КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативная база в области проектирования народнохозяйственных объектов
. Вопросы нормативно-правового обеспечения проектирования напрямую связаны с общей структурой экологического права России. Основополагающие нормы экологического обоснования проектов содержатся в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды», где экологическому нормированию отведена глава 5 «Нормирование качества окружающей природной среды». В ней выделено и охарактеризовано несколько видов экологических нормативов, норм и требований: 1. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы. 2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) вредных веществ устанавливаются по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде. 3. Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. 4. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. 5. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельных допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. 6. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии. 7. Экологические требования к продукции устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. 8. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов. 9. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий. Практически во всех законах, затрагивающих вопросы экологической безопасности, а также в законах ресурсного блока существуют раздел или статья, регламентирующие вопросы экологического нормирования применительно к конкретному объекту права. В состав нормативно-правового обеспечения экологического нормирования в РФ входит широкий перечень стандартов, включающих ГОСТы, ОСТы, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), ПДК и т.д. В российском классификаторе ГОСТов природоохранным стандартам выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит из десяти (0—9) комплексов (в номенклатуре стандартов — второе после 17-и число): О — организационно-методический; 1 — охрана и рациональное использование вод; 2 — защита атмосферы; 3 — охрана и рациональное использование биологических ресурсов; 4 — охрана и рациональное использованиепочв; 5 — улучшение использования земель; 6 — охрана флоры; 7 — охрана фауны; 8 — охрана и преобразование ландшафтов; 9 — охрана и рациональное использование недр. Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стандартов — третье число): О — основные положения; 1 — термины, определения, классификации; 2 — показатели качества природной среды, параметры загрязнения и показатели интенсивности использования ресурсов; 3 — правила охраны природы и рационального природопользования; 4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия; 5 — требования к средствам контроля и измерениям окружающей среды; 6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения; 7 — прочие стандарты. Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в данной группе комплекса. Последнее число — год его разработки.
Другой важной группой стандартов, имеющих прямое отношение к экологическому нормированию, является система стандартов безопасности труда, относящихся к разделу 12 ГОСТ. В нормативно-правовом обеспечении экологического нормирования высока роль международных природоохранных актов. В современных условиях экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решений на любом уровне управления. Для предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» сформулированы основы проведения экологической экспертизы в Российской Федерации, а уже в 1995 г. был принят Федеральный закон "0б экологической экспертизе», регулирующий отношения в области экологической экспертизы. Законом определено, что «Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». В соответствии с законом на территории Российской Федерации осуществляются государственная (ГЭЭ) и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 разъясняет требование Федерального закона «Об экологической экспертизе» о подготовке материалов по оценке воздействия и формулирует современные принципы экологического обоснования в российском нормативно-законодательном контексте. Положение применимо ко всем видам деятельности, для которых проводится ГЭЭ. Положение интерпретирует как единую систему такие элементы экологической оценки в России, как требования к ОВОС, правила подготовки инвестиционною проекта, процедуры ГЭЭ и ОЭЭ и правила взаимодействия с общественностъю. Важное место в российской системе экологической оценки занимает понятие экологического обоснования. «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом МПР России от 29.12.95 № 539) определяет его содержание и цели применительно к предпроектной и проектной документации в ст. 6 этого документа. Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки воздействия этой деятельности на окружающую природную среду, мероприятии для предотвращения негативного влияния конкретных ее объектов на экосистемы, снижения его до уровня, регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также сохранения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой деятельности. До недавнего времени эта Инструкция была единственным документом, определявшим требования к материалам ОВОС, которые должны присутствовать в составе документации, представляемой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает экологические обоснования стратегического и проектного уровня, поскольку она содержит разделы, посвященные экологическому обоснованию прединвестиционной, проектной градостроительной, предпроектной и проектной документации, экологическому обоснованию техники, технологии и материалов, материалов лицензий, а также экологические требования к нормативной документации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |