КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование экологических общественных отношений на современном этапе
Правовое регулирование экологических общественных отношений в 1969-1988 г.г. Развитие эколого-правового регулирования привело к дифференциации законодательства по сферам экологопользования. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и 79 союзных республик, включавших в себя правило о том, что горные, лесные и водные отношения должны регулироваться специальным законодательством Союза ССР и союзных республик (ч. 2 ст. 2), в стране началось общесоюзное законотворчество по приданию этим отраслям соответствующего самостоятельного статуса. Вскоре были приняты Основы водного законодательства (1970), Основы законодательства о недрах (1975)2, Основы лесного законодательства (1977). В 1980 году были приняты два союзных закона: об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха. В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты земельные, водные, лесные кодексы и кодекс о недрах, а в РСФСР — Закон об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В начале 70-х годов Правительство осуществило меры, оказавшие определенное влияние на экологизацию хозяйственной и общественной жизни в стране: в составе министерств и ведомств были выделены подразделения по обеспечению экологизации производственной деятельности подведомственными предприятиями, была распределена компетенция по обеспечению охраны окружающей среды между ведомствами и произведено соответствующее финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных работ и т. п.8. С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды получила конституционный статус (ст. 18, 42) и стала конституционной обязанностью советских граждан (ст. 67 Конституции СССР).
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» создало условия для формирования и развития экологического права. К 1991 году была закончена разработка Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 года. В том же году был опубликован проект Государственной экологической программы РСФСР, содержавший множество идей и предложений, реализация которых могла значительно улучшить экологическое положение страны1. В 1992 году был принят Закон РФ № 2446-1 «О безопасности», а 28 августа того же года Правительство РФ утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 г. (в ред. от 2 февраля 2006 г.) регламентировали конституционное право граждан на окружающую среду. В соответствии с ними были приняты нормативные правовые акты, направленные как на охрану природы, так и на защиту здоровья человека. Важным этапом в совершенствовании экологического законодательства явилось принятие в 1993 году новой Конституции РФ, которая: а) закрепила в качестве объекта своего регулирования охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого (ст. 42, 58); б) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор мах собственности (ст. 8, 9, 36); в) разграничила компетенцию Российской Федерации и совместную компетенцию Российской Федерации и субъектов Федерации в решении вопросов правового регулирования охраны окружающей среды: - установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, регулирование обращения с расщепляющими и ядовитыми веществами относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Регулирование указанных отношений осуществляется — природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; земельное и другое природоресурсовое законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). После принятия Конституции РФ важной тенденцией стало принятие прогрессивных законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на регулирование природоресурсовых отношений, экологизацию природоресурсовых нормативных правовых актов, а также хозяйственного, гражданского, административного, уголовного права и других отраслей российского законодательства.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |