Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные акты. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты




Глава 16 Заключительные положения

Глава 15 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Глава 14 Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

Глава 13 Основы формирования экологической культуры

Глава 12 Научные исследования в области охраны окружающей среды

Глава 9 Природные объекты, находящиеся под особой охраной

Глава 8 Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций

Глава 7 Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Глава 6 Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Глава 5 Нормирование в области охраны окружающей

Глава 4 Экономическое регулирование в области охраны окружающей

Глава 3 Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды

Глава 2 Основы управления в области охраны окружающей среды

Глава 1 Общие положения

Закон об охране окружающей среды

Закон об охране окружающей среды является своеобразной экологической конституцией и затрагивает все объекты и аспекты природопользования и охраны природы. Он состоит из 16 глав, которые мы в вкратце рассмотрим.

Статья 1 Основные понятия

 

Приведем основные понятия в области ООПС согласно ФЗ № 7:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

- природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

- антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

- естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

- качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

- благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

- загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

- нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

- мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

- государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

- вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

- экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

ФЗ № 7 содержит также основные принципы охраны ООП: приоритет - охрана жизни и здоровья человека; необходимость воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.

Статья 3 Основные принципы охраны окружающей среды

Определяет объекты охраны окружающей природной среды (ОООПС) естественные экосистемы, озоновый слой атмосферы; земля, недра, воды, воздух, леса, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и места их обитания.

 

Статья 5 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в

сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

- разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

- разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

- объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации и другое.

Определяет компетенции органов власти в области охраны природы. Например, в компетенции Правительства Российской Федерации находится порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В компетенции органов местного самоуправления - выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов.

 

Статья 11 Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятной хозяйственной деятельности, воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества среды;

- возмещением в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью;

- государственным контролем за состоянием среды и привлечением к ответственности лиц, виновных за нарушении экологической безопасности.

Полномочия граждан:

- граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды и соблюдать требования экологического законодательства;

- имеют право: создавать общественные объединения, фонды и другие образования по охране среды и вступать в них; принимать участие в митингах, собраниях, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях и референдумах по охране окружающей среды; могут жаловаться и требовать принятия мер;

- требовать предоставление информации;

- требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве экологически вредных объектов.

 

-установление лимитов использования природных ресурсов, нормативов платы и размеров платежей за использование;

- организация и проведение природоохранных мероприятий, планирование, разработка и финансирование мероприятий по охране ОПС;

- экологическое страхование.

 

- Нормативы утверждают специально уполномоченные органы;

- Нормативы - ПДК, ПДС и ПДВ, ПДУ шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

- ПДУ радиационного воздействия;

- ПД нормы агрохимикатов в сельском хозяйстве;

- нормативы ПД остаточных количеств' химических веществ в продуктах питания; экологические требования к продукции;

- ПД нормы нагрузки на ОПС;

- Нормативы санитарных и защитных зон.

 

Проведение оценки воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности

Цель экологической экспертизы - поверка хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; принципы - обязательность проведения, научная обоснованность выводов, законность, независимость, вневедомственность, широкая гласность и участие общественности; обязательность проведения. Объекты.

Положение об общественной экологической экспертизе- становится юридически обязательной после утверждения ее результатов государственной экологической экспертизой.

 

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных о

Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов объектов; при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон

Охрана озонового слоя атмосферы и окружающей среды от негативного физического воздействия

Меры воздействия за нарушение природоохранных требований

Меры охраны природных объектов. Правовой режим охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. Охрана природных объектов

Глава 10 Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)

Глава 11 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

 

Всеобщность и комплексность экологического образования. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Экологическое просвещение.

 

Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Разрешение споров в области охраны окружающей среды. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

Вступление в силу настоящего Федерального закона. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом (приведение актов, которые утратили силу, в связи с опубликованием данного закона).

 

 

Подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые орга­нами исполнительной власти, подразделяются на следующие группы:

- правительственные нормативные правовые акты. В эту груп­пу входят постановления Правительства РФ по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов; прогнозирования эколого­пользования; государственной экологической экспертизы; аренды участков лесного фонда; предоставления, изъятия, перераспределе­ния природных объектов и связанных с этим расчетных отношений; контроля над экологопользованием и т.п.;

- межведомственные нормативные правовые акты - источ­ники экологического права, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;

- ведомственные нормативные правовые акты - приказы, которые принимаются министрами по вопросам экологопользова­ния, отнесенным к их компетенции. Эту группу составляют:

- ведомственные нормативные правовые акты министерств, осуществляющих определенные функции по регулированию право­вого режима экологопользования по поводу отдельных природных объектов (земель, вод, лесов и т.д.);

- ведомственные нормативные правовые акты министерств, не имеющих полномочий на осуществление управленческих функций в области экологопользования. Данные акты имеют локально-ве­домственный характер - они касаются лишь техпредприятий, уч­реждений и организаций, которые входят в систему принявшего их министерства или ведомства.

В субъектах Российской Федерации к числу источников эко­логического права относятся наряду с указанным их нормативные правовые акты, а именно: конституции (уставы), законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и защиты окружающей среды, а также нормативные пра­вовые акты законодательных (представительных) органов, регули­рующие экологические общественные отношения.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. Х° 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» (в ред. от 12 июля 2006 г.) в субъ­ектах Российской Федерации общее управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют соответствующие орга­ны государственной власти.

Отдельный уровень в системе источников экологического пра­ва России составляют нормативные правовые акты муниципальных органов власти.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Фе­дерации признается и гарантируется местное самоуправление. Ор­ганы местного самоуправления входят в систему органов государст­венной власти. Они решают вопросы местного значения, отнесенные к их ведению, что неизбежно вызывает необходимость в локальном (местном) нормотворчестве.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Исполнительно-распорядительные функции вы­полняют главы местного самоуправления (глава местной админист­рации, мэр и др.).

Следует также обратить внимание на руководящие постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Су­да РФ и их роль в формировании источников экологического права. В ходе правосудия неизбежно выявля­ются пробелы в правовом регулировании. В соответствии с законо­дательством в случае пробела суды могут применять аналогию зако­на или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи. Например, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законо­дательства об ответственности за экологические правонарушения» установлено, что под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников без лесорубочного билета, ордера или рубку с оными, но выданными с нарушением действующих правил рубок, а также рубку не на том участке, не тех пород, сверх установленного количества, т.е. фактически дано нормативное предписание судам, не предусмотренное в законе.

Тем не менее руководящие постановления Пленума Верховного Суда России не являются источниками экологического права, по­скольку Верховный Суд не наделен правотворческой функцией. Его акты относятся к числу документов правоприменительного нормативного толкования, осуществляемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 де­кабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федера­ции» (в ред. от 5 апреля 2005 г.), и применяются лишь при судеб­ных рассмотрениях конкретных гражданских и уголовных дел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.