Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы управляемости в организационной культуре




Управляемость — степень контроля, которая управляющая подсис­тема осуществляет по отношению к управляемой, с одной стороны, и та степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей, с другой.

Разумеется, грань эта подвижна и варьируется в ту или иную сто­рону в зависимости от типа организации, качества управляющего воз­действия, особенностей объекта и т.д.

Чаще всего о проблемах управляемости говорят в связи с размера­ми организаций, численностью персонала, территориальным разме­щением отдельных подразделений, служб, филиалов. Другая пробле­ма связана с динамичными, быстро развивающимися организациями. И это понятно, ибо трудно управляемыми становятся именно быстро­растущие структуры, так как организация управления порой не столь динамична и перестает соответствовать новым масштабам.

Все более актуальным становится вопрос об управляемости вновь создающихся производственных объединений и фирм, которые вклю­чают в себя подчас организации, расположенные в разных районах, на большом расстоянии одна от другой и вдалеке от своих централь­ных органов.

Целенаправленное управляющее воздействие наталкивается на не­которые границы, преодоление которых оказывается или невозмож­ным, или неэффективным. Эти границы имеют субъективное и объек­тивное происхождение, ибо их ставят, с одной стороны, знания об объекте, т.е. планирующая способность управления, а с другой — свой­ства данного объекта, его природа. Каковы же границы управляемости?

Прежде всего — это реальная сложность управляемого объекта. Огромное разнообразие элементов, отношений, интересов, способов поведения, их разнокачественный, многомерный характер могут на­много превысить контролирующую способность управления. Поэто­му в управлении используются разные приемы упрощения объекта, уменьшения его сложности. Основной из таких приемов — стандар­тизация (формализация) организационных связей и норм. Посредством нее разнообразие объекта сводится к зафиксированной струк­туре задач, статусов, зависимостей и т.д.

Типичные организационные стандарты — должность, соподчине­ние, права, обязанности, зарплата и т.п. Они образуют единую фор­мальную структуру, на которую и направляется управляющее воздей­ствие. Подобного рода стандартизация довольна эффективна, ибо посредством нее организации придается устойчивость, возникает связь каждого с организацией как целым и т.д. Но возможности ее ограни­чены. Так, многие виды труда не поддаются нормированию. Безлич­ность формальной структуры делает невозможным учитывать конк­ретные проявления служебного поведения работников.

Исследования в области управления организациями показывают, что расхождения между формальной и действительной структурами отношений закономерно возникает вследствие некоторой консерва­тивности первой и высокой изменчивости второй. Да и сами стандар­ты — формально закрепленные нормы — обычно допускают некото­рые колебания, а их ужесточение за известными пределами становит­ся дисфункциональным.

Иначе говоря, объект управления неизбежно оказывается шире контролируемой части.

Среди факторов повышения управляемости, несомненно, первое место занимает наука об управлении. Велика роль искусства управле­ния, т.е. особенностей применения знаний и методов воздействия на основе опыта, интуиции, стиля и т.п. Индивидуальная составляющая в управлении всегда важна. Субъективные различия нередко вызыва­ют соответствующие колебания в системах управления.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществ­ления определенного типа взаимосвязанных действий по формиро­ванию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Управление, хоть и играет определенную роль в организации, тем не менее как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многооб­разии взаимодействия управления и организации можно установить нормы управления.

Норма (от лат. norma — образец):

1) мера, образец, средняя величина чего-либо;

2) указанное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь;

3) правило поведения в определенной ситуации;

4) форма регуляции поведения в биологической, технической, социальной системах.

Норма управляемости — это норма, регулирующая отношения между управляющим и управляемыми.

Для регламентации управленческих отношений нередко создают­ся специально для этого предназначенные нормы, они применяются в сочетании с основной массой общих правил, предопределяющих поведение людей и организации.

Нормы управления создаются также органами государства, обще­ственными организациями, а также практикой общения. Важную роль в их формировании играют сами организации, внутри которых фор­мируются локальные нормы, фиксируемые в приказах, инструкциях, распоряжениях, традициях. В этих актах уточняются права и обязан­ности, устанавливаемые в общих социальных нормах.

Норма управления является той основой, на которой базируется организованность и дисциплина.

Все нормы организации в отношении ее миссии, целей и органи­зационной культуры могут быть разделены на две группы:

• необходимые для принятия всеми членами организации;

• принятые, но необязательные нормы.

В зависимости от того, какие нормы приняты новым членом орга­низации, может быть выделено четыре типа адаптации:

1) отрицание (не принимает никаких норм);

2) конформизм (принимаются все нормы);

3) мимикрия (основные нормы не приняты, но соблюдаются необязательные нормы, маскирующие непринятие основных норм и ценностей);

Очевидно, что первый и третий тип восприятия человеком норм и ценностей организации делают невозможным его адаптацию к орга­низационному окружению, приводят его к конфликту с организаци­ей и разрыву связей. Второй и четвертый тип позволяет человеку адап­тироваться и включиться в организацию.

Управленческие нормы выполняют в организации очень важные функции (рис. 10.1):

• регулируют общий ход деятельности организации;

• интегрируют индивидов в группы;

• контролируют отклоняющееся поведение;

• служат образцами, эталонами поведения.

Санкции — «охранники» норм. Санкции — это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм и наказание за откло­нение от них. Выделяют четыре типа санкций.

1. Позитивные формальные санкции — публичное одобрение со стороны организации, государственных органов и т.д.

2. Позитивные неформальные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций (дружеская похвала, ком-

3. Негативные формальные санкции — наказания, предусмотрен­ные законами, правительственными указами, предписаниями, распо­ряжениями.

4. Негативные неформальные санкции — наказания, не предус­мотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, пре­небрежение и т.п.

Сами по себе нормы управления ничего не контролируют. Пове­дение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм делает поведение персонала предсказуемым.

Между организационной культурой и нормой управляемости су­ществует взаимосвязь, так как нормы управляемости включают в себя как экономические, так и социальные нормы. А социальные нормы являются важным элементом культуры организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.