Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и методика педагогического исследования




Организация и методы педагогических исследований

Організація і методи педагогічних досліджень (с. 30).

Методология — не только система знаний об основополагающих идеях педагогической тео­рии, принципах и способах овладения этими идеями, но и деятельность по обоснованию структуры, логики,методов педагогических исследований, оценке их качественных параметров.

В процессе научного поиска реализуются различные научные под­ходы, определяющие стратегию действий исследователя, направлен­ность его научного познания: структурный, системный, функциональ­ный, вероятностный, информационный, алгоритмический и др. Каж­дый из подходов ориентирует исследователя на изучение объекта с одной из его граней, которые впоследствии должны быть синтезированы.

Проблемы педагогики исследуются многими методами, т.е. путями и способами, с помощью которых наука накапливает факты и исходя из них создает научные теории и решает практические про­блемы. В педагогической науке сложились и активно используются следующие методы:

эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, опи­сание, измерение, исследовательская беседа, анализ и обобщение педагогического опыта, интервьюирование, письменный опрос (анке­тирование), оценивание (рейтинг), самоанализ и самооценка, эксперт­ные оценки, сравнительно-педагогический метод, социометрия, педа­гогический эксперимент, изучение педагогических ситуаций, фактов, результатов деятельности, анализ педагогической документации, ме­тод диагностирующих контрольных работ, сравнительно-историчес­кий метод и др.;

теоретического исследования — теоретический анализ, абстра­гирование, исторический, логический, формализация, аксиоматиза­ция и др.

Используются также те методы, которые правомерно применять как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, т.е. операции мышления. Применяются и сложные методы: многофак­торный анализ, метод аналогии, метод формализации, метод моде­лирования и др.

Особое значение в педагогических исследованиях имеет метод эксперимента. Это комплексный метод, заключается он в активном вмешательстве экспериментатора в педагогическую действительность с целью ее изучения в заранее запланированных параметрах и усло­виях. В нем в совокупности используются наблюдения, беседы, оп­росы и другие методы. Эксперимент позволяет варьировать факто­ры, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, вос­производить их неоднократно. Его сильная сторона в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых усло­виях. Эксперимент решает ряд задач: а) установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полу­ченной эффективностью в решении педагогических задач, ситуа­ций; б) сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов. педагогического воздействия или условий и выбора из этих вариан­тов оптимального по какому-либо критерию (результативности, вре­мени, усилий, средств и др.); в) обнаружение закономерных связей между явлениями и представлениями их не только в качественной, но и в количественной форме.

Различают естественный и лабораторный, констатирующий и фор­мирующий эксперименты. При формирующем эксперименте иссле­дователь на основе целевой программы активно и позитивно влияет на изучаемые явления, решая поставленную педагогическую задачу, Проверяя тем самым эффективность предпринимаемых воздействий. Практическая направленность педагогических исследований придает этому виду эксперимента особое значение. Проведение педагогиче­ского эксперимента предполагает:

• постановку цели и формирование гипотезы, т.е. предположения, правильность которого и следует проверить. Четкость и конкрет­ность гипотезы определяет замысел эксперимента, ход работы и фор­мы фиксации полученных данных;

• определение способов диагностики, исследование и оценку уровней воспитанности (обученности, развитости и др.) людей, при­влекаемых к эксперименту;

• создание необходимых условий и экспериментальной ситуа­ции, т.е. таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость проявляется наиболее чисто, без воздейст­вия случайных, субъективных, неконтролируемых факторов;

• обобщение и анализ полученных данных, их опытная провер­ка, подтверждение посредством изучения тех изменений, которые произошли в исследуемом явлении за период экспериментирования, получение нового педагогического знания.

Педагогическому эксперименту присуще: преднамеренное вне­сение в изучаемое явление принципиально нового; организация пе­дагогической деятельности, позволяющей наблюдать интересующие связи между явлениями; контроль за ходом эксперимента и проверка происходящих изменений, внесение при необходимости корректив в процесс экспериментирования; количественный и качественный анализ результатов; обобщение, выводы, рекомендации. Эти особен­ности делают эксперимент мощным методом педагогического ис­следования. Разумеется, эффективность экспериментальной работы в решающей мере зависит от мастерства исследователя, его методи­ческой и технической оснащенности.

Широка сфера применения в исследовательских целях кино, фо­тографии, телевидения, звукозаписи, компьютерной техники, а также математических методов, статистики и моделирования.

Как видно, в педагогических исследованиях применяются не толь­ко собственные научные методы, но и способы, заимствованные из других наук. Их сущность, целевое назначение, методика и техника применения подробно изложены в научно-методической литературе[27]. С помощью различных способов педагогическая наука добывает факты, систематизирует их, на основании чего создаются научные теории и концепции, школы и направления. В настоящее время педагогика использует методы философии, социологии, социальной психологии и других наук применительно к предмету и научному содержанию педа­гогики. Механический перенос в педагогику методов других наук не­допустим, так как он не помогает ей, а идет во вред.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.