КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектическая теория — методологическая основа педагогики
Методология — учение о принципах и методах познания и преобразования действительности. В современной науке обычно выделяют следующие уровни методологии [25]: 1) уровень философской методологии: всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях (диалектика, теория познания, логика); 2) уровень методологии общенаучных принципов исследования, сфера действия которых распространяется на широкий спектр наук; 3) уровень конкретно-научной методологии, к которому относятся специфические законы, исследуемые конкретными науками, в том числе педагогикой; 4) уровень методик и техник исследования педагогической дейвительности[26]. Мировоззренческая функция методологии выражается в общем подходе к явлениям действительности, теоретико-познавательной направленности процесса познания педагогической реальности. Она реализуется благодаря опоре на законы материалистической диалектики, на основе чего участники педагогического процесса определятся цели своей деятельности, находят оптимальные пути и средства их достижения, предвидят результаты. Педагогические явления закономерно рассматриваются в единстве противоположностей, их разрешения в процессе накопления количественных изменений, переходящих в качественные, более высокие по своему уровню и совершенные по содержанию, с сохранением того позитивного, что достигнуто на прошлых этапах развития. В этом и заключается диалектика педагогических явлений и процессов. Понимая ее, участники педагогического процесса стремятся не допустить конфликтных ситуаций в разрешении противоречий, такого перехода количества в "повое качество, когда по существу происходит топтание на месте, занятой, а то и утрата достигнутого; отрицание старого без использования полезного, прогрессивного, необходимого. Так обеспечивается единство деятельности субъекта и объекта педагогического процесса, их сотрудничество, которое интенсифицирует развитие личности последнего. Эти положения обусловливают общенаучные методологические принципы подхода к педагогическим явлениям: • объективности — рассмотрения и оценки педагогических явлений без домыслов и предубеждений, сведения к минимуму субъективизма; • единства теории и практики — непременной опоры педагогических обобщений, выводов, теоретических воззрений на репрезентативный эмпирический материал, научные факты; • познаваемости — стремления к познанию педагогической реальности и веры в ее познание и совершенствование; • детерминизма — изучения любого педагогического явления как причинно-следственного; • историзма — в оценке того или иного педагогического явления исходя из конкретно-исторической ситуации, в которой оно происходило, и тех этапов, которые оно прошло в своем развитии; • развития — подхода к педагогическим явлениям как находящимся в непрерывном изменении. Нельзя абсолютизировать достигнутый уровень развития любого педагогического явления, процесса, нужно рассматривать его как один из рубежей непрерывного движения вперед; • всесторонности — обязательного охвата изучения основных сторон изучаемого предмета (явления), без которого невозможно прийти к объективным правильным выводам, оценкам. Без этого неизбежны погрешности, ошибки, искажения; • творческого подхода — непрерывного поиска новых, нетрадиционных решений. Следуя этим принципам, изучаются приоритетные методологические проблемы педагогики: • законы воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования личности; • предмет и принципы педагогики в системе непрерывного образования; • диалектика взаимосвязи педагогического процесса в школе, вузе с социальной средой, формами общественного сознания; • формирование и развитие личности обучающегося как субъекта и объекта педагогического процесса; • социально-педагогические противоречия — источник развития личности и педагогического процесса; • диалектика взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании человека; • философские, социальные, психологические и педагогические основы формирования содержания и обоснования методов воспитания и образования; • диалектика социального и биологического, целенаправленного и стихийного в развитии личности; • диалектика общего, особенного, индивидуального и логики педагогического мышления. Эти крупные проблемы содержат в себе многие частные вопросы, требующие специального исследования: соотношение и взаимодействие личного и общественного интереса; нравственные догмы религии и духовные приоритеты педагогики; становление и развитие системы непрерывного образования; особенности молодежи, людей зрелого и пожилого возраста и др. Теоретико-познавательная функция методологии реализуется в цикле познания: научные факты — модель — гипотеза — следствия — экспериментальная проверка следствий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |