Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании




В социально-педа­гогическом аспекте термин «наркомания» — это форма девиантного поведения (аддитивного), которая выражается в физи­ческой или психической зависимости от наркотиков, постепен­но приводящей детский организм к физическому и психическо­му истощению и социальной дезадаптации личности.

Социально-педагогическая профилактика наркомании включает в себя следующие структурные блоки:

- первичная профилактика (направлена на предупрежде­ние приобщения детей и подростков к одурманиванию);

- вторичная профилактика (предотвращает развитие нар­котической зависимости у несовершеннолетних, имеющих опыт ис­пользования одурманивающих веществ);

- третичная профилактика (педагогическая реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью).

Все представленные направления реализуются за счет спе­циально разработанных программ, которые предполагают реше­ние следующих основных задач:

- развитие у несовершеннолетних социальной и личной
компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);

- становление навыков самозащиты (устойчивости к не­гативному воздействию социальной среды, в том числе и нарко­генному давлению);

- предупреждение возникновения проблемы при взаимо­действии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).

Содержание программ профилактики базируется на представ­лении о факторах риска, определяющих наркотизацию несовер­шеннолетних. Их принято делить на индивидуальные (низкая само­оценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наркогенными веществами родителями и т.д.); микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.). Считается, что риск использова­ния одурманивающих веществ оказывается реальным практически для любого ребенка или подростка. Поэтому программы профилак­тики ориентированы на все группы детей вне зависимости от возра­ста и принадлежности к определенной социальной группе.

Общие принципы профилактических программ:

- формирование у несовершеннолетних навыков проти­востояния наркогенному давлению рассматривается как часть об­щего воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личностной устойчивости в отношении всей суммы факторов рис­ка девиантного поведения;

- антинаркогенная подготовка носит опережающий харак­тер, по срокам она предшествует возникновению реальной воз­можности наркогенного заражения несовершеннолетнего;

- при организации профилактики должны быть выдержаны условия безопасности обучения: спокойная, эмоционально благо­приятная атмосфера обучения, в которой успешно формируются социально приемлемые модели поведения, они отрабатываются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами.

Основные компоненты профилактической работы:

- специальное обучение и воспитание детей и подростков;

- взаимодействие с правоохранительными органами, обеспе­чивающими несовершеннолетним антинаркогенную безопасность;

- создание положительных жизненных альтернатив исполь­зованию несовершеннолетними наркогенных веществ (во многом определяется молодежной политикой конкретного государства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.