Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная экологическая экспертиза




Государственная и общественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений суще­ственным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока прак­тически не регламентирована.

Организовывать участие общественности в процессе экологи­ческой оценки может инициатор деятельности или государствен­ные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и про­водится по инициативе граждан и общественных организаций (объе­динений), а также органов местного самоуправления обществен­ными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охра­на окружающей природной среды, в том числе организация и про­ведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации.

Граждане и общественные организации (объединения) в обла­сти экологической экспертизы имеют право:

· выдвигать в соответствии с Федеральным законом «Об эколо­гической экспертизе» предложения о проведении ОЭЭ хозяйствен­ной и иной деятельности, реализация которой затрагивает эколо­гические интересы населения, проживающего на данной террито­рии;

· направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· получать от специально уполномоченных государственных ор­ганов в области экологической экспертизы, организующих проведение ГЭЭ конкретных объектов экологической экспертизы, ин­формацию о результатах ее проведения;

· осуществлять иные действия в области экологической экспер­тизы, не противоречащие законодательству Российской Федера­ции.

Принципы проведения. Рассматривая общие принципы проведе­ния экологической экспертизы, установленные законодательством можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них, а именно:

· признание презумпции потенциальной экологической опасно­сти любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· комплексность оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

· обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

· достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;

· независимость экспертов при осуществлении ими своих полно­мочий в области экологической экспертизы;

· научная обоснованность, объективность и законность заключе­ний экологической экспертизы;

· гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

· ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

Обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться в отношении всех объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Порядок проведения. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных орга­низаций о ее проведении.

В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол­жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак­тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ­ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото­рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро­ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из­вестить население о начале и результатах ее проведения.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.

Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес­кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально­го закона «Об экологической экспертизе»;

· получать от структурных подразделенийМПР России, специа­лизированных в области экологической экспертизы, для ознаком­ления нормативно-технические документы, которые устанавлива­ют требования к проведению ГЭЭ;

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представите­лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово­димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост­раняются требования, предусмотренные в п. 2 и п. 5 ст. 16 Феде­рального закона «Об экологической экспертизе».

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про­ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла­менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде­ляются следующие положения.

1. Цель проведения общественных слушаний информирование общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных интересов и их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

2. Правовая основа перечисляются нормативные акты Россий­ской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспер­тизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положе­ния об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.00 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Фе­дерации, в том числе для объектов строительства — Градострои­тельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроительный кодекс региона.

3. Принципы проведения общественных слушаний основываются на полной и достоверной информации о намечаемой деятельнос­ти и ее возможных экологических последствиях; общественные слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в том числе представителей заказчика, органов государственной вла­сти и местного самоуправления, государственных природоохран­ных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных орга­низаций. Любой человек или любая организация могут участвовать в обсуждении на равных основаниях.

4. Результат общественных слушаний список участников, стенограмма, протокол и заключение. По результатам общественных слушаний Собрание представителей принимает решение.

5. Организаторы и участники общественных слушаний

- вре­менная комиссия собрания представителей по изучению мне­ния населения для подготовки и проведения общественных слу­шаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования;

- само собрание представителей муниципального образования и инициатор проекта.

Участником слушаний может быть любой гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. На слушания приглашаются представители ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, го­сударственных природоохранных и санитарно-эпидемиологиче­ских служб, общественных организаций и средств массовой ин­формации.

6. Документы, представляемые общественности для ознакомле­ния, — документация по проекту, в которую входят предваритель­ный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического харак­тера, содержащее краткое изложение результатов исследований по ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация пре­доставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ обществен­ности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на окружающую среду организуется в помещениях местной админис­трации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указанным адресам в установленное время знакомиться с документацией и делать свои замечания и предложения по проекту. Для орга­низации просмотра документации по проекту по указанным адре­сам организуется рабочее место.

7. Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о проведении слушаний не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний в официальных изданиях органов исполнительной власти, радиопередачах и на информационных стендах помещается объявление, содержащее информацию о сроках и месте доступности документации по проекту, дате и месте проведения общественных слушаний.

8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии намечаемой деятельности:

- на окружающую среду региона;

- на здоровье населения;

- на социально-экономическую ситуацию в реги­оне, допустимости реализации намечаемой деятельности на дан­ной территории.

9. Порядок проведения слушаний в президиум общественных слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат. В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и уча­стникам. Председатель, члены президиума и секретарь обществен­ных слушаний назначаются временной комиссией.

Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве­тов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, пред­ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу­шаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квали­фикацию в сфере охраны окружающей среды и определении допу­стимости реализации хозяйственной деятельности. Членом прези­диума не может быть представитель заказчика/инвестора или раз­работчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчи­ком, представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Членом президиума не может быть представитель органов государ­ственной власти, местного самоуправления и иных государствен­ных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реали­зацию намечаемой деятельности.

В обязанности секретариата слушаний входят регистрация учас­тников, составление списка участников, ведение стенограммы и составление на ее основе протокола общественных слушаний.

Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и гото­вят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слу­шаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересован­ной общественностью. Заказчик и заинтересованная обществен­ность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комиссией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слушаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной Комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных слушаний.

10. Регламент общественных слушаний выступление заказчика с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы эк­спертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слу­шаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступ­ления участников по предварительной записи. Подведение итогов председателем президиума и оглашение даты готовности текста заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в сред­ствах массовой информации и утверждается собранием представи­телей.

11. Итоговые документы слушаний список участников слуша­ний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе отражаются основные факты, которые были представлены в ходе публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний докумен­ты регистрируются и оформляются как приложения к протоколу, который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с момента проведения слушаний. Протокол подписывается предсе­дателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола направляются заказчику, в администрацию муниципального обра­зования и собрание представителей, в федеральный уполномочен­ный орган по охране окружающей среды, а также в местные об­щедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по тре­бованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми при­ложениями хранится в собрании представителей, где к нему обес­печивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.

12. Заключение президиума по общественным слушаниям проекта основной результат общественных слушаний, который сообщает­ся широкой общественности и всем заинтересованным лицам.

Заключение готовится президиумом общественных слушаний в течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подпи­сывается каждым из членов президиума и передается секретарю слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому мнению, оформляется особое мнение.

В заключении президиумом даются ответы на основные вопро­сы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однознач­ного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет"), президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следовать комментарии, раскрывающие его суть. I

Во время подготовки заключения члены президиума не могут использовать информацию о намечаемой деятельности, полученную после проведения слушаний. В период подготовки заключения заинтересованные стороны не могут обращаться к членам прези­диума с какими-либо вопросами.

Секретарь направляет копии заключения президиума заказчику, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный орган по охране окружающей среды, а также в места, где организован доступ общественности для ознакомления с проектными материалами.

13. Результаты общественных слушаний временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для под­готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри­нять усилия для ознакомления широкой общественности с за­ключением президиума общественных слушаний, в частности пу­тем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылкипозапросу всем заинтересованным лицам и организациям.

 

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

· она ранее была дважды проведена в отношении объекта;

· она проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

· порядок государственной регистрации общественной органи­зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

· устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на­стоящего Федерального закона;

· требования к содержанию заявления о проведенииОЭЭ, предусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут от­ветственность за незаконный отказ от государственной регистра­ции заявления о проведении ОЭЭ.

Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ­чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за­данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.

1. Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций иОВОСпроекта.

2. Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам.

3. Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.

3.1. Достаточность описания существующих природных усло­вий для целей ОВОС.

3.2. Правильность инвентаризации и характеристики источ­ников и факторов воздействия на окружающую среду на всех ста­диях проектного цикла (строительство, развитие инфраструкту­ры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).

3.3. Достоверность оценки значимости воздействий с учетом соответствия стандартам и реакции экосистем.

3.4. Правильность прогноза планируемых воздействий во вре­мени и в пространстве.

3.5. Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том числе по размещению и планируемым техническим решениям.

3.6. Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.

3.7. Достаточность планируемой системы мониторинга и послепроектного анализа.

4. Проанализировать соответствие технических решений совре­менным требованиям.

5. Оценить экономическую эффективность предложенных при­родоохранных решений.

6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по­следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.

7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи­ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж­дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа­ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при­нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат­риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.

Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя­емых в соответствии с решением соответствующих органов мест­ного самоуправления.

Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе экологической оценки включает так называемые консультации. Они подразумевают взаимодействие с заинтересованными сторонами или источниками информации — государственными органами, научно-исследовательскими организациями и т.д. Процесс кон­сультаций, вопросы, которые должны быть предметом обсужде­ния в его ходе, круг его участников, как правило, регламентиро­ваны нормативными документами.

Учет мнения населения при формировании и обсуждении за­ключения ОЭЭ важен со следующих точек зрения.

1. Участие общественности может обеспечить согласование ин­тересов различных групп, вовлеченных в планирование и осуще­ствление намечаемой деятельности или затрагиваемых ее возмож­ными воздействиями. Возникающие при этом противоречия меж­ду интересами этих групп являются наиболее частым источником конфликтов, развивающихся вокруг проекта. Поэтому одной из основных целей участия населения в процессе ОЭЭ служит выра­ботка взаимоприемлемых решений и уменьшение конфликтности проекта в целом.

2. Общественное участие может использоваться в качестве инст­румента решения различных задач экологической оценки, таких как выявление возможных воздействий, изучение социальной значимости проекта и определение наиболее значимых воздействий, изучение альтерна­тив, планирование природоохранных мероприятий. В целом обще­ственное участие должно содействовать улучшению качества при­нимаемых решений.

3. Участие общественности в процессе экологической оценки представляет само­стоятельную ценность, поскольку является инструментом осуществления прав граждан.

Современные информационные технологии позволяют прово­дить общественные слушания Деклараций о намерениях, экологи­ческих обоснований проектов, результатов ОВОС или непосредствен­но общественную экспертизу в виртуальном пространстве, путем телеконференций, обсуждений в Интернете.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.