Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3: Среда функционирования предприятия




1. Внешняя среда предприятия

2. Внутренняя среда предприятия

ВОПРОС 1:

Любое предприятия функционирует в определенной среде; каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состояние постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды не контролируются самим предприятием.

Внешняя среда предприятия – все условия и факторы, возникающие независимо от деятельности предприятия и оказывающие существенное влияние на него.

Внешние факторы делятся на две группы:

– факторы прямого воздействия (ближайшее окружение);

– факторы косвенного воздействия (макроокружение).

1) Факторы прямого воздействия, которые постоянно влияют на деятельность предприятия – это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры.

В условиях рыночной экономики РФ именно от государства зависит эффективность деятельности предприятий, создание цивилизации рынка и правил игры на нем.

Основные функции государства:

- создание правовой основы жизнедеятельности страны, в т.ч. разработка, принятие и организация выполнения законодательства;

- обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;

- стабилизация экономики (в первую очередь сокращение уровня безработицы и инфляции);

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

- защита конкуренции.

2) Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии бизнеса. К ним относятся:

а) политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли;

б) экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика ВВП, производительность труда и пр. Эти параметры по-разному влияют на деятельность организаций, например: стабилизация закупочной цены на продукцию сельского хозяйства для ее производителя рассматриваются как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

в) социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; и пр. Социальные процессы изменяются медленно, но если происходят изменения, они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении предприятия;

г) технологические факторы, их анализ позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроится на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Основные характеристики внешней среды - неопределенность, сложность, подвижность, взаимосвязанность факторов. Окружение предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет высокие требования к анализу внешней среды и выработки стратегии, в максимальной степени учитывающей возможности и угрозы внешней среды.

 

ВОПРОС 2:

 

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и являются результатом управленческих решений.

Цель анализа внутренне среды предприятия – выявление слабых и сильных сторон его деятельность.

Значение анализа внутренней среды объясняется тем следующими обстоятельствами

- информация о внутренней среде необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

- анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основные элементы внутренней среды предприятия:

1 – производство: объем, структура, темпы производства;

- номенклатура продукции;

- обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования;

- парк оборудования и степень его использования, резервные мощности;

- экология производства;

- контроль качества;

- патенты, торговые марки и т.д.

2 – персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров стоимость рабочей силы, интересы и потребность работников;

3 – организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

4 – маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в т.ч.: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

5 – финансы, по которым отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет раскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

6 – культура и имидж предприятия – факторы, образующие образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров.

Анализ внутренней среды направлен на выявление: угроз и возможностей, могущих возникнуть по внешней или внутренней среде предприятия; сильных и слабых сторон организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.