Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Государственный бюджет, его структура и функции




Виды финансового контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный, ведомственный, внутрифирменный, общественный, независимый (аудиторский).

Контролю подвергаются стоимостные показатели: выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, oплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль и др.

Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов.

План лекции

Тема 4. Финансовый контроль, его виды и методы

1. Цель и задачи финансового контроля

2. Виды, формы, принципы и методы финансового контроля

3. Аудит как форма финансового контроля

4. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля

 

Содержание и назначение финансового контроля сводится к проверке финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и субъектов отраслевого и территориального управления.

Государственный (вневедомственный) финансовый контро ль осуществляют органы государственный власти и управления. Контролю подлежат любые объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно- ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрифирменный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Контроль в финансовой сфере - это выявление фактического значения финансовых показателей по сравнению с заданным (по данным бухучета). При этом выявляются резервы или недостаток средств и причины их возникновения. Речь идет о показателе потока финансов, который характеризуется скоростью оборота, суммой денежных средств за временной интервал, равномерностью или задержками в их движении. Управленческие решения всегда направлены, прежде всего, на улучшение параметров потока финансов.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита.

Аудит - это независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полно­ты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности.

Аудитором является независимый ревизор, прошедший аттестацию и получивший лицензию.

Аудиторство – это, принципиально, новая для нашей страны форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. В зависимости от целей и задач существуют два вида аудита - внешний и внутренний.

Внешние, аудиторские проверки направлены на достоверность отчетности, экспертизу финансового состояния, оценку платежеспособности, разработку рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют соответствующие структуры внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

Методы финансового контроля. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии. Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и организации мероприятий по их устранению.

Ревизия - это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она осуществляется по соответствующей программе: определяются цели и задачи ревизии, составляется перечень основных вопросов, подлежащих изучению.

Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных отчетности.

По окончании ревизии составляется акт документальной проверки обследуемого объекта, в котором отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, определяются финансовые санкции за нарушение финансовой дисциплины, меры по предупреждению подобных нарушений в будущем и по мобилизации внутрихозяйственных резервов укрепления финансовой базы.

 

 

План лекции

1. Государственный бюджет, его сущность.

2. Основные функции, принципы, методы формирования и направления использования государственного бюджета.

3. Государственное бюджетное устройство, его последовательное составление и государственный бюджетный процесс.

4.Профицит бюджета; дефицит бюджета и его источники финансирования

 

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами власти и имеет силу закона.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и

использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

С помощью государственного бюджета осуществляется:

- межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансирование социальной политики.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

 

Существует два метода формирования государственных бюджетных средств: бюджетный - за счет налоговых поступлений и кредитный - за счет государственных займов, т.е. путем выпуска государственных ценных бумаг. В странах рыночной экономики за счет налогов формируется примерно 80% бюджета и за счет займов - 20%.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимая для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Поступают они в распоряжение органов власти.

Одним из основных источников налоговых доходов госбюджетов раз­витых стран в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45% ресурсов государственного бюджета.

Вторым по значению источником доходов бюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств по различным направлениям.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы:

- военные расходы;

- расходы на вмешательство в экономику;

- расходы на социально-культурные нужды;

- расходы на содержание государственного аппарата управления.

Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от государственного устройства, внешней и внутренней политики государства, этапа развития экономики, приоритетов в экономическом развитии, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора экономики и т.д.

Централизованные (государственные и муниципальные) финансы государства - совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы охватывают денежные отношения в сфере распределения и перераспределения той части валового внутреннего продукта, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций.

Государственные финансы включают в себя финансы РФ и финансы субъектов РФ. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, т.к. местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления.

В целом же, говоря о централизованных финансах, подразумевают три их уровня. Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве источников их доходов и взаимодействии в достижении сбалансированности с расходами.

Финансы каждого уровня включают в себя бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы предприятий того или иного уровня подчинения.

В структуре централизованных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального и местного. Эти взаимосвязи обусловлены недостаточностью территориальных бюджетов для финансового обеспечения функций, осуществляемых субъектами РФ на местах и местными органами власти.

Бюджетное устройство это организационные принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах оно имеет два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - РФ, субъектов РФ и административно-территориальных образований.

Бюджетное устройство Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ базируется на следующих принципах:

- принцип единства бюджетной системы, который предусматривает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств;

- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т.е. закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различного уровня;

- принцип самостоятельности бюджетов: право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каж­дого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов у бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;

- принцип гласности, в соответствии с которым, бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов открыты для общества и средств массовой информации и др.

Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс включает в себя:

- сводное финансовое планирование и прогнозирование;

- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджета в течение бюджетного года;

- анализ и контроль исполнения бюджета.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов, а также отчеты об исполнении бюджетов.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, исполняют бюджеты, анализируют и контролируют исполнение бюджетов. Органом денежно-кредитного регулирования при этом является Центральный банк России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В соответствии с законами Правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год, далее организуется работа по составлению проекта бюджета.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами.

Бюджетным дефицитом называется величина превышения расходов, осуществляемых за счет средств государственного бюджета, над его доходами. Если доходы превышают расходы, то наблюдается профицит.

Сущность бюджетных дефицитов состоит в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причин такого отставания множество: кризисные явления в экономике (спад общественного производства); неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); милитаризация экономики в мирное время и т.д.

Одновременно с принятием бюджета с дефицитом на очередной год законом утверждаются источники его финансирования.

Источниками финансирования дефицита бюджета являются:

· внутренние кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· внешние государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

 

Тема 6. Бюджетная система Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.