Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, используемые в процессе совершенствовании двигательных навыков и развития физических способностей





 

Данная категория методов подразделяется на две группы:

1. Методы, предполагающие создание игровой и соревновательной обстановки при выполнении задания (игровой и соревновательный методы);

2. Методы, предполагающие точное нормирование и регулирование (строго регламентированные методы) в ходе выполнения задания (равномерный и переменный методы, повторный и интервальный методы, метод круговой тренировки). Краткая характеристика методов приведена ниже.

1.1. игровой метод тренировки характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся, эмоциональностью. Основу метода составляет упорядоченная игровая деятельность в соответствии с «сюжетом» (замыслом, планом) игры, в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами. Данный метод предусматривает как использование спортивный игр (волейбол, футбол, хоккей…) в упрощенных формах, так и использование любых физических упражнений (бег, прыжки, лазания…). Метод широко применяется в тренировочном процессе групп начальной подготовки. На более поздних этапах процесса подготовки используется в качестве «разгрузочного» метода.

Данный метод тренировки является методом комплексного развития и совершенствования физических и психических способностей спортсменов. Применение метода способствует решению ряда задач, к которым относятся: развитие координационных способностей, быстроты, силы выносливости; воспитание коллективизма, товарищества, дисциплины, смелости, решительности, находчивости, самостоятельности, инициативности, тактического мышления; закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Перечисленные выше воздействия являются положительной характеристикой игрового метода.

Недостатком игрового метода тренировки является ограниченная возможность дозирования нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия. Это связанно с многообразием способов достижения поставленных цели, постоянным изменением ситуаций игры и ее динамичностью.

1.2. соревновательный метод тренировки основан на использовании либо элементарных форм соревновательного упражнения, либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которые в основном приобретают подготовительный характер. В единоборствах к элементарным формам соревновательного упражнения можно отнести выполнение ударов (серий, связок) как с позиции правильности техники (пространственно-временных, ритмических и качественных характеристик), так и с позиции проявления определенного ряда двигательных способностей при выполнении соревновательного упражнения (проявление силы и быстроты ударного действия, для этого используется обязательно аппаратура, в данном случае КИКТЕСТ). Полуофициальные и официальные соревнования применяются в виде «прикидок», курсовки, контрольных и квалификационных состязаний. Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае присуждается победа тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов. Пример



Соревновательный метод – это сильный стимулятор интереса и активизации спортивной деятельности занимающихся, в котором основной установкой является достижение победы или высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. Фактор соперничества в процессе соревнований, условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил спортсмена и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, волевых усилий, а, следовательно, и для развития спортивно-важных качеств спортсмена в избранном виде спорта. С помощью соревновательного метода развивают двигательные качества, воспитывают волевые и нравственные качества, совершенствуют технико-тактическое умения и навыки.

Отрицательными чертами метода являются, во-первых - относительно ограниченные возможности дозирования нагрузки (особенно в период непосредственной соревновательной деятельности), во-вторых - ограниченные возможности руководства деятельностью спортсмена (в единоборствах правила соревнований исключают вмешательства в ход поединка, корректировка деятельности соревнующихся проводится только между раундами), в-третьих – частые максимальные психофизические нагрузки, сопровождающие соревнования, могут приводить к неблагоприятным сдвигам в организме занимающихся, к потере интереса к спортивной деятельности, к значительным замедлениям в дальнейшем росте физических качеств и совершенствовании техники двигательных действий. В связи с вышеизложенным, частота использования соревновательного метода и его направленность зависят от возраста, пола, спортивной квалификации, уровня технической и физической подготовленности, психических свойств личности спортсмена, этапа спортивной подготовки.

 

2.1. при повторном методе тренировки многократно выполняется упражнение через интервалы отдыха, в течение которых происходит практически полное восстановление работоспособности. Особенностью данного метода является то, что тренирующее воздействие на организм спортсменов происходит как во время работы, так и во время отдыха, благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания. Суть метода заключается в выполнении упражнения сериями. Число повторений ограничено способностями спортсмена поддерживать заданную интенсивность в выполняемом упражнении (величину внешнего сопротивления, быстроту удара…). Интервалы отдыха устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить восстановление спортсмена.

Данный метод применяется как в системе физической подготовки, так и в системе технической подготовки занимающихся. Повторный метод направлен на развитие силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств, различных видов выносливости, ритмических и темповых характеристик поединка; на совершенствование техники (ударов, защит, передвижений) избранного вида единоборства в условиях, когда быстрота выполнения двигательного действия максимально приближена к боевой.



В методике спорта данный метод используется в двух вариантах:

- повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (75-95% от максимальной интенсивности в конкретном задании);

- повторная работа с равномерной околопредельной или предельной интенсивностью (95-100%).

В единоборствах использование повторного метода в зоне мощности 75-95% от максимальной интенсивности, предназначено для развития скоростно-силовых качеств, для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости. Работа в зоне мощности 95% предназначена для развития скоростных качеств.

Повторный метод имеет следующие преимущества: точная дозировка, направленность на совершенствование обменных процессов происходящих в мышцах и экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода.

Отрицательными характеристиками метода являются: сильное воздействие на эндокринную и нервную систему, вследствие чего необходимо осторожно применять его в подготовке с юными и неподготовленными спортсменами.

 

2.2. равномерный метод тренировки применяется в основном в тренировочном процессе в циклических видах спорта. Но его применение не исключено и в тхэквондо, боксе и кикбоксинге, когда мы используем, например бег, в качестве средства общей физической подготовки. Данный метод характеризуется тем, что при его применении физическое упражнение выполняется с относительно постоянной интенсивностью (например, сохраняется скорость передвижения, темп выполняемой работы, величина и амплитуда движений).

Тренирующее воздействие на организм спортсменов происходит в период работы. Увеличение нагрузки достигается или за счет повышения длительности работы, или за счет увеличения интенсивности работы. В целом данный метод применяется для развития общей и специальной выносливости, повышения экономичности движений, воспитания волевых качеств.

Существует два варианта этого метода. Метод длительной равномерной тренировки (небольшая интенсивность работы на протяжении длительного времени – от 15 минут до 90 минут и более; энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции – поглощение кислороды соответствует потребностям) способствует развитию и совершенствованию аэробного компонента выносливости. Метод кратковременной равномерной тренировки (большая интенсивность работы, время работы значительно укорочено; упражнения выполняются в смешанном аэробно-анаэробном режиме; предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма,

поэтому его целесообразно применять в тренировке хорошо подготовленных спортсменов) применяется для совершенствования «чувства темпа» и развития аэробно-анаэробного компонента выносливости.

Применение этого метода позволяет выполнить большой объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности работы сердца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхательных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Длительная и сравнительно умеренная работа создает условия для постепенной настройки на работу различных функций организма. Продолжительные нагрузки оказывают положительное психологическое воздействие на спортсменов – содействуют воспитанию волевых качеств. Вышеперечисленные воздействия на организм занимающихся, являются положительными особенностями метода. Но одним из недостатков метода, является быстрая адаптация организма к нему, в связи, с чем снижается тренирующий эффект.

2.3 Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости выполняемых движений, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники двигательного действия (например, темп ударов и приоритет технических приемов в течение каждого раунда).

Тренирующее воздействие на организм при использовании данного метода обеспечивается во время работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируются за счет изменения режима работы и формы движений. От варьирования скорости и длительности выполнения упражнения зависит характер физиологических сдвигов в организме, что приводит либо к развитию аэробных возможностей, либо к развитию аэробно-анаэробных возможностей. Применение переменного метода приводит к развитию скоростных способностей, общей и специальной выносливости, координационных способностей, расширению диапазона двигательных навыков используемых в бою (в целом – это увеличение используемых приемов в поединке, в частности – это увеличение вариаций в выполнении одного двигательного действия), воспитанию волевых качеств.

В единоборствах данный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.

В спортивной тренировке выделяют три варианта переменного метода. Переменный метод с ритмичным колебанием интенсивности, характеризуется чередованием одинаковых периодов работы повышенной интенсивности с такими же периодами пониженной интенсивности (например, в 3-х минутном раунде в первые 20 секунд работа выполняется в среднем темпе, в следующие 10 секунд – работа выполняется с максимальным темпом, в следующие 30 секунд – темп боя произвольный, неинтенсивный, и далее в том же порядке оставшиеся 2-е минуты). Переменный метод с неритмичным колебанием интенсивности, характеризуется произвольным увеличением интенсивности выполняемого упражнения и ее снижением, т.е. регулируется интенсивность работы самостоятельно спортсменом по его самочувствию, задается только время, которое отводится на выполнение задания. Данный вариант метода может использоваться в единоборствах, как в системе общей физической подготовки, так и в системе специальной физической подготовки. Переменный метод с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения определенных технико-тактических задач, например отработка концовки раунда в единоборствах, характеризующихся «взвинчиванием» темпа боя.

Основные преимущества метода заключаются в следующих влияниях на спортсменов: смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, что содействует развитию быстроты их врабатывания и повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем, а также дает возможность совершенствовать физические способности; метод устраняет монотонность в работе; одни и те же двигательные действия, выполняемые в условиях разной интенсивности позволяют на мышечном уровне позволяют четко различать правильность и неправильность приобретаемой в ходе тренировочного процесса техники ударов, передвижений…, тем самым позволяет совершенствовать техническую подготовленность спортсмена.

Отрицательной чертой метода является то, что нагрузки планируются приблизительно, как правило, «по самочувствию», на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы ведется.

 

2.4. метод интервальной тренировки, также как и повторный метод характеризуется многократным повторением упражнения через определенные интервалы времени, но в отличие от повторного больший тренировочный эффект достигается в паузы отдыха. Это связано с тем, что во время нагрузки, потребление кислорода не достигает своих максимальных величин, а в паузе отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в первые 30 секунд увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим создаются условия для повышения ударного объема сердца. Во время самой работы частота сердечных сокращений должна соответствовать 160-180 уд/мин, паузы отдыха устанавливаются таким образом, что пульс к очередному повторению снизился до величины 120-140 уд/мин. Отдых между подходами может быть активным либо пассивным

2.5. метод круговой тренировки

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.