Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В о п р о с 4




Таким образом, в разное время, в зависимости от характера и уровня развития внешней среды, разные группы ученых воспринимали суть управленческой деятельности по-разному. На этой основе формировались различные школы управленческой мысли. Эволюция управленческой мысли обусловлена эволюцией условий функционирования экономических субъектов. Важно - все школы имели одну и ту же цель: повышение эффективности функционирования организаций, но предлагали разные средства достижения этой цели.

 

Мы уже отмечали, что менеджмент, как самостоятельная сфера деятельности и наука, сформировался на рубеже 19-20 веков в США. Это стало возможно потому, что именно тогда, во-первых, в США возникло большое количество крупных диверсифицированных организаций, требовавших профессионального управления, а во-вторых, люди уже накопили, пусть отрывочные, но достаточно разносторонние и глубокие управленческие знания. Первый момент потребовал появления профессиональных менеджеров, обладающих системными управленческими знаниями, сформировав тем самым спрос на научную информацию нового типа. Второй момент создал условия, необходимые для систематизации знаний и формирования этой новой науки. Так, практически параллельно, появились и сформировались современные теория и практика менеджмента. Искусство менеджмента сложилось по мере распространения в практике управленческой деятельности передовых достижений теории.

Сформировавшись, как система правил, способов, методов управления и система знаний об управлении, менеджмент стал развиваться, приобретя со временем свою современную структуру. Также он стал распространяться в других странах. Современная мировая экономика характеризуется тем, что менеджмент, системно или только отдельными элементами, не всегда развитыми пропорционально, представлен практически во всех странах. Большинство организаций, стремясь к конкурентоспособности и достижению целей, целенаправленно занимаются вопросами управления, и даже пытаются применять в своей локальной практике передовые достижения современной управленческой мысли. Такая широта распространения менеджмента делает актуальным вопрос: а что он дает организации и экономической системе в целом, какова его роль в экономическом и общественном прогрессе?

Ответ на вопрос о роли менеджмента в коммерческой организации и экономической системе очевиден. В целом, организация сохраняет конкурентоспособность, пока ей удается обеспечивать превышение стоимости совокупного выхода над стоимостью совокупного входа, то есть, пока все потребляемые ею ресурсы оказываются дешевле, чем продаваемые ею же товары. Стоимости входов зависят от текущего уровня цен, ассортимента и качества закупаемых ресурсов, затрат на оформление договоров и приемку поставляемых материалов, издержек, связанных с хранением или дефицитом определенных материалов, а также – с недостаточно высоким качеством поставляемых изделий. Стоимости выходов предопределяются уровнем цен и ассортиментом товаров, а также – долей в общем объеме выпуска тех товаров, которые точно соответствуют требованиям рынка. Значимо в этом вопросе и качество реализуемых продуктов, причем это качество надо понимать не просто как определенный уровень потребительских характеристик изделий, их надежности в эксплуатации и технологических возможностей, а, прежде всего, как уровень удовлетворения потребностей покупателей. Наконец, стоимость выходов определяется и их конъюнктурностью, которая понимается как своевременность выноса товаров на рынок и, в свою очередь, обеспечивается гибкостью производства. Всеми этими моментами, определяющими, в конечном итоге, уровень жизнеспособности и перспективы развития организации, можно эффективно управлять.

Жизнеспособность организации зависит от соотношения совокупных стоимостей выхода и входа. Стремясь к росту жизнеспособности, любая организация заинтересована в его повышении. Такое повышение может быть достигнуто либо за счет снижения стоимости входов, либо за счет повышения стоимости выходов. Причем, простое манипулирование ценами желаемого результата не даст, поскольку покупка дешевых материалов снизит качество изделий и, следовательно, объем продаж, а повышение цен без адекватного роста возможностей товаров, также, снизит объем продаж и, следовательно, выручку (стоимость выхода).

Соотношение стоимости входа и выхода частично зависит от условий внешней среды, таких ее компонентов, как динамика цен на ресурсы, уровень инфляции и инвестиционный климат, четкость отношений собственности, экономическая политика государства, в том числе налоговая и социальная, текущая фаза экономического цикла, уровень и темп накопления капитала и т.п. Конечно, все приведенные моменты важны, ни одним из них нельзя пренебрегать. Но все условия внешней среды всего лишь задают общие условия функционирования, правила игры, которые надо соблюдать.

Победитель же в конкурентной борьбе будет определен элементами внутренней среды организации. То есть, победит тот, кто сумеет организовать наиболее эффективную трансформацию входов в выходы. Именно система менеджмента в организации призвана обеспечить такую трансформацию. И только эффективная система менеджмента способна справиться с этой задачей.

Кроме того, именно система менеджмента должна и может адаптировать организацию к особенностям и динамике внешней среды. Это может быть достигнуто за счет формирования и развития системы долгосрочного стратегического планирования и управления. И только эффективная система менеджмента способна решить эту задачу достаточно успешно. По мнению автора, можно сказать, что этот аспект отражает функциональную, целевую эффективность системы менеджмента.

С другой стороны, система менеджмента и ее функционирование, как управляющая подсистема организации, имеет другой аспект своей эффективности. Построение и работа такой системы связаны с определенными затратами, которые могут быть весьма значительными. Со стоимостной точки зрения, система менеджмента сама должна стоить меньше, чем организация получит дохода от ее деятельности. Стоимостную эффективность менеджмента очень сложно измерить, поскольку сложно однозначно решить: какую часть своего дохода организация получила благодаря эффективному управлению, а какую – благодаря каким-то другим аспектам своей деятельности. Или, с другой стороны, какая часть расходов связана однозначно с управлением, а какая – с производством или финансовой деятельностью.

Таким образом, пытаясь определить, что такое эффективный менеджмент, мы должны отмечать два аспекта его эффективности: стоимостной и целевой. Первый, стоимостной, определяется соотношением затрат на функционирование системы управления и получаемых от этого функционирования доходов; он весьма условен. Второй, целевой, определяется способностью управленческой системы организации справляться со своими целевыми функциями на определенном уровне: эффективно производить продукт и адаптировать эту организацию к переменам во внешней среде. Только на этой основе фирма сможет выгодно продавать на рынке свои продукты и быть успешной.

В целом эффективный менеджмент можно определить так: это система правил, способов и методов управления, соблюдение которых позволяет организации иметь высокий уровень конкурентоспособности, своевременно приспосабливаясь к переменам во внешней среде, производя требуемые рынком продукты с желаемым качеством и приемлемыми затратами, а также – тратя на систему управления меньше, чем составляет полезный эффект от ее функционирования.

Понятно, что любая организация стремится к формированию эффективной системы менеджмента, поскольку только она ей дает высокую и долгосрочную конкурентоспособность. Вместе с тем, такая система управления может быть построена только при соблюдении ряда условий. Среди таких условий особо выделим следующие: четкое понимание всеми работниками организации того, что она будет успешна только при наличии эффективного управления, владение со стороны менеджеров достаточно широкими, глубокими, современными управленческими знаниями, наличие у них также практических навыков использования передовых достижений управленческой мысли в своей деятельности. Особо выделим те условия, которые формируются во внешней среде организации. Система менеджмента конкретной организации может только приспособиться к наличию или отсутствию таких условий. Воздействовать на них она, если и может, то в очень ограниченных размерах и далеко не всегда. Создать эти условия, необходимые для формирования и функционирования эффективных управленческих систем, может только государственный макроэкономический менеджмент. К таким условиям внешней среды относятся: благоприятный общественный и инвестиционный климат, хорошая инфраструктура, четкое, конкретное, соответствующее объективным законам экономическое законодательство и т.п.

Как любым другим аспектом деятельности организации, системой управления можно управлять, повышая ее эффективность. На уровень эффективности управленческой системы можно воздействовать, манипулируя факторами, определяющими стоимости входов и выходов, а также – элементами процесса производства, которые придают процессу трансформации входов в выходы большую или меньшую эффективность.

Факторы, определяющие стоимости входов и выходов, мы уже перечисляли ранее. Напомним: стоимость входа определяется ценами и ассортиментом закупаемых ресурсов, затратами на оформление договоров и приемку поставляемых материалов, издержками, связанными с хранением или дефицитом определенных материалов, а также – уровнем качества поставляемых изделий или сырья (услуг). Естественно, если организации приходится закупать во внешней среде много товаров и каждый в большом количестве, стоимость входа повышается. Но эффективным средством снижения стоимости входа в данной ситуации будет не закупка дешевого сырья (материалов и т.п.), а определенная договорная политика. Например, организация закупок через систему тендерных торгов. При ней, за счет искусственного создания конкуренции между потенциальными поставщиками, организация добивается наиболее благоприятных для себя условий поставок, включая снижение цен, более удобные сроки, более высокие обязательства по стабильности поставок, и т.п. Понятно, что эти мероприятия могут существенно снизить стоимость входа. Обязательства по стабильности поставок важны еще и потому, что стабильные поставки позволяют отказаться от хранения больших запасов и, следовательно, экономить средства. График закупок также имеет для стоимости входа существенное значение, поскольку закупки в условиях низкой конъюнктуры относительно закупаемого товара оказываются значительно более дешевыми. Если же приходится закупать что-либо в условиях высокой рыночной конъюнктуры, то закупочные цены оказываются много более высокими. Таким образом, манипулируя приведенными факторами, и, по-видимому, значительным количеством других, стоимость входа можно в значительной степени корректировать в желаемом направлении.

В свою очередь, стоимость выхода, как мы уже говорили, определяется следующими моментами: уровнем цен, по которым удастся продать выпущенные товары, их качеством и надежностью. Причем, качество здесь надо воспринимать не просто как систему эксплуатационных характеристик товара, а как его способность на определенном уровне удовлетворять конкретные потребности людей. Чем выше сочетание этих параметров, тем большей окажется выручка от реализации товаров, тем выше, естественно, будет стоимость выхода. Максимизировать цену можно, вынося товары на рынок в период высокой конъюнктуры для них. Поэтому стоимость выхода также можно корректировать в желаемом направлении.

К факторам, определяющим уровень эффективности трансформации входа в выход, относятся, прежде всего, следующие элементы системы производства: управление запасами, затратами и качеством. Каждый из них является предметом специального анализа и изучается специальной дисциплиной. Поэтому в данном материале от их подробного анализа автор считает возможным отказаться.

Таким образом, относительно факторов эффективности системы менеджмента мы можем сделать следующие выводы: их достаточно много и они тесно связаны большим количеством взаимозависимостей. Стремясь использовать эти факторы в своих интересах, взаимные влияния необходимо учитывать.

С точки зрения функционирования систем менеджмента важен следующий момент: теория менеджмента стала, в общем, интернациональной, а вот практика в разных странах приняла различные формы. Такое положение дел абсолютно естественно, поскольку объективные законы развития экономических и управленческих систем во всех странах одинаковы. Но условия практического функционирования – различны. Поэтому постепенно сложились различные национальные модели менеджмента. Процесс их формирования – процесс адаптации к особенностям внешней экономической среды разных национальных экономик, к специфике менталитета нации, а также – к особенностям ее законодательства и ресурсной базы. Основные черты и принципиальные особенности национальных или региональных систем управления формируются в определенных, конкретных исторических условиях.

В современной мировой экономике четко выделяются две основные национальные модели менеджмента: американская и японская. Американская модель соответствует высоко либеральной внешней экономической среде, предпринимательскому рисковому менталитету и имеет четко выраженную инновационную ориентацию. Ее главные ценности: свобода, конкуренция, прорывные достижения отдельных экономических субъектов, создающие благоприятные условия для других и не мешающие им развиваться. Японская модель соответствует менее либеральной среде, группистскому менталитету, узкой базе природных ресурсов, имеет весьма четко выраженную ориентацию на стабильность. Ее главные ценности: взаимодействие экономических субъектов ради оптимального достижения общих целей, высокое качество, низкие затраты, гибкость производства и стабильность системы.

Значительный интерес в современной мировой экономике представляет еще и германская модель управления. По-видимому, этой модели удается сочетать инновационный потенциал, свойственный американскому варианту, и стабильность, присущую японскому. Это делает германскую экономику способной как инициировать технологический отрыв по определенным направлениям развития, так и эффективно производить продукт, технологически уже несколько устаревший, но при эффективном производстве (высоком соотношении цена-качество) позволяющий получать прибыль еще достаточно долго.

Надо понимать, что, выделяя специфические характеристики национальных моделей менеджмента, приходится несколько утрировать различия. Поэтому выделенные характеристики нельзя воспринимать буквально. Они весьма условны и относительны. Более того, на современном этапе своего развития японская экономика все в большей степени стремится к восприятию и более широкому распространению инновационных аспектов деятельности. Только это может позволить японцам уйти от технологической зависимости от США. С другой стороны, американцы все чаще проявляют готовность самостоятельно совершенствовать свои технологии, а не только «снимать сливки» с прорывного инновационного продукта.

Важнейшим моментом в изучении современного менеджмента оказывается вопрос о перспективах его дальнейшего развития. Здесь придется отметить: эти перспективы различны для промышленно развитых стран и для остальных, в том числе – России.

Судя по всему, в промышленно развитых странах в ближайшем будущем наиболее бурно будет развиваться новый, недавно сложившийся, элемент системы менеджмента – креативный менеджмент. Под ним понимается система правил, способов и методов управления генерированием и реализацией новых прорывных идей. Иначе говоря, это система правил, способов и методов управления командой высоко квалифицированных узких специалистов, способных генерировать и реализовывать прорывные исключительные идеи. Противоречия между этими двумя вариантами понимания сути креативного менеджмента нет, поскольку в современной высоко конкурентной и очень динамичной экономике реально предложить что-то прорывное может только команда высококлассных специалистов, взаимодействием и сотрудничеством которых управлять весьма непросто. Поскольку рынки промышленно развитых стран откровенно забиты самыми разными товарами высокого класса, преуспеть на них может только тот, кто предложит что-то креативное, исключительное, чего больше ни у кого нет. Именно стремление к удивительности и исключительности делает развитие креативного менеджмента одним из самых важных направлений развития современного менеджмента в промышленно развитых странах.

Другое важное направление развития менеджмента в этих странах – формирование особого блока в структуре менеджмента – управление инновационными проектами. Эта тенденция развития обусловлена тем, что проектная форма управления позволяет концентрировать средства и усилия на наиболее перспективных направлениях деятельности, а значительный успех на рынке обеспечивают именно инновационные проекты, несмотря на связанный с ними высокий риск.

В рамках блока «Административный менеджмент», судя по всему, передовыми темпами будет развиваться система правил и механизм управления стратегией. Это обусловлено высокой проблематичностью четкого определения стратегии в условиях высокой динамики и противоречивости рынка. Вопросы формирования и корректировки стратегии в современной мировой экономике очень значимы.

В системе производственного менеджмента, вероятно, опережающее развитие получат те элементы, которые связаны с управлением качеством и возможностями повышения производительности труда. В управлении персоналом дальнейший бурный прогресс ждет системы мотивации и организации взаимодействия и сотрудничества между разными сотрудниками организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.