КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные транспортные коридоры
Глобализация бизнеса и интеграция транспортных систем отдельных стран в мировую транспортную систему потребовали интенсивного развития международных транспортных коридоров (МТК), через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки. Международный транспортный коридор — совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей перевозки в международном сообщении на направлениях их большей концентрации. Организация МТК ставит целью унифицировать национальные законодательства, гармонизировать транспортные системы Востока и Запада, создать международную транспортную инфраструктуру, имеющую единые технические параметры и обеспечивающую применение единой технологии перевозок. В настоящее время вопросы создания МТК из стадии обсуждения вошли в период практической реализации. Многие страны Европы и Азии стремятся добиться размещения МТК на своих территориях. Россия также активно принимает меры в этом направлении. Проникновение иностранных товаров на российский рынок становится все более масштабным, что создает спрос на транспортные услуги с новыми требованиями. Направления и основные принципы будущей панъевропейской политики перевозок были приняты представителями 42 европейских министерств во время 2-й Панъевропейской конференции по транспорту (Крит, 1994). Были сформулированы среднесрочные и долгосрочные направления развития Европейской транспортной сети. В ходе конференции на Крите были определены девять транспортных коридоров, которые должны соединить Западную Европу с Восточной. В 1997 г. (в Хельсинки) во время 3-й Панъевропейской конференции число коридоров увеличили до десяти, одновременно были представлены на утверждение рекомендации для их расширения. В определенных на Крите и в Хельсинки МТК участвуют три вида транспорта: • железнодорожный; • автомобильный; • водный. Одновременно для ограничения количества узловых точек были согласованы пункты для остановок транспорта (перевалок груза). В ходе конференции на Крите были сформулированы некоторые межгосударственные правовые аспекты, состоящие в регулировании связей между представителями различных видов транспорта и их национальных сетей. В мультимодальной системе перевозок важную роль играют узловые точки (центры перевозок грузового транспорта, логистические центры, терминалы комбинированного транспорта и т.д.). Эти узловые точки являются местом пересечения транспортной системы и видов транспорта и согласно новым принципам возьмут на себя задачи глобальной логистики, дистрибьюции и продаж товаров. На территории России сложился ряд транспортных направлений, на которых концентрируются внешнеторговые грузопотоки, а также международные транзитные перевозки грузов и пассажиров. На этих направлениях, как правило, создана достаточно мощная транспортная инфраструктура, куда входят разные виды транспорта. Она имеет общегосударственное значение и обеспечивает межрегиональные, внутрирегиональные и международные связи. Для идентификации МТК на территории России каждому из них присвоен номер на основании сложившейся системы обозначений, принятой в соглашениях ООН и существующих панъевропейских (критских) коридоров. Правительство РФ, понимая важность интеграции национальной транспортной системы в общеевропейскую и стремясь максимально привлечь владельцев транзитных грузов на свои транспортные магистрали, уступило с предложениями по развитию МТК № 2 и 9. Эти предложения были одобрены на 4-й Международной конференции по Транспорту (Санкт-Петербург, 1998). Тем самым была подтверждена актуальность установления прочных транспортных связей между Европой и Азией с использованием российской транспортной системы МТК, проходящие по территории России, представлены на рис. 5. 3
рис.-5.3. Карта МТК на территории России Транспортный коридор № 2 начинается в Германии (Берлин), проходит по территории Польши (Варшава), пересекает границы СНГ в районе пограничного пункта Брест, далее следует по территории Белоруссии (Минск) и России (Смоленск), достигает Центрального экономического района — Москвы. Есть реальные перспективы продлить его до Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и далее. По транспортным магистралям этого коридора осуществляется основная часть международных грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок на направлении Запад — Восток.
Транспортный коридор № 9 призван обеспечить движение транзитных грузов по автомобильным, железнодорожным и водным магистрали России между странами Севера и Юга Европы и странами Ближнего Востока. Практически коридор обеспечивает движение грузов между портами Балтийского, Черного и Каспийского морей. Предложение России продлить коридор № 9 в направлении Новороссийска и Астрахани нашло поддержку в европейских странах и будет способствовать увеличению грузопотока в страны Юго-Восточной Азии. Использование данного коридора позволит повысить значимость портов России (Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань), а также привлечь внимание европейских стран к использованию внутренних речных путей бассейна реки Волги для перевозки сезонных грузов. Особенность коридора № 9 состоит том, что помимо коридора № 2 он стыкуется с международными транспортными коридорами № 3 и 5 на Украине в районе Киева, а также с коридорами № 4 и 7 в Румынии, что обеспечивает транспортировку грузов через Россию между Азией и странами Центральной и Южной Европы. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какова роль транспорта в системе ВЭД предприятия? 2. Назовите виды экспорта транспортных услуг. 3. Перечислите формы транспортного посредничества. 4. Охарактеризуйте классификацию международных перевозок по различным критериям. 5. Назовите основные виды документов, используемых для оформления международных перевозок. 6. Какие транспортные документы относят к необоротным документам и в чем их отличие от оборотных документов? 7. Перечислите основные виды транспортно-технологической системы (ТТС). 8. Назовите принципы системы транзитных перевозок. 9. Какова цель создания международных транспортных коридоров? 10. Раздел II УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Глава 6 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
Каждый участник ВЭД при выходе на внешний рынок должен последовательно пройти целый ряд организационных и экономических процедур. Вся совокупность действий, совершаемых потенциальным участником ВЭД с целью выхода на внешний рынок, объединяется в понятии «технологический процесс выхода на внешний рынок». Этим понятием охватывается определенная последовательность действий участника ВЭД внутри страны до того, как он приступит непосредственно к внешнеэкономической операции. Технологический процесс выхода на внешний рынок представляет собой цикл процедур, обеспеченных исходной информацией. Этот цикл складывается из нескольких стадий, которые каждый участник проходит в определенной последовательности с учетом специфики своей деятельности. Последовательность проходимых стадий определяется действующим законодательством и нормативно-техническими документами, регламентирующими внешнеэкономическую деятельность в стране. Общая схема технологического процесса выхода предприятия на внешний рынок представлена на рис. 6.1. Участник ВЭД должен обладать необходимым объемом знаний в таких областях, как экономико-организационные условия ВЭД, система государственного регулирования, особенности планирования ВЭД на уровне предприятия. Он должен быть знаком с вопросами договорных отношений между внутренними участниками ВЭД, а также с ключевыми пунктами конкурентно-ценовой работы, поскольку без определения цены невозможны переговоры с инофирмой.
Следует отметить что, прежде чем приступать к осуществлению технологического процесса, фирме, выходящей на внешний рынок, надо организовать маркетинговые исследования, чтобы иметь представление о возможностях создания и реализации ее продукции за рубежом. Организацию внешнеэкономической службы предприятия следует начинать с определения основных стадий технологического процесса оперативно-коммерческой работы. Основные стадии технологического процесса экспортно-импортной операции представлены на рис. 6.2.
На предконтрактном этапе, прежде чем приступить к выявлению предложений от инофирм, необходимо провести маркетинговые исследования и составить предварительный прогноз конъюнктуры рынка выбранного товара. На этой же стадии намечаются условия транспортировки и поставок, хранения, страхования. На стадии контрактации, начинающейся с установления цены с помощью конкурентного листа, прорабатываются такие вопросы, как определение условий контракта (включая условия платежа и поставки), выявление необходимости привлечения посредников, обсуждение вопросов валютно-финансового и юридического характера, подготовка документов для подписания контракта. Проведение финансовых расчетов по отгрузке и транспортировке товаров требует фиксирования момента отгрузки товаров, пересечения границы, а также подготовки отгрузочной документации, выставления счетов. На стадии учета и отчетности заполняются необходимые формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности. Рассмотрение претензий и жалоб предусматривает взыскание штрафов или передачу претензий в арбитражный суд. Последовательность основных стадий технологического процесса оперативно-коммерческой работы потенциальный участник ВЭД обязательно должен знать еще до выхода на внешний рынок. Только в этом случае он может представить себе все связанные с этим процессом функции внешнеэкономической службы предприятия. Состав функций внешнеэкономической службы предприятия не ограничивается только теми компонентами, которые входят в технологию оперативно-коммерческой работы, они включают в себя и другие составные, такие, как стандартизация и сертификация продукции, юридические вопросы внешнеэкономической деятельности и др. Важнейшим условием расширения экспортного производства, улучшения структуры экспорта и обеспечения валютной выручки служит маркетинговая стратегия компании. В отличие от других форм организации экспортно-импортной деятельности фирмы маркетинг является особой управленческой концепцией, в рамках которой все подчинено конечной цели — эффективному сбыту на зарубежных рынках.
6.2. ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные концепции управления, и прежде всего маркетинг. Принципиальных отличий между маркетингом для внутреннего и внешнего рынка нет. Во всех случаях используются разнообразные маркетинговые инструменты и принципы маркетинговой деятельности. Однако зарубежные рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами-производителями. Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует большого количества информации из различных источников и более высокой квалификации исследователей. Исследование рынков — источник информации для принятия научно и практически обоснованных, квалифицированных, эффективных управленческих решений управленческим аппаратом компании при организации и совершенствовании внешнеэкономической деятельности. Исследование рынка является одной из основных функций маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара на внешнем рынке. Программа исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов. Современная крупная внешнеэкономическая служба осуществляет исследование рынков на основе системы непрерывной обработки информации обо всех аспектах ситуации на рынке. На этапе предварительного исследования идет обработка данных официальной статистики, коммерческой информации, опубликованной в специальной литературе, и конкурентных материалов. Важные сведения можно получить, проводя интервью с внешнеторговыми работниками, особенно имеющими опыт деятельности в зарубежных филиалах, торгпредствах, а также в специализированных подразделениях предприятия, занимающихся сбором информации непосредственно на рынках сбыта. Затем разрабатывается детальный план исследования, в котором указывают перечень необходимых данных, методы их получения, способы обработки, над представления результатов. Накопление базы данных о внешнем рынке как таковом, проведение комплексного изучения рынка, его элементов и параметров емкость рынка и доля рынка) — вся эта систематически проводимая самостоятельная работа и есть собственно исследование рынков сбыта. Основными объектами изучения международных рынков являются: 1. Рыночная макросреда на внешних рынках, основными компонентами которой являются: • демографическая среда; • культурная среда; • экономическая среда; • природная среда; • технологическая среда; • политическая среда. Именно факторы макросреды зарубежных рынков в первую очередь исследуются при выборе наиболее перспективного рынка своей продукции или приобретении необходимых импортных товаров. 2. Требования зарубежного рынка к товару, т.е. покупателей к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору услуг, сопутствующих продаже и потреблению товара. Уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. 3. Факторы привлекательности зарубежного рынка: экономические и технологические; факторы рыночного потенциала; конкурентные факторы. 4. Емкость внешнего рынка, характер и эластичность спроса. 5. Уровень мировых цен и тенденции их изменения. 6. Фирменная структура рынка и состав зарубежных партнеров: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. Исследования степени надежности, платежеспособности фирм, их сильные и слабые стороны. 7. Степень и характер рыночной конкуренции, методы маркетинговой работы конкурентов, их товарная, ценовая, сбытовая политика, реклама и политика стимулирования продаж, кадровая политика. 8. Формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Формы посреднических соглашений, виды сделок, формы торговли, типичные для данного зарубежного рынка. 9. Особенности покупательских предпочтений и психология покупательского поведения на зарубежных рынках конечных потребителей по данному товару. Основные покупательские мотивы иностранных покупателей, этапы принятия решения о покупке конкретных товаров, национальные особенности проведении иностранными партнерами торговых переговоров. В настоящее время большинство мировых рынков являются рынками покупателя, когда предложение превышает спрос и продавец должен вести себя активно. Он уже не может осуществлять эффективные продажи без тщательного рыночного исследования, важными моментами которого являются подготовка обзора и прогноз рынка. Составление прогноза все более усложняется, так как современный рынок отличаются высокой динамичностью, а иногда и непредвиденностью ситуаций. Первостепенное значение в исследовании рынка имеет изучение спроса. Изучение спроса — первый этап в исследовании конъюнктуры рынка сбыта. Конъюнктура — это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов по отрасли и иные экономические показатели. Исследование спроса в практике маркетинга делится на три составляющие: • сегментация рынка; • изучение мотивов спроса потребителей; • выявление неудовлетворенных потребностей. Сегментация рынка во внешнеэкономической деятельности представляет собой поэтапное деление мирового рынка на национальные с целью оценки и выбора отдельных страновых сегментов, которые, вероятнее всего, будут характеризоваться одинаковой реакцией на производимую предприятием (фирмой) продукцию и маркетинговые действия. После разделения страновых рынков на основе общности характеристик происходит их ранжирование и отбор тех национальных рынков, которые наиболее полно отвечают целям и возможностям предприятия. Проводится отбор целевых рынков. Изучение мотивации спроса иностранных потребителей и фирм-контрагентов является второй составляющей исследования спроса. Для этого проводится анализ социально-психологических особенностей зарубежных покупателей и потребителей, их мотивации принятия решений о покупке, типов покупателей. Знание этих характеристик зарубежных потребителей играет важную роль в эффективности продаж и успехе работы на внешнем рынке. Спрос покупателей — фирм-контрагентов — определяют две группы факторов: - экономические факторы, связанные с повышением прибыльности за счет участия во внешнеэкономической деятельности; - организация поставок и характер их осуществления, включающие: степень потребности в ритмичности поставок; требования, предъявляемые к качеству; степень заинтересованности в низком уровне цены; степень заинтересованности в соответствии отношений с поставщиком общепринятым нормам. Дополнительную роль играет целый ряд факторов, начиная с юридических и политических тенденций и кончая личностными мотивами руководства фирм-покупателей. Выявление неудовлетворенных потребностей является заключительным этапом изучения спроса на рынке. Этот этап рыночных исследований является поворотным пунктом к принятию конкретного решения о том, какая продукция будет пользоваться спросом и в каком сегменте рынка.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |