КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и методика педагогического исследования
Организация и методы педагогических исследований Організація і методи педагогічних досліджень (с. 30). Методология — не только система знаний об основополагающих идеях педагогической теории, принципах и способах овладения этими идеями, но и деятельность по обоснованию структуры, логики,методов педагогических исследований, оценке их качественных параметров. В процессе научного поиска реализуются различные научные подходы, определяющие стратегию действий исследователя, направленность его научного познания: структурный, системный, функциональный, вероятностный, информационный, алгоритмический и др. Каждый из подходов ориентирует исследователя на изучение объекта с одной из его граней, которые впоследствии должны быть синтезированы. Проблемы педагогики исследуются многими методами, т.е. путями и способами, с помощью которых наука накапливает факты и исходя из них создает научные теории и решает практические проблемы. В педагогической науке сложились и активно используются следующие методы: • эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, описание, измерение, исследовательская беседа, анализ и обобщение педагогического опыта, интервьюирование, письменный опрос (анкетирование), оценивание (рейтинг), самоанализ и самооценка, экспертные оценки, сравнительно-педагогический метод, социометрия, педагогический эксперимент, изучение педагогических ситуаций, фактов, результатов деятельности, анализ педагогической документации, метод диагностирующих контрольных работ, сравнительно-исторический метод и др.; • теоретического исследования — теоретический анализ, абстрагирование, исторический, логический, формализация, аксиоматизация и др. Используются также те методы, которые правомерно применять как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, т.е. операции мышления. Применяются и сложные методы: многофакторный анализ, метод аналогии, метод формализации, метод моделирования и др. Особое значение в педагогических исследованиях имеет метод эксперимента. Это комплексный метод, заключается он в активном вмешательстве экспериментатора в педагогическую действительность с целью ее изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В нем в совокупности используются наблюдения, беседы, опросы и другие методы. Эксперимент позволяет варьировать факторы, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сильная сторона в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях. Эксперимент решает ряд задач: а) установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач, ситуаций; б) сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов. педагогического воздействия или условий и выбора из этих вариантов оптимального по какому-либо критерию (результативности, времени, усилий, средств и др.); в) обнаружение закономерных связей между явлениями и представлениями их не только в качественной, но и в количественной форме. Различают естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий эксперименты. При формирующем эксперименте исследователь на основе целевой программы активно и позитивно влияет на изучаемые явления, решая поставленную педагогическую задачу, Проверяя тем самым эффективность предпринимаемых воздействий. Практическая направленность педагогических исследований придает этому виду эксперимента особое значение. Проведение педагогического эксперимента предполагает: • постановку цели и формирование гипотезы, т.е. предположения, правильность которого и следует проверить. Четкость и конкретность гипотезы определяет замысел эксперимента, ход работы и формы фиксации полученных данных; • определение способов диагностики, исследование и оценку уровней воспитанности (обученности, развитости и др.) людей, привлекаемых к эксперименту; • создание необходимых условий и экспериментальной ситуации, т.е. таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, субъективных, неконтролируемых факторов; • обобщение и анализ полученных данных, их опытная проверка, подтверждение посредством изучения тех изменений, которые произошли в исследуемом явлении за период экспериментирования, получение нового педагогического знания. Педагогическому эксперименту присуще: преднамеренное внесение в изучаемое явление принципиально нового; организация педагогической деятельности, позволяющей наблюдать интересующие связи между явлениями; контроль за ходом эксперимента и проверка происходящих изменений, внесение при необходимости корректив в процесс экспериментирования; количественный и качественный анализ результатов; обобщение, выводы, рекомендации. Эти особенности делают эксперимент мощным методом педагогического исследования. Разумеется, эффективность экспериментальной работы в решающей мере зависит от мастерства исследователя, его методической и технической оснащенности. Широка сфера применения в исследовательских целях кино, фотографии, телевидения, звукозаписи, компьютерной техники, а также математических методов, статистики и моделирования. Как видно, в педагогических исследованиях применяются не только собственные научные методы, но и способы, заимствованные из других наук. Их сущность, целевое назначение, методика и техника применения подробно изложены в научно-методической литературе[27]. С помощью различных способов педагогическая наука добывает факты, систематизирует их, на основании чего создаются научные теории и концепции, школы и направления. В настоящее время педагогика использует методы философии, социологии, социальной психологии и других наук применительно к предмету и научному содержанию педагогики. Механический перенос в педагогику методов других наук недопустим, так как он не помогает ей, а идет во вред.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |