФР обеспечивает: 1. целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, 2. организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; 3. капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; 4. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; 5. организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР; 6. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; 7. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации (Государственную Думу) предложений по ее совершенствованию; 8. проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; 9. разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. 10. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Фонд социального страхования РФ (далее ФСС) выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. ФСС является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; на его долю приходится более 15% доходов всех внебюджетных фондов. Данный фонд обеспечивает государственные гарантии в области социальной защиты работающих граждан путем компенсации понесенных ими потерь из-за невозможности выполнения своих основных производственно-трудовых обязанностей. Основными задачами ФСС являются: 1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; 3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; 4. разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; 5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; 6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование в РФ осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства — работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица. Основными задачами Федерального ФОМС являются: 1) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; 2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; 3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Территориальные ФОМС создаются региональными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543 1, для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС. На территориальный ФОМС возложены следующие основные функции: 1. финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками); 2. выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; 3. предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; 4. создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; 5. организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд. Особенности работы ТФОМС: фонд является посредником между медицинскими учреждениями и страховыми компаниями. Страховые компании оплачивают счета медицинских учреждений за проведенное лечение больных, у которых имеется страховой полис соответствующей страховой компании. В свою очередь, ФОМС (государственная финансовая организация) – возмещает расходы страховых компаний. Источники, порядок формирования и использования средств ГВФ социального назначения Главным источником доходов ГВФ социального назначения являются страховые взносы во внебюджетные фонды. Ставка 34% Также источниками являются: - Добровольные взносы - Ассигнования из федерального бюджета - Доходы от капитализации временно свободных средств фондов ВОПРОС 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ (ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР) Государственный кредит (ГК) – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство в этих отношениях может выступать заемщиком, кредитором или гарантом займов. Государственный кредит как финансовая категория выполняет 3 функции: перераспределительную, регулирующую и контрольную. Перераспределительная функция ГК проявляется в перераспределении часть вновь созданной стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Также положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. С переходом России к рыночным отношениям распределительная функция претерпела ряд изменений: 1. изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, органы местного самоуправления. 2. изменились инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками РЦБ. Регулирующая функция ГК: вступая в кредитные отношения, государство воздействует на: 1. состояние денежного обращения (Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства инвесторов, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Или в случае финансирования за счет ГК задолженности по заработной плате, очевидно увеличение платежеспособного спроса). 2. уровень процентных ставок (выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей). 3. производство и занятость (речь идет о роли в стимулировании развития производства и занятости кредитов, предоставляемых за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов). Таким образом, сознательно используя ГК как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Контрольная функция ГК органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1. контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2. контрольная функция охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3. контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность их уплаты. Государство как кредитор ( активная форма ГК) Россия при огромных доходах стабилизационного фонда имеет, как никогда ранее, широкие возможности по использованию денежных средств. Одним из направлений такого использования должно стать развитие механизма активного государственного кредитования, как международного, так и на внутреннем уровне. Государственные кредиты, предоставляемые РФ: 1) Государственные кредиты, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям 2) Бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями Рассмотрим первую форму государственного кредита. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Анализ госкредита показывает, что средства направляются в основном для оплаты поставок оборудования и услуг российских организаций, что упрочивает позиции России на мировом рынке, увеличивает долю оборудования в структуре российского экспорта, повышает загруженность отечественных предприятий и увеличивает налоговые поступления в бюджет страны. Предоставление госкредитов осуществляется по 4-м основным направлениям: атомная энергетика, теплогидроэнергетика и прочие объекты, товары, услуги и военно-техническое сотрудничество. На данном периоде нужно отметить значительное преобладание в отрасли атомной энергетики. На диаграмме отчетливо можно видеть, что в последние годы доля товаров и услуг возрастает. Эта тенденция продолжится и значительно возрастет при дальнейшем вступлением России в ВТО. По направлению госкредита. нужно отметить, что основным объектами являются Индия, Китай, Вьетнам, Куба. Не последнее место занимает и область военно-технического сотрудничества, имеющая место в связи с постепенным возрождением ВПК. Далее рассмотрим вторую форму предоставления РФ кредитов – внутри страны (бюджетные кредиты юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, и бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям). Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны: Ø вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Ø предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Нужно отметить, что не оставляет сомнений тот факт, что экономическое будущее России зависит от развития кредитных операций, в которых одно из главных мест должен занять государственный кредит. ВОПРОС 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ (ГОСУДАРСТВО КАК ЗАЕМЩИК) Государственный кредит (ГК) – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство в этих отношениях может выступать заемщиком, кредитором или гарантом займов. Государственный кредит как финансовая категория выполняет 3 функции: перераспределительную, регулирующую и контрольную. Перераспределительная функция ГК проявляется в перераспределении часть вновь созданной стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Также положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. С переходом России к рыночным отношениям распределительная функция претерпела ряд изменений: 3. изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, органы местного самоуправления. 4. изменились инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками РЦБ. Регулирующая функция ГК: вступая в кредитные отношения, государство воздействует на: 4. состояние денежного обращения (Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства инвесторов, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Или в случае финансирования за счет ГК задолженности по заработной плате, очевидно увеличение платежеспособного спроса). 5. уровень процентных ставок (выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей). 6. производство и занятость (речь идет о роли в стимулировании развития производства и занятости кредитов, предоставляемых за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов). Таким образом, сознательно используя ГК как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Контрольная функция ГК органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 4. контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 5. контрольная функция охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 6. контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность их уплаты. Государство как заемщик (пассивная форма государственного кредита) Пассивный ГК ведет к образованию государственного долга. Понятие государственного долга в экономической литературе трактуется по-разному, но законодательной базой определения государственного долга служит ст. 97 БК РФ, которая гласит: «Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ». В соответствии со ст. 98. БК РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме: · кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; · государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; · договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; · договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; · соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации[11] и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Рассмотрим более подробно долговые обязательства в виде государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Мировой рынок ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и др. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг – облигации. Облигация – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу. Виды облигаций: А. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО): ü именные ценные бумаги; ü имеют короткий срок обращения (3, 6 и 12 месяцев); ü выпускаются в безбумажном виде как записи на счетах «депо»; ü доход по ГКО — дисконтный; ü номинал 1000 руб.; ü при размещении используется голландская форма аукциона. Б. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ): ü первые 5 траншей были выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. В 1996 г. были выпущены еще 2 транша; ü валюта займа — долл. США; ü номиналы - 1000, 10 000, 100 000 долл. США; ü являются предъявительскими ценными бумагами; ü выпущены в бланковом виде с набором купонов; ü купонная ставка — 3% годовых от номинала облигации; ü оставшиеся в обращении облигации — долгосрочные (свыше 5 лет); ü периодичность выплат — 1 раз в год. В. Облигации федеральных займов (ОФЗ): ü выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением; ü именные купонные облигации; ü номинированы в рублях; ü спецификация различных видов облигаций федерального займа представлена в табл. Таблица. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)
Таблица. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)
Таблица. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)
Таблица. Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)
Г. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ): ü относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам; ü номинал 500 руб.; ü выпускаются траншами в физическом виде; ü являются предъявительскими ценными бумагами; ü имеют плавающий купонный доход. Государственные займы могут быть классифицированы по ряду признаков. 1. По месту размещения государственные займы (государственный долг) подразделяются на внутренний и внешний: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ (эти определения даны в Бюджетном кодексе РФ). Однако с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство и выпуском внутренних займов в свободно конвертируемой валюте, разделение государственного долга на внутренний и внешний по критерию валюты становится некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств федерального правительства (государства) перед резидентами, а внешнего долга – как совокупности обязательств федерального правительства (государства) перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство). В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
В объем государственного внешнего долга РФ включаются: 1. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ; 2. объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Как внутренний, так и внешний долг может быть подразделен в РФ в зависимости от его происхождения (рис.):
Наличие в составе государственного долга РФ долга бывшего СССР является особенностью современной России, т.к. обстоятельства начала 90-х годов прошлого столетия были таковые, что РФ стала преемником СССР, в т.ч. приняла на себя все финансовые обязательства по погашению как внутренних, так и внешних долгов. Под моральным долгом понимается задолженность, вновь возникшая у правительства РФ в связи с принятием некоторых федеральных законов, например, закон «О восстановлении и защите прав сбережений граждан РФ», согласно которого подлежат восстановлению денежные средства граждан во вкладах в Сбербанке, а также в организациях государственного страхования по договорам личного страхования. Принципы государственной долговой политики РФ на 2008–2010 годы: Ø замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; Ø развитие рынка государственных ценных бумаг; Ø использование государственных гарантий для ускорения экономического роста. 2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные или нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые могут свободно обращаться и могут передаваться другим субъектам после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные займы –это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Например, индивидуальные пенсионные облигации и др. 3. По сроку заимствования средств займы могут подразделены на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет). 4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены закладные или беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т.е. имуществом. Беззакладные займы – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком. 5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены по уровню размещаемого заем государственного органа на федеральные, региональные и местные. 6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов: · Процентные займы - доход по ним устанавливается в виде фиксированного % от номинала. · Дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были представлены заемщику; · Выигрышные займы – доход по ним осуществляется на основе тиража выигрышей. Такие займы менее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени; 7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без права и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств (такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства, при этом достигается экономия на обслуживание долга). В случае, если обязательства выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду. 8. По способу погашения задолженности займы подразделяются на две категории: А) займы, подлежащие оплате единовременно; Б) займы, подлежащие оплате частями: · Погашение равными долями на протяжении оговоренного срока · Погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока · Погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным и переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным уровнем дохода предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга, однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании бюджетного дефицита посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации выступает заем с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например, от ставки по межбанковским кредитам в стране. Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: Ø сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; Ø определение объема обязательств по гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ, соответственно общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда, а государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Для предоставления бюджетной гарантии на определенную сумму требуется санкция представительного органа (для федерального уровня при сумме гарантии свыше 100 млн. рублей, для регионального и муниципального – при сумме гарантии свыше 0,01 процента расходов соответствующего бюджета) и проверка финансового состояния получателя указанной гарантии. На меньшую сумму гарантии предоставляются по усмотрению исполнительных органов в пределах общего установленного законом о бюджете предела предоставления гарантий на очередной год. Обязательное условие предоставления государственной гарантии состоит также в проведении проверки финансового состояния получателя гарантии (п. 5 ст. 116, п. 7 ст. 117 БК РФ). Однако законодатель не указывает цель проверки и последствия ее отрицательного результата. Таким образом, формально неустойчивое финансовое состояние претендента на получение государственной гарантии не является безусловным основанием для отказа в ее предоставлении. [1] В этой связи неправомерно относить к финансам натуральные отношения, а именно существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов и др.примеры. [2] С - стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий и предметов труда) [3] V – стоимость рабочей силы [4] m – прибавочный продукт. Нужно отметить, что (v+ m) образует национальный доход. [5] Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. [6] Сплошные ревизии заключаются в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени. Выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Комбинированные ревизии заключаются в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.
[7] Управление, образование, культура, здравоохранение, социальная политика [8] С 1.01.2008 г. Стабилизационный фонд РФ состоит из двух фондов – резервного фонда и фонда национального благосостояния (фонда будущих поколений) [9] для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. [10] В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 % объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. [11] Пролонгация – продление действия договора сверх предусмотренного при его заключении срока действия
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |