КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегическая экологическая оценка
Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки. Послепроектные стадии экологической оценки наименее формально и методологически проработаны. Однако сегодня требования о проведении мониторинга на этих стадиях достаточно распространены во многих странах. Разработка и включение послепроектного экологического мониторинга (ПЭМ) в ОВОС более редки. Еще более редкими являются требования о создании СЭМ. В болгарской системе проекты, прошедшие послепроектную стадию экологической оценки, также проходят обязательный экологический аудит через пять лет после одобрения проекта. В Чили собственник предприятия, бывшего объектом экологической оценки, обязан провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты государственным органам. При этом предлагается три альтернативные фирмы, специализирующиеся в области экологического аудита, а государственный орган выбирает одну из них и назначает в качестве аудитора. Как уже отмечалось, наиболее продвинутые требования к послепроектным экологическим оценкам предъявляются Всемирным банком, который требует не только составления подробного плана экологического менеджмента, но и формального подтверждения наличия средств на его осуществление. Неотъемлемой частью экологических оценок, проводимых для проектов Банка, являются программы обучения и укрепления организационных возможностей участников экологической оценки. Большинство других международных организаций, в том числе Агентство международного развития США и ЕБРР, предъявляют к своим клиентам только требование представлять в составе ЗВОС план мониторинга. «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» указывает на возможность включения в ЗВОС «краткого содержания программ мониторинга и управления и всех планов послепроектного анализа», однако только «при необходимости».
Решение об осуществлении любого крупного проекта, например нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых программ или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую экологическую оценку. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рассмотрены альтернативные способы достижения поставленных целей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная дорога, трубопровод, танкеры «река—море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей. Однако роль стратегической экологической оценки не ограничивается обеспечением своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного проекта может в той или иной мере предопределять направление развития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперерабатывающих производств и, с другой стороны, существенно ограничить возможности развития туризма, рекреационного использования территории. Разумеется, такие направления должны определяться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая экологическая оценка может сыграть важную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факторов при выработке приоритетов развития. Таким образом, стратегическая экологическая оценка не только устраняет некоторые ограничения экологической оценки проектов, но и является ключевым элементом устойчивого развития. Термином «стратегическая экологическая оценка», обозначают применение принципов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем решения о создании конкретных единичных объектов. Стратегическая экологическая оценка способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии принятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реализации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Термин «стратегические документы» охватывает всю совокупность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объектов. Как правило, между ними предполагаются иерархические отношения — разработка, например, интегрированного стратегического плана развития района должна опираться на решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом результаты, полученные в ходе оценки стратегических документов, могут использоваться при экологической оценке проектов, вытекающих из них. Результаты стратегической экологической оценки могут содержать указание на потенциальные проблемы, которые должны быть особенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т. п. В России наибольшее распространение получили крупные научно-технические и целевые программы федерального и регионального уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или какой-либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирамиды», на котором принимаются наиболее частные и детальные решения, рассматривается уровень конкретных проектов. Предметом стратегической экологической оценки могут быть проекты таких стратегических документов, как: · законы и другие нормативные акты, в том числе международные соглашения; · планы развития отдельных отраслей; · целевые программы, направленныена решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения); · территориальные планы и схемы развития; · схемы землепользования. Основной целью стратегической экологической оценки является обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчивому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения экологической оценки планам и программам, которые могут иметь значимые воздействия на окружающую среду. Стратегическая экологическая оценка призвана обеспечить решение следующих главных задач. 1. Установление экологических ограничений для будущего развития проектов. Стратегическая экологическая оценка позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оценкой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспечить учет экологических факторов на всех уровнях принятия решений, а не только на проектном уровне. 2. Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. 3. Выявление столкновения интересов и предупреждение возникновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |