Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В о п р о с 2. Таким образом, современный менеджмент представляет собой сложную систему, состоящую из трех взаимосвязанных блоков: теория и практика (искусство) менеджмента




Таким образом, современный менеджмент представляет собой сложную систему, состоящую из трех взаимосвязанных блоков: теория и практика (искусство) менеджмента, а также – система правил и методов управления организацией. Цель системы менеджмента – принятие и реализация обоснованных управленческих решений, обеспечивающих долгосрочную конкурентоспособность организаций. Основными субъектами современного менеджмента являются менеджер и предприниматель. Для достижения этих целей система менеджмента выполняет ряд функций: планирование, организовывание, мотивация и контроль и координация.

Предприниматель – человек, организовывающий новое дело с целью получения прибыли в результате занятия вновь открытой рыночной ниши. Он вкладывает в это дело свои средства и, следовательно, принимает на себя весь риск, с ним связанный (или долю риска, когда финансирование осуществляется на паях). В динамичной экономической системе однажды организовать дело мало. Поскольку условия функционирования (внешняя среда) постоянно изменяются, любую организацию нужно регулярно обновлять, чтобы она не теряла соответствия требованиям рынка. Поэтому даже самая развитая и устойчивая организация должна содержать элемент предпринимательства, а менеджер добьется успеха только в том случае, если будет способен инициировать или поддерживать нужные нововведения и оптимально управлять их внедрением, добиваясь успеха.

Менеджмент – сложное агрегированное понятие, в наше время оно имеет троякую сущность: во-первых, это - просто наука (система знаний) об управлении, или теория менеджмента; во-вторых, – реальный опыт управленческой деятельности человека, или практика менеджмента, она требует не только знаний, но и практических навыков, определенных черт характера и стиля мышления, что позволяет говорить не просто о практике менеджмента, а об искусстве управлять; в третьих, – система правил и методов осуществления управленческой деятельности, позволяющих в условиях ограниченности всех видов ресурсов принимать наиболее правильные решения, позволяющие использовать ресурсы с максимально возможной в данных условиях эффективностью и достигать поставленных целей. Именно принятие правильных, т.е. адекватных реальным условиям, решений, позволяющих использовать ресурсы с достаточным уровнем эффективности, постановка обоснованных целей и обеспечение их достижения – основная цель менеджмента.

В о п р о с 1.

Менеджер – человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью. Его цель – обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и достижение желаемых результатов деятельности вверенной ему организации. Понятно, что цель каждого конкретного менеджера по сути совпадает с целями системы менеджмента, элементом которой он является, только она всегда несколько уже, как элемент целого. Для достижения своих целей в условиях современной высоко конкурентной, динамичной рыночной экономики менеджер должен решить несколько задач: проанализировать тенденции развития рынка и в зависимости от них сформулировать долгосрочную стратегическую цель и краткосрочные тактические цели его организации; оптимально распределить все виды работ, которые нужно выполнить, между подчиненными; заключить необходимые договоры с поставщиками и покупателями, обеспечив должное управление поставками и продажами; организовать саму работу, т.е. регулировать и координировать деятельность подчиненных так, чтобы каждый из них выполнил свои обязанности полно, качественно, в срок и с приемлемыми затратами; своевременно заметить изменения в тенденциях развития рынка и скорректировать цели; обеспечить бесперебойное воспроизводство системы. В крупных организациях объем этих работ очень велик, поэтому управленческой деятельностью занимается несколько человек (нередко – более тысячи) и складывается система менеджмента. Деятельность менеджера отличается очень большим разнообразием выполняемых видов работ, фрагментарностью и резкой ограниченностью времени, которое может быть выделено для того или другого даже заранее запланированного мероприятия.

Чтобы цель менеджера (системы менеджмента) была достигнута, должны быть выполнены основные функции менеджмента: планирование, организовывание (organizing), мотивация и контроль. Указанные функции связываются между собой процессами коммуникации и принятия решений. Причем, процесс принятия решений является ключевым, так как, от того, какое решение принято, в конечном итоге зависит результат. Качество принятого решения, в свою очередь, в большой степени зависит от надежности, длины и пропускной способности линий коммуникаций. Надежность нужна, чтобы информация поступала только к тем субъектам, для которых она предназначена, и не искажалась в процессе движения. Чрезмерная длина линий коммуникаций ведет к замедлению движения информации, порождая запаздывающие решения и снижение общей эффективности деятельности. Каждый принимающий решение субъект поступающую к нему информацию обрабатывает и только затем отправляет дальше. Если на пути движения информационного потока таких субъектов слишком много и они тратят значительное время на принятие своих решений, пропускная способность коммуникационных линий резко падает, и информация, даже при коротких линиях связи, движется медленнее, чем нужно.

Объект, которым управляют и который объективно требует управления собой для достижения эффективного функционирования, обычно называют организацией.

Организация – группа людей (как мимнимум двое), имеющих общую цель, совместная деятельность которых сознательно координируется и контролируется. По разным критериям принято выделять несколько видов организации. По степени формализации организации могут быть формальными и неформальными. Деятельность первых оформляется документально, создаются и распускаются они планомерно. Вторые создаются и распускаются спонтанно, их деятельность документально не оформляется. В зависимости от главных целевых установок, выделяют организации коммерческие, ориентированные в первую очередь на получение прибыли (фирмы), и некоммерческие, ориентированные в основном на социальные, идеологические, научные, политические и т.п. цели (они могут осуществлять и коммерческую деятельность, но только для создания благоприятных условий выполнения своих основных функций). Исходя из того, подвержены организации воздействиям извне, или нет, их делят на открытые (подверженные влиянию) и закрытые (неподверженные влиянию).

Любая организация всегда функционирует в определенных условиях, складывающихся в рамках этой организации или за ее пределами. Условия, складывающиеся внутри данной организации, принято называть ее внутренней средой; важно: факторы внутренней среды подконтрольны системе менеджмента организации. Те же условия, которые складываются вне организации, принято называть внешней средой; факторы внешней среды, если и подконтрольны менеджменту организации, то в очень небольшой степени. Внешнюю среду целесообразно подразделять на ближнюю и дальнюю. При определенных условиях элементы ближней внешней среды могут войти во внутреннюю среду и поэтому требуют к себе пристального внимания.

Контактируя с внешней средой, организация создает в ней свой образ, общее представление о себе, то есть – свой имидж.

Имидж организации – ее образ, сложившийся у людей, их представление о сути, особенностях деятельности фирмы, ее ценностях и приоритетах. Позитивный имидж организации способствует стремлению сотрудничать с ней со стороны всех интересующих ее субъектов. Такая организация легче находит клиентов и поставщиков, кредиторов и инвесторов, проще решает свои вопросы с представителями гос. структур, пользуется популярностью у СМИ. Иметь позитивный имидж, к тому же, еще и весьма выгодно с чисто материальной точки зрения. Его наличие позволяет экономить трансакционные издержки. Все это говорит о том, что имидж – не пустой звук, что надо стремиться к формированию позитивного имиджа и к уходу от негативного.

Анализируя имидж, целесообразно выделить несколько его видов. Прежде всего, это внутренний и внешний имидж. Такая структура имиджа может восприниматься как горизонтальная, или адресная, поскольку ее элементы определяются наличием тех разных группировок людей, для которых и у которых формируется определенный образ организации. Внутренний имидж – образ организации, сформированный у его работников, у тех людей, которые являются субъектами внутренней среды. Основными элементами внутреннего имиджа являются: уровень лояльности руководства к подчиненным и открытости перед ними, представления персонала о миссии, стратегии и престижности фирмы, система мотивационных приоритетов, предоставляемые социальные гарантии, возможности карьерного роста и т.п. Внешний имидж – образ организации, доминирующий во внешней среде. Он включает в себя имидж организации у потребителей, партнеров и государственных структур, а также – социальный имидж. К элементам имиджа у потребителей относятся: качество, дизайн и эксплуатационные характеристики продукции, уровень послепродажного обслуживания и система скидок, фирменный стиль и известность торговой марки, система ценообразования и стратегические заявления. Имидж у партнеров состоит из уровня лояльности отношения к ним, надежности, престижности, информационной открытости и стратегических заявлений руководства данной организации. Имидж у гос. структур определяется следующими моментами: значимость продукции для региона, количество рабочих мест и уровень оплаты труда, законопослушность фирмы, ее участие в социальных программах и открытость, престижность организации и характер стратегических заявлений руководства. Социальный имидж зависит от проводимых социальных акций, уровня информационной открытости, экологической и социальной ответственности руководства.

Важно следующее: в конечном итоге, у работников организации и окружающих формируется единый целостный образ, воспринимаемый как имидж организации. Противоречия между элементами этого образа возможны, но не желательны, поскольку значительное несоответствие между разными элементами системы сделает ее не работоспособной. Противоречивость оценок одной и той же организации по разным критериям просто дезориентирует всех, формирование целостного образа будет затруднено, а организация от этого будет только проигрывать.

Можно структурировать имидж в другом направлении – по вертикали. Тогда выделятся следующие основные его элементы: философия организации, ее легенда, внешний облик, культура, РR. Вертикальная структура имиджа организации отражает различные уровни глубины проработанности и конкретности основных идей, обусловливающих направления и приоритеты развития компании. Самым общим и фундаментальным таким элементом будет философия организации. Она представляет собой систему общих правил, опираясь на которые организация осуществляет свою деятельность. В свою очередь, философия организации опирается на ее миссию, под которой понимается видение организацией своего места в обществе и экономике, своего предназначения, вытекающего из потребностей общества и их динамики. Важно: миссия определяет философию, поскольку правила поведения организации вытекают из нее. Миссии и философии организации должна соответствовать ее легенда, то есть история формирования, доносимая до всех субъектов внешней среды, заинтересованных в сотрудничестве с данной организацией. Эта легенда должна быть вполне достоверной, наиболее выигрышно для организации трактовать события ее истории. Миссии, философии и легенде должен соответствовать внешний облик организации, то есть воспринимаемый целостно ее внешний образ. Основываясь на указанных элементах, формируется внутренний облик организации, воспринимаемый иначе как корпоративная культура. Под корпоративной культурой понимается сложившаяся внутри организации система ценностей и приоритетов, проявляющаяся в определенном уровне открытости организации перед субъектами внешней среды и ее руководства перед работниками, в доминирующем стиле управления и внешних контактов, в характере взаимоотношений между людьми, в системе оплаты труда и карьерного роста. Вероятно, можно выделить и другие элементы корпоративной культуры, но, по мнению автора, указанные являются определяющими. На данной основе появляется активный элемент имиджа организации – ее подразделение, занимающееся связями с общественностью (PR). Главная задача этого подразделения – налаживание оптимальной системы контактов между внутренней и внешней средой организации. В конечном итоге, именно его усилия формируют внешний имидж фирмы. Кроме того, оно может воздействовать и на внутренний имидж, контактируя с общественными организациями работников, их семьями, окружением. С другой стороны, работники этого подразделения должны лучше всех знать состояние и тенденции развития социальной и административной внешней среды. Поэтому их помощь может быть очень актуальной при создании концепции и разработке программы решения практически всех проблем организации, включая системы планирования, мотивации, контроля, корректировок, а также – построения оргструктур.

Как видим, имидж организации – явление многоуровневое, структура его весьма сложна. Поэтому формирование позитивного имиджа – дело весьма непростое, но необходимое. Процедура построения имиджа также достаточно сложна, обычно в ней выделяют 4 этапа, каждый из которых отличается своими особенностями. Первый из них можно назвать этапом становления. Его суть и содержание заключаются в том, что на основе результатов маркетингового анализа для работы в новой перспективной рыночной нише создается новая организация или ее подразделение. Все аспекты образа еще только формируются, поэтому основное внимание здесь уделяется следующим моментам: прогнозирование перспектив и постановка целей развития, выявление основных групп целевой аудитории, создание или корректировка товарного знака и корпоративного стиля, подбор и расстановка сотрудников, формирование клиентской базы, реклама. Здесь главное – дать во внешней и внутренней среде достаточно четкую установку на позитивный эмоциональный настрой и достижение успеха.

Второй этап можно воспринимать как этап утверждения. В этот период организация упрочивает свои позиции и достигает более или менее стабильного положения. Поэтому приоритеты внимания несколько смещаются и переключаются на: усиление влияния организации на работников и внешнюю среду, укрепление корпоративного духа и совершенствование стиля, всемерное стимулирование работников не только на деятельность, но и на лояльное отношение к организации, совершенствование базовых технологий и поиск альтернативных, упрочивание контактов с постоянными клиентами, формирование позитивного социального имиджа. Главное здесь – завоевать достойное место на рынке и в обществе и создать условия для сохранения этого места в долгосрочной перспективе.

Третий этап формирования имиджа относится к тому периоду развития организации, который можно назвать «золотым веком». Тем не менее, это – этап обновления. Ввиду динамичности, ситуация на рынке несколько изменилась и для приспособления к ней организация должна измениться. С другой стороны, и известный уже образ организации окружающим несколько надоел, и чтобы не утратить внимательного отношения к себе, фирма должна предложить что-то новое. Поэтому акценты внимания руководства корпорации опять перемещаются. Теперь на: анализ и прогнозирование тенденций рыночной динамики, поиск новых перспективных рыночных ниш или путей совершенствования продуктов, создание и разработку новых товаров, разработку программ адекватной корректировки оргструктур, систем планирования, мотивации, контроля и т.п., совершенствования корпоративного стиля и культуры, стиля управления, системы отношений между людьми и т.п. Главное здесь – создать базу для возвращения на этап становления, но на более высоком уровне технологии и воздействия на общество.

Четвертый этап – этап возрождения. Созданный на предыдущем этапе потенциал роста на этом этапе должен быть реализован. Поэтому внимание перемещается на разработку программ внедрения всех необходимых новшеств в среду и проведение подготовительных работ, создание широкой сети филиалов, укрепление социального статуса организации, формирование нового аспекта ее имиджа – выживаемости, способности меняться, приспосабливаясь к переменам в среде. Главное здесь – адекватно использовать имеющуюся базу роста, переходя в качественно новое состояние. Если на всех четырех этапах организация действовала правильно, это удастся. Четвертый этап плавно перерастет в первый, ведя к становлению фирмы в новых для нее сферах деятельности, на более высоком уровне качества. Цепочка замыкается в цикл, и все начинается с начала.

Как видим, имидж надо не только сформировать, его надо поддерживать, воспроизводить. Как и любой другой значимый для организации элемент, имидж должен соответствовать условиям внешней среды и выпускаемой продукции. Именно непрерывные перемены, происходящие во внешней среде, требуют не просто циклического воспроизводства имиджа, а еще и систематической его корректировки.

Основой организации является разделение труда, т.е. специализация отдельных работников на определенных видах деятельности. Понятно, что несколько человек (членов организации), стремясь к достижению общей цели, должны заниматься каждый своим делом. В противном случае они просто будут мешать друг другу, или не сделают чего-то важного. Принято выделять горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда, то есть – распределение всех операций и действий, которые необходимо выполнить, чтобы произвести целевой конечный продукт, между всеми непосредственными участниками производственного процеса. Горизонтальное разделение труда в рамках его организации осуществляет менеджер. Он и его обязанности в систему горизонтального разделения труда не входят и стоят над нею. Именно наличие разделения труда делает управление обязательным элементом организации, т.к. кто-то должен согласовывать разрозненные действия отдельных исполнителей операций. В крупных организациях, где работа по управлению имеет большой объем и высокий уровень сложности, над системой горизонтального разделения труда надстраивается система вертикального разделения труда, суть которого заключается в распределении управленческого труда разного уровня сложности и ответственности между всеми менеджерами. Обычно в результате вертикального разделения труда складываются три уровня управления. Тот, который находится ближе всех к процессу производства и непосредственно опирается на горизонтальное разделение труда, принято называть третьим, низшим или техническим. Здесь менеджеры низшего звена руководят осуществлением производственных операций, контролируя выполнение заданий и правильность расходования ресурсов. В основном менеджеры этого уровня решают организационно-технические вопросы, связанные с организацией процесса производства. Основная часть руководителей – это руководители низшего уровня. Над ним находится второй, средний или непосредственно управленческий уровень; здесь менеджеры второго звена координируют деятельность менеджеров низшего звена, стремясь добиться согласованности их самостоятельных действий. Решаемые здесь вопросы в основном относятся к разряду организационно-экономических. Именно здесь строятся среднесрочные планы, конкретизируются функции должностных терминалов, системы мотивации, контроля и корректировок. Над этим своеобразным буфером располагается первый, высший, стратегический или институциональный уровень; здесь менеджеры высшего звена координируют действия менеджеров среднего уровня. В основном их внимание сосредоточено на решении стратегических проблем, анализе тенденций развития рынка, разработке и реализации планов мероприятий по своевременной адаптации организации к меняющимся требованиям рынка.

Итак, организация – определенный коллектив людей, сознательно сотрудничающих ради достижения общей цели, в рамках которого всегда существует горизонтальное разделение труда, вертикальное разделение труда складывается только в достаточно крупных организациях. Поскольку организация существует для достижения определенной цели, данный момент требует более детального анализа.

Цель организации – ее желаемое состояние в будущем, наиболее соответствующее прогнозируемому на этот период состоянию рынка. Принято выделять долгосрочные стратегические и краткосрочные тактические цели. Первые необходимы, чтобы в каждый данный момент времени четко прослеживалось генеральное направление развития организации, и все планируемые затраты соотносились с ним, способствуя сокращению необоснованных расходов. Вторые конкретизируют общие долгосрочные цели и привязывают их к конкретному моменту времени. Переход от первых ко вторым осуществляется за счет построения дерева целей. Выработка и формулирование целей – очень ответственное дело, т.к. ошибка здесь задает организации неверное направление движения, а ошибочный курс вряд ли позволит достичь желаемой долгосрочной конкурентоспособности.

На этой основе мы можем конкретизировать цели менеджмента организации. Цель менеджмента организации – достижение организацией как стратегических, так и тактических целей. При этом все цели должны достигаться последовательно, обеспечивая преемственность в развитии и непрерывное воспроизводство организации как системы. Но просто достичь цели – мало, т.к. в процессе движения к ней можно так перенапрячь все ресурсы, что воспроизводство окажется невозможным и организация прекратит свое существование. Кроме того, поставленная цель может быть достигнута раньше или позже нужного момента, когда это не даст требуемого эффекта. Например, фирма может выпустить на рынок новый продукт раньше срока, когда платежеспособный спрос еще не сформировался, и вложенные в проект средства «повиснут», замедляя оборот капитала. Если продукт выйдет на рынок позже срока, то могут возникнуть проблемы с кредиторами, платить которым нечем, т.к. продаж нет. Снижения эффективности в этом случае также трудно избежать, поскольку, по мере нарастания опоздания, позиции конкурентов будут усиливаться, потенциальная доля рынка и, следовательно, объем продаж – снижаться, что сделает значительно меньшей возможную прибыль. К тому же, цели должны достигаться с приемлемыми затратами средств, т.к. повышение затрат порождает рост продажной цены и, следовательно, снижение объема продаж, что, скорее всего снизит выручку и прибыль. Таким образом, организация есть коллектив, совместная деятельность членов которого координируется на основе горизонтального и вертикального разделения труда. В целом, цель менеджмента организации можно определить как систематическое достижение целей организации в требуемые сроки и с приемлемыми затратами. Только в этом случае, обеспечив себе выживаемость и долгосрочную конкурентоспособность, организация будет успешной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.