Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база в области проектирования народнохозяйственных объектов




.

Вопросы нормативно-правового обеспечения проектирования напрямую связаны с общей структурой экологического права России. Основополагающие нормы экологического обоснования про­ектов содержатся в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды», где экологическому нормированию отведена глава 5 «Нормирование качества окружающей природной сре­ды». В ней выделено и охарактеризовано несколько видов экологических нормативов, норм и требований:

1. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред­ных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологи­ческих веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) вредных веществ устанавливаются по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде.

3. Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, виб­рации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.

4. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных ве­ществ в окружающей природной среде и продуктах питания, пре­дельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.

5. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих со­блюдение нормативов предельных допустимых остаточных коли­честв химических веществ в продуктах питания.

6. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств хи­мических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здо­ровья человека, по каждому используемому химическому веще­ству и при их суммарном воздействии.

7. Экологические требования к продукции устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

8. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую при­родную среду устанавливаются при формировании территориаль­но-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необ­ходимости рационального использования территориальных и при­родных ресурсов.

9. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других тер­риторий от загрязнения и других вредных воздействий.

Практически во всех законах, затрагивающих вопросы эколо­гической безопасности, а также в законах ресурсного блока суще­ствуют раздел или статья, регламентирующие вопросы экологи­ческого нормирования применительно к конкретному объекту права.

В состав нормативно-правового обеспечения экологического нормирования в РФ входит широкий перечень стандартов, включающих ГОСТы, ОСТы, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), ПДК и т.д.

В российском классификаторе ГОСТов природоохранным стан­дартам выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит из десяти (0—9) комплексов (в номенклатуре стандартов — второе после 17-и число):

О — организационно-методический;

1 — охрана и рациональное использование вод;

2 — защита атмосферы;

3 — охрана и рациональное использование биологических ресурсов;

4 — охрана и рациональное использованиепочв;

5 — улучшение использования земель;

6 — охрана флоры;

7 — охрана фауны;

8 — охрана и преобразование ландшафтов;

9 — охрана и рациональное использование недр.

Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стан­дартов — третье число):

О — основные положения;

1 — термины, определения, классификации;

2 — показатели качества природной среды, параметры загряз­нения и показатели интенсивности использования ресурсов;

3 — правила охраны природы и рационального природопользо­вания;

4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5 — требования к средствам контроля и измерениям окружаю­щей среды;

6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по за­щите окружающей среды от загрязнения;

7 — прочие стандарты.

Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в данной группе комплекса. Последнее число — год его разработки.

 

Другой важной группой стандартов, имеющих прямое отноше­ние к экологическому нормированию, является система стандартов безопасности труда, относящихся к разделу 12 ГОСТ.

В нормативно-правовом обеспечении экологического нормиро­вания высока роль международных природоохранных актов.

В современных условиях экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решений на любом уровне управления. Для предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» сформулированы основы проведения экологической эк­спертизы в Российской Федерации, а уже в 1995 г. был принят Федеральный закон "0б экологической экспертизе», регулирующий отношения в области экологической экспер­тизы.

Законом определено, что «Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной дея­тельности экологическим требованиям и определение допустимо­сти реализации объекта экологической экспертизы в целях пре­дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой дея­тельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объек­та экологической экспертизы». В соответствии с законом на терри­тории Российской Федерации осуществляются государственная (ГЭЭ) и обществен­ная экологическая экспертиза (ОЭЭ).

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера­ции» от 16.05.2000 разъясняет требование Федераль­ного закона «Об экологической экспертизе» о подготовке матери­алов по оценке воздействия и формулирует современные принципы экологического обоснования в российском нормативно-законодательном контексте. Положение применимо ко всем видам деятельно­сти, для которых проводится ГЭЭ. Положение интерпретиру­ет как единую систему такие элементы экологической оценки в России, как требова­ния к ОВОС, правила подготовки инвестиционною проекта, про­цедуры ГЭЭ и ОЭЭ и правила взаимодействия с общественностъю.

Важное место в российской системе экологической оценки занимает понятие экологического обоснования. «Инструкция по эко­логическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом МПР России от 29.12.95 № 539) определяет его содержание и цели применительно к предпроектной и проек­тной документации в ст. 6 этого документа. Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации осуще­ствляется с целью оценки воздействия этой деятельности на окру­жающую природную среду, мероприятии для предотвращения не­гативного влияния конкретных ее объектов на экосистемы, сни­жения его до уровня, регламентированного нормативными доку­ментами по охране окружающей природной среды, а также сохра­нения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой дея­тельности.

До недавнего времени эта Инструкция была единственным документом, определявшим требования к материалам ОВОС, кото­рые должны присутствовать в составе документации, представляе­мой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает экологические обоснования стра­тегического и проектного уровня, поскольку она содержит разде­лы, посвященные экологическому обоснованию прединвестиционной, проектной градостроительной, предпроектной и проект­ной документации, экологическому обоснованию техники, тех­нологии и материалов, материалов лицензий, а также экологиче­ские требования к нормативной документации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.