КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие кормовой базы и принципы организации кормопроизводства
Схема водяного охлаждения Схема движения катализатора Технологическая схема установки 43-102 Лекция № 10. Каталитический крекинг
В 1945—1949 гг. в СССР начали строить и осваивать установки каталитического крекинга с циркулирующим шариковым синтетическим алюмосиликатным катализатором. На этих установках перерабатывали фракции дизельного топлива и получали базовый авиационный бензин. Крекинг этих фракций проводили в жестких условиях с целью получения ароматизированного бензина с концом кипения 220 °С. Для углубления конверсии сырья и повышения качества вырабатываемого бензина осуществляли рециркуляцию газойля. В связи с развитием в нашей стране реактивной авиации и расширенного применения в автотракторном парке дизельных двигателей производство базового авиационного бензина сильно сократилось и ресурсы сырья (фракции дизельного топлива) уменьшились. Сырьем каталитического крекинга могли служить только прямогонные фракции нефти с пределами кипения выше, чем у дизельного топлива (200—360 °С), и фракции вторичного происхождения (керосиновые и газойлевые фракции процесса термического крекинга). В середине пятидесятых годов на установках каталитического крекинга начали перерабатывать вакуумные газойли и флегму термического крекинга. При переработке тяжелых фракций (350—500 °С), содержащих много смолистых веществ и непредельных углеводородов, увеличилось коксообразование, и возникла перегрузка регенераторов по теплу. С целью уменьшения коксообразования были подобраны мягкие условия крекирования и увеличен объем регенераторов. Количество зон в регенераторе возросло с 9 до 14—15. На некоторых установках объединили несколько зон и стали подавать в них больше воздуха. С целью повышения кратности циркуляции катализатора была проведена реконструкция и автоматизация пневмотранспорта. Все эти мероприятия позволили перерабатывать на установке модели 43-102 тяжелое сырье и сырье вторичного происхождения. Технологическая схема такой установки описана ниже. Установка 43-102 (рис.1) с циркулирующим шариковым катализатором состоит из двух основных блоков: реакторного и нагревательно-фракционирующего. В реакторном блоке при непрерывной циркуляции катализатора происходит расщепление сырья и регенерация катализатора. В нагревательно-фракционирующем блоке сырье нагревается и катализат (продукты каталитического крекинга) разделяется на газ, бензин, легкий и тяжелый газойли. Сырье забирается насосом из резервуара (см. рис. 1), нагревается до 150—200 °С в теплообменниках 19 за счет тепла отводимого с установки легкого и тяжелого газойля и нижнего циркуляционного орошения ректификационной колонны, а затем направляется двумя потоками в нагревательную печь 1. В печи сырье проходит по трубам конвекционной камеры, подового и потолочного экранов и нагревается до 450—490 °С. Для улучшения испарения сырья в потолочный змеевик печи подается водяной пар. На выходе из печи оба потока соединяются, и парогазовая смесь по трубопроводу поступает в реактор 2. В реакторе пары и неиспарившаяся часть сырья контактируются с катализатором. В реакционной зоне наиболее реакционноспособные углеводороды распадаются, происходит их ароматизация и изомеризация. Одновременно на поверхности катализатора протекают реакции уплотнения адсорбированных тяжелых углеводородов; при этом выделяется водород, который насыщает непредельные углеводороды. В порах выходящего из реакционной зоны катализатора остаются коксовые отложения, а продукты крекинга уходят в газосборные трубы и далее в ректификационную колонну 17. Для улучшения десорбции углеводородов с поверхности катализатора навстречу опускающемуся его потоку в реакторе подается водяной пар. На рис. 2 приводится зависимость остаточного содержания углеводородов на катализаторе от скорости продувочного пара. Из рисунка 2 видно, что при линейной скорости движения водяного пара 0,12—0,16 м/сек с поверхности катализатора можно удалить 85 – 90 % углеводородов.
