Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы диагностики и их использование в работе социального педагога




Социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами, достигшими совершеннолетнего возраста

Работа с будущими выпускниками - один из наиболее значи­мых участков работы социально-педагогической службы.

Основная задача - помочь выпускникам в преодоле­нии трудностей социализации, в выборе будущей специальности. Для большинства выпускников этих учреждений характерны сле­дующие специфические особенности:

• неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности ус­тановления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужден­ность и недоверие к людям, отстраненность от них;

• нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать дру­гих, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

• низкий уровень социального интеллекта, что мешает пони­мать общественные нормы, правила, необходимость соответство­вать им;

• слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

• потребительская психология в отношениях к близким, госу­дарству, обществу;

• неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие посто­янных друзей и поддержки с их стороны;

• несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеуст­ремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

• несформированность жизненных планов, жизненных ценно­стей, потребность в удовлетворении только самых насущных по­требностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

• низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

• склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веще­ствами, обычно без признаков зависимости (курение, употребле­ние алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Совместно с психологом социальный педагог осуществляет деятельность по:

- профессиональному самоопределению выпускников;

- освоению ими различных социальных ролей человека в обществе;

- ознакомлению со структурой и функциями семьи;

- формированию адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.

- социально-бытовая ориентация

- развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки

-профилактика социальных отклонений.

 

Диагностическая функция - одна из основных в деятельности социального педагога.

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Социально-педагогическая диагностика - специально орга­низованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психо­логических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.

Социально-педагогический мониторинг - научно обосно­ванная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и так­тического решения.

С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать це­лостный социально-педагогический процесс с позиций интересов личности подопечного, с другой - с позиций профессиональных задач социального педагога.

Алгоритм процедур типовой технологии диагностики пред­полагает:

- ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение пред­мета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

- измерение и анализ показателей;

- формулирование и оформление выводов, заключение, по­становку социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого).

В рамках социально-педагогической диагностики лич­ности необходимо:

- выявление специфических социальных качеств, особеннос­тей развития и поведения;

- уточнение социальной ситуации развития;

- определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);

- ранжирование, описание диагностируемых особенностей кли­ента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика клиента, которая относится к числу документов внутреннего пользования.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог ру­ководствуется в своей деятельности следующими требованиями:

- технологические, которые заключаются в определении цели, выборе наиболее эффективный диагностического инструмента­рия, непосредственном получении данных и их отборе, пе­реработке и интерпретации данных (статистическая обработ­ка и качественный анализ), постановке диагноза, составлении про­гноза развития ситуации и определении содержания социально-пе­дагогической деятельности (особенности социально-педагогиче­ской деятельности) с конкретным подопечным;

этические ( соблюдать принцип доброволь­ности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предо­ставляя ему возможность некоторой корректировки этих резуль­татов, а также в собственно педагогических целях);

профессиональные ( знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки ис­пользуемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не до­пускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диаг­ностические операции, а также прибегать к услугам специалис­тов, применяя их данные в своей работе.

Социальный педагог может использовать широкий спектр ди­агностических методик: социально-психологических, психологи­ческих, социологических, педагогических, медицинских. Охарак­теризуем отдельные из них.

Привожу их полное описание, можно просто перечислить, но это надо знать!

Наблюдение - метод познания и исследования, который ис­пользуется при изучении внешних проявлений поведения челове­ка без вмешательства в протекание его деятельности.

Беседа - в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.

Анкетирование - метод множественного сбора статистическо­го материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рас­считана на получение материала, касающегося или непосредствен­но испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрыва­ет преимущественно конечный результат, а не динамику процес­са.

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат под­сказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью орга­низуется и направляется таким образом, чтобы максимально при­способить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение доста­точного количества времени; устранение или уменьшение влия­ния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или ин­тервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям дей­ствительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — эк­спертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте ис­следования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а резуль­таты опросов — экспертными оценками.

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключе­вых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выхо­де»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использо­вания средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

Метод оценки эффективности (МОЭ) имеет разновидности:

а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся
устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;

б) параметрический метод, с помощью которого производится
сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нор­мам, нормативам или стандартам, и того, что фактически выпол­няется в процессе социально-педагогической деятельности;

в) сочетание первого и второго вариантов.

МОЭ весьма прагматичен, так как позволяет систематизиро­вать факторы эффективности и факторы неэффективности, пре­доставлять их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности. При ис­пользовании данного метода возможно деление факторов эффек­тивности на три группы:

1) факторы, реализация которых не зависит от анализируе­мой системы, структурной единицы (верхние, внешние или «чу­жие» факторы);

2) факторы, реализация которых зависит от данной системы, структурной единицы (внутренние факторы);

3) факторы, находящиеся на границе внешних и внутренних факторов

Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе.

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут исполь­зоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей ре­зультативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испы­туемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интер­претации результатов, методику обучения того, кто будет «чи­тать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследо­вателя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Биографический метод - один из наиболее часто используе­мых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «со­циальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны обществен­ной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем со­циальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: на­правленные интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жиз­ни каких-либо родственников.

Существуют и другие методы социально-педагогической диаг­ностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, кон­тент-анализ и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.