Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Товар и его свойства





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Распределительная.

Стимулирующая.

Регулирующая.

Через рынок осуществляется регулирование всего общественного производства. Через рынок решается «Что? Как? Для кого производить?». Получаемая от рынка информация, заставляет производителя вовремя регулировать объемы производства. Растет цена – сигнал к увеличению объемов производства. Падает цена – сигнал к сокращению производства.

5. Санирующая(контролирующая).

Рынок постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. В результате действия механизма конкурентной борьбы рынок очищает экономику от неэффективно работающих предприятий.

Стремление выиграть в борьбе за выживание заставляет производителей применять эффективную организацию производства, применять более совершенную технологию, добиваться повышения производительности труда, уделять внимание экономии затрат. Поскольку если затраты на производство единицы продукции очень высоки, то ее не смогут купить, и в дальнейшем она не будет производиться. Поэтому рынок стимулирует поиск эффективной организации производства, внедрение новых технологий.

Рынок обеспечивает:

­ распре­деление ресурсов между производителями-продавцами;

­ реализацию произведенных благ, доведение их до конкретных потребителей-покупателей;

­ фор­мирование доходов субъектов рыночных отношений, последующее их распределение и перераспределение в про­цессе обмена результатами своей деятельности.

 


Ключевой категорией рыночной экономики является товар. Существуют разные подходы к определению сущности данной экономической категории. Но общим для них является следующее.

В каком случае дары природы, присваиваемые человеком, или полезные продукты, являющиеся результатом его труда становятся товаром? Только в том случае одно благо становится товаром, если оно вовлекается в процесс обмена на другие блага.

Таким образом, товар – это все экономические блага, которые предназначены для обмена, купли-продажи.



Товар обладает следующими свойствами:

1. Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость– по Марксу).

Каждый товар обладает потребительской стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительской стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со вторым свойством товара – способностью обмениваться на другие товары.

2. Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции (меновая стоимость).

В меновой стоимости проявляется стоимость. Что же такое стоимость?

Вопрос о том, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель.

В дальнейшем разные экономисты отвечали на него по-разному. В экономической литературе сложилось несколько альтернативных подходов при определении стоимости товара.

Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс).

В соответствии с теорией трудовой стоимости единственным источником стоимости товара являются затраты труда.

Для понимания стоимости чрезвычайно важное значение имеет теория двойственного характера труда. По Марксу труд одновременно выступает в конкретной и абстрактной формах.

Конкретный труд – это труд, которым создается конкретная вещь (хлеб, костюм, сапоги, велосипед и т.д.), то есть определенная потребительная стоимость. Изготовление каждой такой вещи – это конкретный технологический процесс (сбор лесных ягод, выпечка хлеба, отливка металла или постройка дома). Это труд определен­ного вида, который характеризуется применением определенных ору­дий и предметов труда, набором определенных производственных операций, профессиональными навыками работника.

Абстрактный труд – это расходование человеком физической или умственной энергии, которое характерно для любого вида трудовой деятельности независимо от его конкретных результатов. Поэтому можно сказать, что абстрактный труд – это человеческий труд вообще безотносительно к конкретной форме его проявления. Этот абстрактный труд, затраты которого необходимы для создания любого продукта, по­зволяет соизмерять разные по своей потребительной полезности результаты конкретного труда. Другими словами именно абстрактный труд создает стоимость, которая проявляется при обмене товаров как меновая стоимость, присущая каждому товару.

Величина стоимости товара измеряется количеством заключенного в нем труда. Естественной мерой труда служит рабочее время: час, день, неделя и т.д. Время, которое затрачивается отдельным работником на производство какого-либо товара, называется индивидуальным рабочим временем или ин­дивидуальными затратами труда. Но величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а об­щественно необходимыми затратами труда или рабочего времени: «Общественно необходимое ра­бочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления ка­кой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормаль­ных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда». Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного вида. Это, как правило, средние условия. Только в этих условиях производитель, обладающий средней умелостью и работающий со средней интенсив­ностью, за час труда создает стоимость, равную одному общественно необходимому часу. Если производственные условия не соответствуют об­щественно нормальным (лучше или хуже их) или если умелость работника и интенсивность его труда выше или ниже установившейся в обществе сред­ней величины, то в этом случае созданная им за час труда величина стоимо­сти будет соответственно больше или меньше.

Иначе говоря, более производительный труд за данное время всегда соз­даст большую стоимость, чем менее производительный. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобраз­ного общественного норматива, который проявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Лишние затраты индивидуаль­ного труда не признаются обществом, отсекаются им, следовательно, не соз­дают стоимости. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основного количества товаров данного вида.



Сущность закона стоимости заключается в том, что обмен товаров со­вершается в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Иначе говоря, закон стоимости означает, что товары обмениваются друг на друга по стоимости, содержащей оди­наковое количество общественно необходимого труда. Купля-продажа то­варов по такому эквиваленту выступает как закон. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением.

Итак, согласно трудовой теории стоимости стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке в виде цены, то есть теория трудовой стоимости отражала позицию продавца, но не учитывала позицию потребителя.

Другой подход принимает во внимание полезность блага для потребителя. Этот подход получил название теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер).

Покупатель, приобретая товар, в первую очередь оценивает его полезный эффект, а не затраты на его производство. Поэтому цена това­ра – результат не труда, а индивидуальных оценок потребителей.

Чем же определяется цена товара, то есть ценность блага для потребителя?

С одной стороны, благо становится ценным для потребителя, обладает полезностью при удовлетворении его потребностей.

С другой стороны, ценность блага определяется его количеством. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость, так как ценность предполагает именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их.

Можно сказать, что чем меньше количество данного блага по сравнению с потребностью, тем выше полезность и цена последней его части и тем выше ценность всего количества данного блага, и наоборот.

Наблюдения показывают, что напряженность потребности убывает по мере удовлетворения потребности вплоть до ее полного исчезновения. Вследствие этого и полезность блага, его цена также должны убывать как функция количества. Если разделить благо на соответствующее количество час­тей и рассмотреть каждую часть саму по себе, в отрыве от других, то ясно, что первая часть служит удовлетворению первой, наиболее напряженной степени потребности; вторая — второй, менее напряженной и менее ценной потребности, и т.д. По мере уменьшения степени напряженности в удовле­творении потребности полезность и цена каждой последующей единицы становятся все меньше по сравнению с предыдущей. Таков принцип убы­вающей полезности. Последняя, или конечная, полезность есть полезность последней налич­ной части блага.

На основе такого подхода теория предельной полезности объясняла сформулированный А. Смитом так называемый парадокс ценности (парадокс Смита), согласно которому польза от воды огромна, но ценность – ничтожна, и в то же время бриллиант (алмаз), который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. Именно ограниченность запасов блага с точки зрения теоретиков предельной полезности объясняет данный парадокс, поскольку ценность блага определяется. Поэтому ответ на поставленный А. Смитом вопрос может быть таким: вода относительно изобильна, а бриллианты – редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того, что воды в мире много, ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые относительно редки, предельная полезность намного выше.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.