0,04 0,08 0,12 0,16 Скорость продувочного napа, м/сек Рис. 2. Зависимость остаточного содержания углеводородов на катализаторе от скорости продувочного пара Десорбированные углеводороды и водяной пар уходят вниз зоны отпарки вместе с продуктами крекинга на ректификацию. Внизу ректификационной колонны 17 (см. рис. 1) пары продуктов крекинга охлаждаются нижним циркуляционным орошением (тяжелый газойль), подаваемым на 4-ю тарелку. Температура низа ректификационной колонны поддерживается на уровне 340—360 °С подачей нижнего циркуляционного орошения, а температура верха — на уровне 120—160 °С с помощью острого орошения бензином. Температура верха колонны почти наполовину меньше температуры низа; следовательно, чем выше расположена ректификационная тарелка, тем ниже на этой тарелке температура. Продукты каталитического крекинга выкипают в широких пределах температур — от температуры кипения получаемых газов примерно до 500 °С. При движении паров углеводородов в верхнюю часть колонны 17 на нижних тарелках конденсируются тяжелые углеводороды, а на верхних — легкие; таким образом, на каждой тарелке будет накапливаться продукт с определенной температурой кипения. Внизу колонны собирается тяжелый газойль (фракция, выкипающая выше 350 °С), который откачивается насосом в парк через теплообменник и холодильник. С 16-й и 12-й тарелок легкий газойль (фракция 185—350 °С) выводится в колонну 18 для отпарки бензиновых фракций водяным паром. Отпаренные углеводороды и водяной пар отводятся по трубопроводу в колонну 17. Легкий газойль после отпарки бензиновых фракций забирается из колонны 18 насосом, охлаждается в теплообменнике и холодильнике до 60—70 °С и направляется в резервуары для хранения. С верха колонны выходят газ, пары бензина и водяной пар. Пары бензина и пар конденсируются и охлаждаются в погружном конденсаторе-холодильнике 21 и вместе с газом поступают в газосепаратор-водоотделитель 22. Газ уходит на компримирование, водяной конденсат — в канализацию, а бензин откачивается насосом в емкости для хранения и на орошение верха колонны 17. В случае переработки сернистого сырья бензин перед поступлением в резервуарный парк очищается от сероводорода в специальной системе водным раствором каустической соды.
Регенерированный катализатор из бункера реактора (см. рис. 1) по напорному стояку 3 поступает в реактор 2 и по катализаторопроводу проходит в дозер 15. В нижнюю часть дозера подается подогретый в топке 13 первичный транспортирующий воздух и вторичный, регулирующий загрузку дозера. По стволу пневмоподъемника закоксованный катализатор направляется в сепаратор 5; в его расширенной части катализатор отделяется от транспортирующего воздуха и по катализаторопроводу ссыпается в бункер регенератора 8. Оттуда по переточным трубам катализатор поступает в регенератор 9. Отделенный от катализатора воздух очищается в циклонах от пыли и уходит в атмосферу. Отделившаяся пыль ссыпается в емкость 14. В регенераторе 9 катализатор проходит от 9 до 14 зон регенерации. В каждую зону подается воздух воздуходувкой 12 для окисления кокса. Продукты окисления (двуокись и окись углерода, водяные пары), не- прореагировавший кислород и азот уходят из регенератора в дымовую трубу. Процесс регенерации ведется при температуре не выше 700 °С. Избыточное тепло в средних и нижних зонах регенератора снимается змеевиками водяного охлаждения. Регенерированный катализатор охлаждается до 650 °С и через катализаторопровод ссыпается сплошным слоем в дозер 16. Подъем регенерированного катализатора осуществляется аналогично закоксованному катализатору. Из сепаратора 5 катализатор ссыпается в бункер реактора 4, и цикл движения повторяется. В результате крекинга, регенерации и трения о стенки аппаратов и катализаторопроводов катализатор частично разрушается. Для вывода мелких частиц его из системы в схему циркуляции катализатора включен отвеиватель 6 и циклон 7. Часть регенерированного катализатора из сепаратора 5 направляется в отвеиватель 6. Навстречу потоку катализатора подается воздух, который увлекает мелкие его частицы в циклон 7 для их улавливания. Очищенный воздух уходит в атмосферу, а катализаторная пыль и крошка собираются в емкости 14. Очищенный от пыли и крошки катализатор проходит в дозер регенерированного катализатора 16. Свежий катализатор завозится на установку автотранспортом и ссыпается в емкость, откуда воздухом в режиме сплошного потока поднимается в емкость для хранения и нагрева. Нагретый до 250 °С катализатор подается в дозер для восполнения потерь.
Котел-утилизатор, в котором используется тепло сгорания кокса в регенераторе, снабжается химически очищенной водой собственного приготовления или приготовленной на близко расположенной ТЭЦ. Запас воды хранится в емкости, откуда насосом подается в барабан котла-утилизатора 10 (см. рис. 1) для пополнения его уровня. Горячая вода из барабана забирается насосом 11 и направляется в охлаждающие змеевики регенератора, где она нагревается за счет тепла сгорания кокса и частично испаряется. Пароводяная смесь возвращается в барабан 10. Отделяющийся от жидкости пар уходит через верхнюю его часть в заводскую систему острого пара. Барабан котла снабжен системами постоянной и периодической продувки.
1 — печь; 2 —реактор; 3 — напорный стояк; 4 — бункер; 5 — сепараторы; б — отвенватель; 7 — циклон; 8 — бункер регенератора; 9 — регенератор; 10 — котел-утилизатор; 11 — водяной насос; 12 — воздуходувки; 13 — топка для подогрева воздуха; 14 — емкость для пыли; 15, 16 — дозеры; 17 — ректификационная колонна; 18 — отпарная колонна; 19 — теплообменники; 20 — насосы; 21 — конденсатор-холодильник; 22 — газосепаратор-водоотделитель; 23 — холодильники. I – сырьё; II – водяной пар; III – воздух; IV – горячий вторичный воздух; V – вода; VI – жирный газ; VII – бензин; VIII – легкий газойль; IX – тяжелый газойль.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |