КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подзаконные акты. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты
Глава 16 Заключительные положения Глава 15 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Глава 14 Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды Глава 13 Основы формирования экологической культуры Глава 12 Научные исследования в области охраны окружающей среды Глава 9 Природные объекты, находящиеся под особой охраной Глава 8 Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций Глава 7 Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности Глава 6 Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза Глава 5 Нормирование в области охраны окружающей Глава 4 Экономическое регулирование в области охраны окружающей Глава 3 Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды Глава 2 Основы управления в области охраны окружающей среды Глава 1 Общие положения Закон об охране окружающей среды Закон об охране окружающей среды является своеобразной экологической конституцией и затрагивает все объекты и аспекты природопользования и охраны природы. Он состоит из 16 глав, которые мы в вкратце рассмотрим. Статья 1 Основные понятия
Приведем основные понятия в области ООПС согласно ФЗ № 7: - окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; - природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; - компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; - природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; - природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; - антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; - естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией; - охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); - качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; - благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; - негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; - природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; - загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; - загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; - нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; - нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; - нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; - нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; - лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды; - оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления; - мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; - государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды; - вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; - экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; - экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. ФЗ № 7 содержит также основные принципы охраны ООП: приоритет - охрана жизни и здоровья человека; необходимость воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Статья 3 Основные принципы охраны окружающей среды Определяет объекты охраны окружающей природной среды (ОООПС) естественные экосистемы, озоновый слой атмосферы; земля, недра, воды, воздух, леса, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и места их обитания.
Статья 5 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: - обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; - разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; - разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации; - объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации и другое. Определяет компетенции органов власти в области охраны природы. Например, в компетенции Правительства Российской Федерации находится порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В компетенции органов местного самоуправления - выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов.
Статья 11 Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятной хозяйственной деятельности, воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается: - планированием и нормированием качества среды; - возмещением в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью; - государственным контролем за состоянием среды и привлечением к ответственности лиц, виновных за нарушении экологической безопасности. Полномочия граждан: - граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды и соблюдать требования экологического законодательства; - имеют право: создавать общественные объединения, фонды и другие образования по охране среды и вступать в них; принимать участие в митингах, собраниях, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях и референдумах по охране окружающей среды; могут жаловаться и требовать принятия мер; - требовать предоставление информации; - требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве экологически вредных объектов.
-установление лимитов использования природных ресурсов, нормативов платы и размеров платежей за использование; - организация и проведение природоохранных мероприятий, планирование, разработка и финансирование мероприятий по охране ОПС; - экологическое страхование.
- Нормативы утверждают специально уполномоченные органы; - Нормативы - ПДК, ПДС и ПДВ, ПДУ шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; - ПДУ радиационного воздействия; - ПД нормы агрохимикатов в сельском хозяйстве; - нормативы ПД остаточных количеств' химических веществ в продуктах питания; экологические требования к продукции; - ПД нормы нагрузки на ОПС; - Нормативы санитарных и защитных зон.
Проведение оценки воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности Цель экологической экспертизы - поверка хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; принципы - обязательность проведения, научная обоснованность выводов, законность, независимость, вневедомственность, широкая гласность и участие общественности; обязательность проведения. Объекты. Положение об общественной экологической экспертизе- становится юридически обязательной после утверждения ее результатов государственной экологической экспертизой.
Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных о Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов объектов; при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон Охрана озонового слоя атмосферы и окружающей среды от негативного физического воздействия Меры воздействия за нарушение природоохранных требований Меры охраны природных объектов. Правовой режим охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. Охрана природных объектов Глава 10 Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) Глава 11 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
Всеобщность и комплексность экологического образования. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Экологическое просвещение.
Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Разрешение споров в области охраны окружающей среды. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Вступление в силу настоящего Федерального закона. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом (приведение актов, которые утратили силу, в связи с опубликованием данного закона).
Подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти, подразделяются на следующие группы: - правительственные нормативные правовые акты. В эту группу входят постановления Правительства РФ по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов; прогнозирования экологопользования; государственной экологической экспертизы; аренды участков лесного фонда; предоставления, изъятия, перераспределения природных объектов и связанных с этим расчетных отношений; контроля над экологопользованием и т.п.; - межведомственные нормативные правовые акты - источники экологического права, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции; - ведомственные нормативные правовые акты - приказы, которые принимаются министрами по вопросам экологопользования, отнесенным к их компетенции. Эту группу составляют: - ведомственные нормативные правовые акты министерств, осуществляющих определенные функции по регулированию правового режима экологопользования по поводу отдельных природных объектов (земель, вод, лесов и т.д.); - ведомственные нормативные правовые акты министерств, не имеющих полномочий на осуществление управленческих функций в области экологопользования. Данные акты имеют локально-ведомственный характер - они касаются лишь техпредприятий, учреждений и организаций, которые входят в систему принявшего их министерства или ведомства. В субъектах Российской Федерации к числу источников экологического права относятся наряду с указанным их нормативные правовые акты, а именно: конституции (уставы), законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и защиты окружающей среды, а также нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов, регулирующие экологические общественные отношения. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. Х° 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 12 июля 2006 г.) в субъектах Российской Федерации общее управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют соответствующие органы государственной власти. Отдельный уровень в системе источников экологического права России составляют нормативные правовые акты муниципальных органов власти. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти. Они решают вопросы местного значения, отнесенные к их ведению, что неизбежно вызывает необходимость в локальном (местном) нормотворчестве. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Исполнительно-распорядительные функции выполняют главы местного самоуправления (глава местной администрации, мэр и др.). Следует также обратить внимание на руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их роль в формировании источников экологического права. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании. В соответствии с законодательством в случае пробела суды могут применять аналогию закона или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи. Например, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» установлено, что под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников без лесорубочного билета, ордера или рубку с оными, но выданными с нарушением действующих правил рубок, а также рубку не на том участке, не тех пород, сверх установленного количества, т.е. фактически дано нормативное предписание судам, не предусмотренное в законе. Тем не менее руководящие постановления Пленума Верховного Суда России не являются источниками экологического права, поскольку Верховный Суд не наделен правотворческой функцией. Его акты относятся к числу документов правоприменительного нормативного толкования, осуществляемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2005 г.), и применяются лишь при судебных рассмотрениях конкретных гражданских и уголовных дел.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |