Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ОВОС и экологической экспертизы в России




Утвержденные в 1985 г. СНиП 1.02.01-85 «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зда­ний и сооружений» послужили началом деятельности по ОВОС в нашей стране. Здесь в приложении 4 «Охрана окружающей природной среды» появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта строительства должен был содержать «комплек­сную оценку оптимальности предусматриваемых технических ре­шений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия стро­ительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружаю­щую природную среду, включая флору и фауну».

В СССР нормы и правила плани­рования и проектирования содержали, наряду с техническими, природоохранные и санитарные стандарты, а также определенные требования но проведению инженерных и экологических расче­тов, изысканий по оформлению проектной документации. С 70-х гг. XX в. существовало требование о включе­нии в большинство видов проектной документации раздела «Охрана окружающей природной среды», описывающего проектируемые природоохранные меры. Кроме того, для осуществления определенных видов деятель­ности необходимы были согласования государственных органов, отвечавших за охрану окружающей среды или ее отдельных ком­понентов. В этот период. в стране активно внедрялась концепция территориальных комплексных схем по охране природы, которые часто разрабатывались параллельно с планами или про­граммами территориального развития. Это было, по сути, первой попыткой осуществить систематический анализ состояния окружающей среды и прогноз его изменения при развитии отрас­лей народного хозяйства.

В дальнейшем обязательность экологической экспертизы проектов и необходимость разработки соответствующих нормативно-правовых актов были сформулированы в Постановлении Верховного Совета СССР " О соблюдении требований законодательства по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов» от 20,11.85. Вскоре Госстрой СССР принял «Инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (1985), согласно которой проектная документация должна была включать комплексную оценку предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации объекта па окружающую среду.

Эта инструкция послужила прото­типом введенной позднее ОВОС, удостоверяющей экологическую допустимость реализации проекта. Для методического обеспечения процесса ОВОС Главная государственная экологическая экспертиза Госкомприроды СССР подготови­ла серию методических документов, регламентирующих процесс ОВОС на стадии разработки технико-экономического обоснова­ния/проекта строительства хозяйственного объекта на новом зе­мельном участке. Верховный Совет 27.11.89 принял Указ «О неотлож­ных мерах но улучшению экологической ситуации», который запрещал финансирование проектов и программ, не имевших поло­жительного заключения ГЭЭ, а уже в декабре 1989 г. Госкомпри­роды циркулярным письмом ввел процедуру оценки воздействия на окружающую среду. Отделам ГЭЭ запрещалось принимать на экспертизу проекты, не содержащие результатов оценки ОВОС. Одновременно Госкомприродой СССР был издан приказ, обя­зывавший заказчиков представлять проектную документацию на экологическую экспертизу и включать в ее состав результаты про­ведения ОВОС. В 1989 г. была утверждена «Временная инструкция о порядке проведения опенки воздействия на окружающую среду при разработке техни­ко-экономических обоснований (расчетов) и проектов строитель­ства народно-хозяйственных объектов и комплексов», которая впервые использовала аббревиату­ру «ОВОС» и явилась первым нормативным документом в этой области.

На основе Временной инструкции более 20 министерств и ведомств утвердили по согласованию с Госкомприроды СССР от­раслевые инструкции по проведению ОВОС. Основной целью раз­работки отраслевой нормативной базы по ОВОС был максималь­ный учет специфики воздействия на окружающую среду, исходя из знания особенностей используемых технологий при подготовке обосновывающей документации на развитие предприятия.

В начале 90-х гг. концептуальной основой развития взаимоотношений общества и окружающей среды стали принципы устойчивого раз­вития (Повестка XXI век - итоговый документ Международной конфе­ренции ООН в РИО в 1992 г.).

С точки зрения систем управления охраной окружающей среды наиболее значимыми признаками следует считать появление зако­нодательных ограничений, обосновывающих замедление социаль­но-экономического развития как средства нейтрализации или минимизации нежелательных последствий использования ресурсов дли свойств экосистем.

Принятие концепции абсолютной связи социальных, эконо­мических и экологических процессов привело к развитию систем оценок состояния изменений окружающей среды и их причинно-следственных связей как юридического инструмента управления. Логичным продолжением этого процесса стали разработка и по­следующее внедрение в промышленную и хозяйственную практи­ку системы международных экологических стандартов и нормати­вов ISO 14000.

После принятия концепции устойчивого развития и подписания «Конвенции об оценке воздействия на окру­жающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспоо, 1991) в СССР сложилась существующая и поныне в России систе­ма экологической экспертизы.

В Законе РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» (1991) ГЭЭ был придан обязательный характер. Ей должна была подвергаться плановая и проектная документация, включая технико-экономические обоснования всех проектов вне зависи­мости от их масштаба и предметной области. Была предусмотрена также возможность проведения ОЭЭ. Реализация проектов без по­ложительного заключения государственной экологической экспер­ты запрещалась.

Утверждается «Положение о государственной экологической экспертизе» (1993), которое оставалось основным нормативным актом в этой сфере до принятия в конце 1995 г. нового Федерального закона «Об экологическом экспертизе».

В 1994 г. было утверждено «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». В нем говори­лось, что ОВОС является составной частью процесса принятия решений, и подчеркивалась необходимость ее проведения на са­мой ранней стадии разработки проекта. Роль OBOC сводилась, в первую очередь, к регулированию нормируемых воздействий.

С принятием Федерального закона «Об экологической экспертизе», Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002), ряда соответствующих нормативных актов, как федеральных, так и региональных, сформировалась, в общих чертах, современная российская системаэкологической экспертизы. К лючевыми нормативно-законодательными актами в области экологической оценки в России являются Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и «Положение об оценке воздействия...» 2000 г. Они определяют об­щие принципы, а также регулируют как права и обязанности уча­стников процесса экологической оценки, так и порядок их взаи­модействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.