Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты оценки организационной культуры




Значение и вопросы оценки организационной культуры.

Тема 11. Содержание и показатели анализа организационной культуры.

1. Значение и вопросы оценки организационной культуры.

2. Инструменты оценки организационной культуры.

3. Гендерный аспект анализа организационной культуры.

 

Диагностика организационной культуры и управления культурами становится все более насущной проблемой, так как по мере структурных перемен нарастает потребность в слиянии культур различных организаций (например, сокращение размеров организации, поглощение организации более крупными объединениями).

Отчасти рост значения вопросов организационной культуры есть результат усложнения и непредсказуемости внешнего окружения, в котором оказываются организации в наше время.

Таким образом по мере усиления на организацию конкуренции и внешних изменений все отчетливей проявляется организационная культура и ее акценты становятся очевидными. Это происходит по той причине, что организационная культура одновременно обеспечивает и стабильность организации и ее приспособляемость. Культура создает стабильность, играя роль связующего звена, которое не позволяет организации раздробиться на отдельные составляющие.

Она укрепляет ее целостность и слаженность благодаря приверженности ее сотрудников четкой системе согласованных ценностей.

Культура одновременно усиливает приспособляемость, поскольку определяет набор принципов, которыми руководствуются при выработке стратегий преодоления новых непредвиденных обстоятельств.

Поскольку для получения адекватного диагноза организационной культуры нет возможности уделить внимание абсолютно всем аспектам организации, необходимо сделать более сильный акцент на некоторые из них.

Существуют два рода показателей, которые заслуживают краткого пояснения: содержательные и образцовые.

1. Содержательные показатели относятся к аспектам организационной культуры, которые должны играть роль намеков в сценариях, помогая индивидам распознать культурные ценности своей организации.

2. Образцовые показатели имеют отношение к профилю культуры, который генерируется посредством бальной оценки с помощью предлагаемой методики. Для диагностики культуры могут использоваться различные измерения этого профиля.

Содержательные измерения способны раскрыть сущность организационной культуры - психологические архетипы.

Психологи – теоретики подчеркивают, что у большинства индивидов «каркас» восприятия окружающего их мира однотипен. Он называется психологическим архетипом и относится к разряду категорий, определяющих то, каким образо люди формируют свое сознание для организации информации, с которой им приходится сталкиваться.

 

Среди большого количества эмпирических инструментов исследования организационной культуры рассмотрим два самых распространенных:

1) оценка общего культурного уровня;

2) инструмент оценки конкурентных ценностей (опросная методика)

Оценка общего культурного уровня.

Одна из программ оценки общего культурного уровня, определяемого наличием ряда качественных показателей, называемых атрибутами, выделяют четыре основных атрибута.

1. Первый – это совокупность общепризнанных ценностей и норм, сохраняющих свое значение для всех уровней и элементов организационной структуры:

· мастерство является правилом, общим для всех;

· власть больше зависит от знания дела и способностей, чем от должности;

· политическая деятельность распространена во всей организации и воспринимается как нормальное поведение;

· доступность руководства;

· существуют неписаные, но четкие правила, касающиеся одежды.

2. Второй атрибут – искусство управления человеческими ресурсами, которое подразумевает:

· умение руководителя подбирать персонал;

· непредвзятое отношение к персоналу;

· качество лидера и руководителя (например, умение убеждать).

3. Третий – нормальное отношение к риску.

Руководство поощряет и поддерживает готовность идти на риск, если решения логически обоснованы и тщательно проанализированы. Оказавшиеся правильными решения обязательно отмечаются (посредством продвижения по службе, денежными премиями и т.д.); ошибки, которые возникли, несмотря на убедительность выводов, полученные в процессе принятия решений, рассматриваются как практический опыт и не приводят к понижению в должности или увольнению. Такой подход представляет собой эффективное сочетание предпринимательского риска отдельных работников в интересах фирмы и определенного уровня защиты их положения.

4. Четвертый атрибут заключается в ориентации на коллективную деятельность. Работники, которые осознают, что они принесли пользу фирме, испытывают законное чувство гордости.

1).коллективная сплоченность

2) корпоративная деятельность

3) ориентация на персонал.

Инструмент оценки конкурентных ценностей..

К.Камерон и Р.Куинн предлагают достаточно надежный инструмент оценки организационной культуры – инструмент оценки конкурентных ценностей. (ОСА I) (Organization Culture Assessment Instrument)

Инструмент OCAI предназначен для оценки шести ключевых измерений организационной культуры:

1) доминантные характеристики организации, или определение того, на что организация похожа в целом;

2) стиль лидерства, пронизывающего всю организацию;

3) управление наемными работниками, или стиль, который характеризует отношение к наемным работникам и определяет, что предсиавляют собой условия труда;

4) связующая сущность организации или механизмы. Которые позволяют им держаться вместе;

5) стратегические акценты, которые определяют, какие сферы особого внимания приводят в движение стратегию организации.

6) Критерии успеха, которые показывают, как определяется победа и что именно вознаграждается и чествуется.

Список из шести содержательных измерений не является исчерпывающим, но их достаточно для адекватного представления картины типа культуры, которой обладает организация. Следовательно, имея ответы ее членов на вопросы об этих измерениях, можно обнаружить культуру или комбинацию культур, лежащую в основе организации.

В научной литературе можно найти большое многообразие образцовых измерений организационной культуры. Рассматривается более 20 таких измерений. Но тремя наиболее распространенными образцовыми измерениями являются сила, сплоченность и тип культуры.

- Силой культуры определяется мощь или первичность воздействия культуры на все, что происходит в организации. Например, утверждается, что сильная культура почти всегда была тем мощным приводом, который скрывался за непрерывным успехом американского бизнеса.

- Сплоченность культуры – это характеристика степени, в которой культура, отражаемая одной частью организации, подобна и соответствует культуре, отражаемой другой ее частью.

-Культурный тип характеризует специфический род культуры, демонстрируемой организацией (например, новаторская культура ориентирована на риск). По мнению ряда исследователей, эффективность организации более тесно ассоциируется с типом ныне существующей культуры, чем с ее сплоченностью или силой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.