Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства спортивной тренировки




Рис. 1. Схема структуры многолетней подготовки спортсменов

Содержание

Тема планирование, программирование, моделирование,

Лекция № (2 часа)

Курс

Лекционный курс для студентов заочного отделения

1. Спортивная подготовка – понятие, ее компоненты, структура

2. Спортивная тренировка – понятия, цели и задачи, ее компоненты

2.1. Средства спортивной тренировки

2.2. Методы спортивной тренировки

2.2.1. Методы, используемые в процессе овладения знаниями

2.2.2. Методы, используемые в процессе овладения двигательными умениями и навыками

2.2.3. Методы, используемые в процессе совершенствовании

2.3. Нагрузка и отдых

2.4. Специальные принципы спортивной тренировки

2.7.1. Урок как форма проведения занятий

2.7.1.1. Формы построения занятий

2.7.1.2. Структура уроков

2.7.1.3. Методы организации занятий

1. Спортивная подготовка – понятие, ее компоненты, структура

 

В спортивной практике существует два основных понятия – спортивная подготовка и спортивная тренировка.

Спортивная подготовка – это многокомпонентный процесс, выраженный в совокупном использовании средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям. Основными компонентами являются:

1. Соревновательный компонент (соревнования являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом определения победителя, средством повышения тренированности и совершенствования спортивного мастерства. Соревнования классифицируются на подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.);

2. Второй компонент – система спортивной тренировки о ней мы поговорим позже.

3. Третий компонент – это система факторов, дополняющих тренировку и соревнования, и оптимизирующих их эффект (общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, и т.п).

На современном этапе, достижение высоких результатов в спортивной специализации возможно только при грамотном, научно обоснованном подходе в организации многолетнего процесса подготовки. Структура многолетней тренировки зависит от многих факторов. В их число входят: среднее количество лет регулярной тренировки, которое необходимо для достижения наивысших результатов; знание оптимальных возрастных границ, в которых в полной мере проявляются способности спортсменов, что приводит к достижению наивысших спортивных результатов; оптимальный возраст для занятий конкретным видом спорта.

Процесс многолетних занятий спортивной деятельностью подразделяется на три отдельные стадии, которые в свою очередь состоят из шести этапов, каждый из которых строится из нескольких годичных циклов и имеет свою направленность (рисунок 1).

Этап предварительной подготовки характеризуется следующей направленностью: развитием интереса к занятиям спортом, первичной спортивной ориентацией, общей базовой подготовкой; длительность этапа составляет от 1-го до 3-х лет; в СДЮШОР и ШВСМ – это группы начальной подготовки.

На этапе начальной специализации происходит уточнение предмета будущей специализации и начало углубленной тренировки в избранном виде спорта, возрастает объем средств специальной базовой подготовки. Данные группы называются учебно-тренировочными. Длительность этапа 2-3 года.

Для этапа углубленного спортивного совершенствования характерны увеличение удельного веса специальной подготовки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям организма спортсменов, а также запросам роста спортивного мастерства. В этот момент происходит достижение первых больших успехов в спортивных соревнованиях. Спортсмены выполняют нормативы кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Данные группы именуются группами спортивного совершенствования. Продолжительность этапа варьирует в пределах 2-х – 4-х лет.

Следующий этап – это этап высших достижений. В этот время происходит совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уровня специальной подготовленности и путей индивидуализации тренировочного процесса, осваиваются максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки, спортсмен показывает абсолютно максимальные результаты в своей соревновательной деятельности. Спортсмены выполняют нормативы МСМК и ЗМС. Спортивные группы называются группами высшего спортивного мастерства. Данный этап длится 4-5-ть лет.

 

СТАДИИ

 

↓ ↓ ↓

Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей Спортивного долголетия

 

↓↓↓

 

ЭТАПЫ

 

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

 

Предварительной подготовки Начальной специализации Углубленного спортивного совершенствования Высших достижений Сохранения достижений Поддержания общей тренированности

 

 

На этапе сохранения достижений происходит постепенное ограничение тренировочных нагрузок. Повышение тренированности и поддержание ранее достигнутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и всей соревновательной деятельности. Продолжительность данного этапа составляет 4-6-ть лет.

Последним этапом спортивной карьеры является этап поддержания общей тренированности. В этот период спортсмен выходит из состязательной деятельности и переключается на оздоровительно-рекреационную деятельность.

Следует отметить, что между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность варьирует в зависимости от индивидуальных возможностей спортсмена, его возраста, специфики спортивной специализации, условий организации спортивной деятельности.

В настоящее время в ряде видов спорта разработаны модели многолетней тренировки. Модель построения многолетней тренировки включает в себя следующие компоненты: этапы многолетней подготовки, возраст спортсменов на каждом этапе, преимущественная направленность подготовки на каждом этапе, основные задачи подготовки, основные средства и методы подготовки, допустимые тренировочные нагрузки, примерные контрольные нормативы для каждого этапа подготовки (В.П. Филин, 1987).

Современные тенденции совершенствования системы спортивной подготовки отражаются в следующих основных направлениях:

- резкий прирост объемов тренировочной работы;

- строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта;

- постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки;

- стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов;

- расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование спортивно-важных двигательные качеств и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочных воздействий, повысить непосредственную подготовку к ответственным соревнованиям;

- ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности;

- совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта, так и индивидуальных способностей спортсменов.

 

2. Спортивная тренировка – понятия, цели и задачи, ее компоненты

Как было выше сказано, вторым компонентом спортивной подготовки является спортивная тренировка.

Спортивная тренировка – это организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие и совершенствование спортивно-важных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов.

Задачи спортивной тренировки:

- освоение техники и тактики;

- развитие и совершенствование спортивно-важных двигательных качеств и увеличение функциональных возможностей систем организма, которые отвечают за успешное выполнение соревновательного упражнения;

- совершенствование психических процессов, эмоционально-волевых, интеллектуальных и других качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности;

- приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих строить тренировку, управлять ею, обеспечивать сотрудничество -

тренер спортсмен

 
 


наука

- комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности (спортивной формы) в ответственных стартах.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсмена пользуются следующими понятиями:

- тренированность (степень биологической приспособленности организма к определенной работе – координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС. Тренированность бывает общей и специальной.);

- подготовленность (уровень достигнутой физической формы, технической и тактической формы, а также интегральная подготовленность);

- спортивная форма (оптимальная готовность спортсмена к спортивным достижениям в определенном цикле тренировки).

 

Средства спортивной тренировки – это, то с помощью чего мы добываемся спортивных результатов.

Средства спортивной тренировки используются:

- для становления, развития и сохранения тренированности и подготовленности спортсмена;

- для ускорения процессов восстановления работоспособности спортсмена и усиления тренирующего воздействия.

Средства спортивной тренировки подразделяются на:

- собственно тренировочные (физические упражнения);

- психологические;

- естественно-средовые;

- медико-биологические;

- материально-технические.

Собственно-тренировочные средства – это основное средство спортивной тренировки. Данные средства имеют свою классификацию (рисунок 1).

1.Соревновательные упражнения – это та совокупность приемов и действий, которая совершенствуется в учебно-тренировочном процессе и не отличается от действий, применяемых в соревнованиях.

1.1.Собственно-соревновательные упражнения выполняются в реальных условиях спортивного состязания в полном соответствии с правилами соревнований.

1.2.Тренировочные формы соревновательных упражнений, совпадают с соревновательными упражнениями, но отличаются особенностями режима и формы действий.

Физические упражнения

       
   
 

 

 


1.Соревновательные упражнения 2.Подготовительные упражнения

       
 
   

 


1.1.Собственно-соревновательные упражнения 1.2.Тренировочные формы соревновательного упражнения   2.1.Специально-подготовительные упражнения   2.2.Обще-подготовительные упражнения  

 


2.1.1.Подводящие упражнения 2.1.2.Развивающие упражнения 2.1.3.Комбинированные упражнения   2.2.1.Упражнения из своего вида спорта 2.2.2.Упражнения из других видов спорта

 

Рисунок 1. Классификация физических упражнений

 

2.1.Специально-подготовительные упражнения – это действия, которые имеют существенное сходство с соревновательными упражнениями по координационной структуре, пространственно-временным, ритмическим и другим характеристикам. Они являются не тождественными с действиями на соревнованиях. Их подбор осуществляется таким образом, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на развитие специальных физических способностей и техники, необходимых спортсмену.

2.1.1.Подводящие упражнения, направлены на овладение техникой.

2.1.2. Развивающие - направлены на развитие и совершенствование физических и психологических способностей.

2.2. Обще-подготовительные упражнения необходимы для формирования, закрепления и восстановления умений и навыков, играющих вспомогательную роль в спортивном совершенствовании; для увеличения функционального фундамента; для повышения уровня работоспособности спортсмена; для активного отдыха.

2.2.1.Упражнения своего вида спорта отличаются режимом функционирования организма, способом выполнения и условиями выполнения упражнений.

2.2.2.Упражнения других видов спорта.

Собственно-соревновательные и специально-подготовительные упражнения – это средства специальной подготовки спортсмена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.