КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс педагогического исследования
Педагогическое исследование носит развернутый и исследовательский характер, в ходе которого предусматривается: • изучение приоритетной проблематики исследований, выбор и обоснование темы, разработка замысла и рабочего плана научного труда; • углубленное изучение источников информации по теме, документации и практического опыта, определение на этой основе объекта и предмета исследования, его целей и задач, построение рабочей гипотезы, разработка методики и организации исследовательского поиска; • изучение реального состояния педагогической практики по предмету исследования, сбор фактического материала до необходимого объема; • теоретический анализ, систематизация фактического материала, формирование выводов и обобщений, выдвижение практических рекомендаций; • опытно-экспериментальная проверка позитивности новых теоретических выводов и практических рекомендаций; • литературное оформление результатов исследования в соответствии с требованиями государственного стандарта; • внедрение результатов исследования в массовую, повседневную практику. На каждом этапе исследования применяются соответствующие методы в соотношении, определяемом как оптимальное, наиболее эффективное. Для качественного осуществления этапов необходима достаточная степень подготовленности педагога как исследователя. Первостепенную значимость имеет развитость его научно-педагогического мышления и умения: • наблюдать факты, анализировать и синтезировать данные наблюдений, объяснять их, отделяя существенное от несущественного, главное от неглавного, первостепенное от второстепенного; • организовывать и проводить педагогический эксперимент; • осуществлять активный поиск на всех этапах гносеологического цикла (факторы — модель — гипотеза — следствия — опытно-экспериментальная проверка следствий); • строить на основе опытно-экспериментальных данных теоретическую модель, находить связь между количественными и качественными сторонами явлений, определять корреляцию между ними, делать правомерные выводы, устанавливать границы применимости; • применять общенаучные идеи и принципы исследования педагогической деятельности; • осуществлять прогностическую и опережающую функцию исследования; • рассматривать педагогические явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность и противоречия, находить новые пути их разрешения; • владеть критериями эффективности процесса формирования личности, определять его результативность, применять современную технологию педагогической деятельности. Многое зависит также от уровня развития личностных, профессионально-этических качеств исследователя, его научной добросовестности, принципиальности, делового общения с людьми, требовательности к самому себе, бережного отношения к трудам исследователей предшествующих лет, тактичности и внимательности к людям, подвергающимся исследовательским процедурам. Не менее важны пристрастность к педагогическому труду, увлеченность творчеством, одержимость в науке, готовность и умение делать черновую работу, соблюдать этические нормы в борьбе мнений, защищать свои воззрения и находки, настойчивость, терпение и выдержка в поисках истины. Развитой интеллект, широкий общий кругозор, психолого-педагогическое мастерство и культура, владение современными методами педагогического исследования в существенной мере предопределяют успех в деятельности исследователя. Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию 1. Расскажите, что изучает педагогическая наука (ее объект и предмет). 2. Назовите основные понятия педагогики и дайте им краткую характеристику. 3. Каковы основные функции педагогики? 4. Чем может помочь педагогика людям, обществу и каковы ее задачи? 5. Расскажите о возникновении и развитии педагогики в европейских странах и США. 6. Что вы можете сказать об истории развития педагогической мысли в России до революции 1917 г.? 7. Какой была педагогика в советское время? 8. Каковы основные направления современной зарубежной педагогической мысли? 9. В чем особенности развития педагогики высшей школы? 10. Попытайтесь нарисовать на листе бумаги систему педагогических наук. 11. С какими науками взаимосвязана педагогика? 12. Назовите основные методы педагогического исследования и охарактеризуйте их.
[1] См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. [2] Краееский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. — 2001. — № 3. [3] Под педагогическими реальностями, явлениями подразумевается реально, объективно существующие педагогические факты, закономерности, механизмы, технологии образования, воспитания, обучения и развития людей, существующие в обществе, его структурах, специальных образовательных учреждениях, труде и жизни каждого человека. Педагогические закономерности — это объективные, устойчивые причинно-следственные связи педагогических явлений, их сущностей и отношений. Педагогические факты представляют собой наблюдаемые, обнаруживающиеся педагогические явления, которые выступают продуктом действия педагогических закономерностей и иных причин. Педагогические механизмы — превращения в процессе перехода от педагогической причины (воздействия) к педагогическому следствию (см.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. - М., 2000. - С. 17-19). [4] Помимо специальных учебно-воспитательных учреждений свое влияние на граждан оказывает целый комплекс социальных институтов: се.мья, трудовые коллективы, воинские подразделения, органы правопорядка и специальных служб, литература, искусство, средства массовой информации и др. [5] Целесообразно различать образовательное обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор обучающегося, и профессиональное — нацеленное на подготовку к решению практических, профессиональных задач. Эти виды обучения сочетаются и тесно взаимосвязаны в системе высшего профессионального образования и носят воспитывающий, развивающий характер. [6] Объектами воспитания, образования, обучения и развития в различных образовательных учреждениях являются школьники, студенты, курсанты, слушатели. Вввду того что учебник ориентирован на подготовку юристов, здесь и далее в качестве обобщающего употребляется слово «студент». Другие термины (слушатель, курсант, школьник и др.) используются только тогда, когда анализируемые процессы и явления связаны непосредственно с той или иной категорией людей. [7] Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. — М., 2001; История педагогики и образования: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2001. [8] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1962. [9] Песталоции И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1981. [10] Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения:.- М., 1956. [11] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения:: В 6 т. – М., 1988 – 1990. [12] Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. — М., 1957. [13] Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М., 1986. [14] Блонский П.П. Избранные педагогические психологические сочинения. — М., 1979. [15] Шацкий СТ. Педагогические сочинения: В 4 т. — М., 1962—1965. [16] Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М., 1975; Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1979; Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. — М., 1982; Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабан-ского. — М., 1983; Подласый И.П. Педагогика, — М., 1996; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998; Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997. [17] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1979— 1981; Харламов И.Ф. Педагогика. — 2-е изд. — М., 1990; Ильина ТА. Педагогика. — М., 1968; Кузьмина Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. — М., 1994. [18] Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — 3-е изд. — М., 1989. [19] См.: Перевалова Л.И. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. — М., 1964. [20] Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1984. [21] Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. — М., 1971; Зиновьев СИ Учебный процесс в советской высшей школе — М., 1972; Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М, 1998. [22] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994; Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999; Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. [23] Военная педагогика / Под общ. ред. А.В. Барабаншикова. — М., 1966; Основы психологии и педагогики высшей военной школы. — М., 1975. [24] Следует заметить, что само название Российской Академии Образования ограничивает ее деятельность только сферой образования, что справедливо критикуется многими субъектами педагогического труда, так как педагогика оказывает существенное влияние на все слои общества и сведение ее предмета исключительно к образованию в системе учебных заведений сдерживает, тормозит развитие педагогической теории и практики, так необходимых для всего населения России. [25] Военные педагога и психологи (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко и др.) предложили структурировать методологию педагогики, выделяя пять взаимосвязанных и взаимопроникающих уровней: гносеологический (основные законы, категории и принципы диалектики, проявляющиеся в целостном педагогическом процессе); мировоззренческий (факторы формирования личности, воспитание как ц5щественное явление, значение образования в развитии общества, активность о творческая деятельность как источник развития личности, воспитательные коллектива и т.д.); научно-содержательный (закономерности, принципы и содержание педагогического процесса); логико-гносеологический (объект и предмет педагогики, научное содержание основных категорий науки, тенденции ее развития, связи педагогики с другими науками, теории педагогики с жизнью, практикой; прогнозирование развития педагогической науки, проблематика исследования; научно-методический (методы педагогики и педагогических исследований). [26]). За последние десятилетия были опубликованы учебники и учебные пособия: Чабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982; Загеязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982; Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 1986; Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986; Краееский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994. [27] Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. — Тюмень, 1995; Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. — М., 1998; Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994; Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — 2-е изд. — М, 1998 и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |