Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Бюджет и бюджетная система




1. Бюджет, его сущность, функции, значение.

2. Структура бюджета, классификация видов бюджетов и их элементов.

3. Доходы бюджета, виды, роль в экономике.

4. Расходы бюджета, виды, роль, значение.

5. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета.

 

1. Понятие бюджет пришло в русский язык из французского, во французский из английского. Budget – сумка. В русский язык в 19 веке.

Бюджет — форма образования доходов и осуществления расходов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местоного самоуправления.

Бюджет (в широком смысле) — это экономическая категория, выражающая совокупность отношений по поводу формирования доходов и поступлений с одной стороны и осуществления расходов и целевого финансирования с другой стороны, с использованием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретного субъекта.

Бюджеты стали формироваться в западноевропейских странах и в царской России в процессе перехода от единоличной монархической власти к парламентской.

Бюджет позволяет ткрыто и гласно обсудить в парламенте колическтвенный и качественные показатели доходов и расходов бюджета в интересах различных категорий населений, депутаты от которых должны быть представлены в парламенте.

Наличие бюджета усложняет процесс управления.

В настоящее время существуют различные виды бюджетов (федеральный, субъектов федерации, местный), состовляющих единую систему.

Бюджет выполняет те же функции, что и финансы, но с определённй спецификой:

1. Распределительная функция. В бюджет поступают все налоги, которые составляю 40-50% оборотных средств коммерческих организаций. Неналоговые поступления.

Перераспределение ВНП. Увелечивая или уменьшая ставки налогов государство может подавлять или активизировать предпринимательскую деятельность. Доходы перераспределяются в пользу тех граждан и экономических субъектов, которые нуждаются в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Распределение происходит, как правило, на безвозвратной и безвозмездной основе. Есть исключение — бюджетные кредиты. Распределение может осуществляться напрямую из бюджета и через государственные социальные внебюджетные фонды.

2. Регулирующая функция. Распределение должно осуществляться в определённых пропорциях, которые могут изменяться и в результате этого происходит регулирование социально-экономических процессов.

Например, финансовая помощь банкам во время кризиса 2008 года. Могут регулироваться социальные и демографические пропорции (например, введение материнского капитала). Регулировние может быть территориальным, когда из бюджета выделяются средства на охрану памятников природы, развития территорий Сибири, Северного Кавказа и т. д.

3. Контрольная функция. Осуществляется проверка полноты и своевременности формирования доходов бюджета, уплаты налогов. Проверка факта доведения бюджетных средств до бюджетополучателя. Субъектами, обеспечивающими выполнение бюджетом контрольной функции — субъекты финансового контроля.

Количественные показатели отражают уровень развития страны.

 

2. Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая законодательством РФ совокупность:

1. федерального бюджета

2. бюджетов субъектов РФ (кроме того, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)

3. местные бюджеты (г.о. Самара, районы)

4. бюджетов госудорственных внебюджетных фондов.

Современная бюджетная система складывалась в 90-е гг. Юридически была закреплена в 1998 году.

Бюджетная система РФ функционирует на следующих принципах:

1. принцип единства бюджетной системы;

2. принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

3. принцип самостоятельности бюджетов;

4. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5. принцип полноты отражения доходов, расходов и исочников финансирования;

6. принцип сбалансированности;

7. принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8. принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

9. принцип прозрачности (открытости);

10. принцип достоверности бюджета;

11. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. принцип подведомственности расходов бюджетов;

13. принцип единства кассы (предусматривает, что все бюджетные средства зачисляются на единый счёт федерального казначейства), на отдельных счетах могут учитываться средства, полученные от операций за рубежом.

 

Классификация:

По уровню в бюджетной системе:

1. федеральный

2. субъектов федерации

3. местный

По составу:

1. простые

2. сводные (своды бюджетов) представляют собой совокупность бюджетов одного уровня на определённой территории, например, свод бюджетов всех субъектов РФ;

3. консолидированные составляются по отдельным территориям и по РФ вцелом и представляют собой совокупность сводо-бюджетов одного уровня + бюджет самого верхнего уровня на данной территории.

 

 

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

Консолидированные бюджеты всех субъектов федерации

 
 


Консолидированный бюджет Самарской области

Областной бюджет

Свод бюджетов муниципальных образований: бюджеты городских округов (Самара, т.д.) и муниципальных районов.

 

По периоду времени:

1. годовые

2. поквартальная бюджетная роспись

3. «бюджеты развития» на 3-5 и более лет;

4. скользящие, составляемые на 3, 5 и более период

2010 2011 2012

2011 2012 2013

2012 2013 2014

 

Доходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса)— это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы:

1. Налоговые

2. Неналоговые

3. Безвозмездные поступления

 

Налоговые доходы — это древшейший источник; составляют большую долю всех доходов бюджета. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством налогов, сборов, а также пени и штрафов по ним.

Налог (в соответствие с НК) — обязательный безвозвратный и безвозмездный платёж, взимаемый в доходы бюджета в соответствие с законодательством. Современные налоги не имеют целевого назначения. Могут использоваться на финансирование любых расходов. Налоги имеют постоянный, регулярный характер. Отличаются чёткой определённостью объекта налогообложения и суммы налога.

Налоги классифицируются:

ñ по уровню бюджетной системы:

1. федеральные

2. субъектов федерации

3. местные

ñ в зависимости от полноты зачисления в бюджеты того или иного уровня:

1. закреплённые за определённым бюджетом

2. регулирующие налоги, определённый процент зачисляется в бюджеты разных уровней

ñ в зависимости от налогоплательщиков:

1. с юридических лиц

2. с физических лиц

Также различают базовые и периодически собираемые налоги и т. д.

К неналоговым доходам относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджета и автономных учреждений, а также имущества гоударственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых; постоянные доходы;

2. доходы от продажи имущества (от приватизации), доходы от приватизации разовые;

3. доходы от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинынного РФ, субъектам федерации, муниципалитетам ииные суммы;

5. средства самообложения граждан;

6. иные неналоговые доходы (добровольные пожертвования, имущества от лиц без наследников и т. д.).

Безвозмездные поступления — это:

1. дотации из других бюджетов РФ; дотация — сумма денежных средств, которая предоставляется безвозвратно, безвозмездно на покрытие текущих расходов;

2. субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субсидии — это сумма денежных средств, предназначенных для целевого использования с условием возмещения опрелелённой части расходов, могут получать бюджеты низших уровней, физические и юридические лица, в настоящее время предоставляются в качестве сокращения расходов граждан.

3. Субвенции (предоставляются на условиях финансирования расходов на определённые цели);

4. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы (например, на восстановление имущества после ЧС и т.д.);

5. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В настоящее время существуют особенности структуры доходов бюджетов различных уровней.

Федеральный бюджет РФ харакеризуется тем что основным источником доходов являются доходы от продажи энергоносителей. Выделяются нефтегазовые доходы (около 50%) и ненефтегазовые доходы.

Среди субъектов федерации выдкляются регионы-доноры и регионы-рецепиенты (Сибирь, ДВ, Северный Кавказ).

Для бюджетов муниципалитетов характерна низкая доля доходов (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Большую долю доходов составляют субсидии и т. д.

 

Расходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Осуществляются на финансирование выполнения функций и задач государства. Состав и направление расходов зависит от многих факторов:

1. государственное устройство

2. экономическое положение государства

3. территориальное расположение

4. внешняя политика государства

5. другие факторы (в том числе политические).

Традиционно основными функциями государства являлись:

1. функция управления;

2. защитная

3. социальная

4. культурно-просветительская.

 

Классификация расходов:

по экономическому содержанию

по уровням бюджетной системы:

1. федерального бюджета

2. бюджетов субъектов федерации

3. местных бюджетов

в зависимости от того, какое влияние оказали эти расходы на изменение стоимости государственного имущества:

1. текущие — это расходы, в результате осуществления которых стоимость государственного и муниципального имущества не возрастает;

2. капитальные — стоимость имущества возрастает (например, расходы на строительство, на приобретение основных средств, на приобретение акций и долей в капиталах коммерческих организаций и другие капитальные расходы)

по экономическому содержанию в соответствие с бюджетной классификацией:

 

1. общегосударственные вопросы (функционирование Президента, губернаторов, законодательных органов, Правительства, администрации, суды, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора, международные отношения и сотрудничество),

 

2. национальная оборона (на вооружённые силы, проведение реформы армии, подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности, ядерно-оружейный комплекс)

 

3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность (защита от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, финансовое обеспечение миграционной политики)

 

4. национальная экономика (общеэкономические вопросы, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, дорожное хозяйство и другие вопросы в области национальной экономики)

 

5. ЖКХ (благоустройство территорий, проведение коммуникаций)

 

6. охрана окружающей среды (экологический контроль, сбор и удаление отходов, научные исследования в области окружающей среды)

 

7. расходы на образование (дошкольное, общее, среднее, высшее, послевузовское и др.)

 

8. культура и кинематография (расходы на культуру, на содержание телевизионных центров, киностудий, госзаказы в области постановки фильмов и сериалов)

 

9. здравоохранение (стационарная мед помощь, содержание поликлиник, скора помощь, санаторно-оздоровительные учреждения, санитарно-эпидемиологический контроль)

 

10. социальная политика (пенсии, социальное обслуживание населения, охрана семьи и детства)

 

11. физкультура и спорт

 

12. СМИ (телевидение и радиовещание и др.)

 

13. обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга, а также внешнего долга

 

14. межбюджетные трансферты

 

15. прочие расходы.

 

Особенности структуры расходов зависят от уровня бюджетной системы. Для расходов федерального бюджета характерна высокая доля расходов на национальную оборону и национальную безопасность. Только из федерального бюджета финансируется содержание Президента, Госдумы, Совета Федерации, проведение выборов и референдумов, фундаментальные научные исследования, космические исследования.

Из бюджетов субъектов федерации финансируется содержание губернатора, областной думы, здравоохранение, образование, физкультуру и спорт, охрана окружающей среды.

Из местных бюджетов финансируются расходы на содержание мэра, городской администрации, озеленение территорий, содержание школ и дошкольных учреждений, сохранение городских архивов. Характерно 30-40% расходов на ЖКХ.

 

Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит.

Сбалансированность бюджета представляет собой выражение одного из важнейших принципов бюджетной системы. Принцип сбалансированности означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах учёта бюджетных средств.

 

Доходы + Источники финансирования дефицита = Расходы + Погашение истчников финансирования дефицита + Увеличение фондов и резервов

Органы государственной власти должны принимать меры к минимизации дефицита бюджета.

Дефицит — превышение текущих расходов над текущими доходами.

Профицит — превышение доходов над расходами.

Дефицит и профицит бюджета могут быть и запланированным и фактическим.

Запланированный дефицит бюджета может наблюдаться, если государство проводит политику сокращения налоговой нагрузки на предпринимателей, бизнес ФЛ; сокращения неналоговых доходов бюджета (предоставление большей самостоятельности ГУПам и бюджетным учреждениям, сокращение арендной платы за государственное имущество); увеличения государственных расходов (при выполнении социальных функций государства, увеличение оплаты труда государственных служащих, финансирования бюджетных учреждений, рост вложений в экономику, покупка акций, учреждение ГУПов).

При запланированном сбалансированном бюджете может фактически возникнуть дефицит или профицит, то есть бюджет не исполняется, это свидетельствует о недостатках:

1. бюджетного прогнозирования и планирования;

2. учёта доходов и расходов в предыдущем периоде;

3. нарушения бюджетного законодательства;

4. несовершенстве государственного финансового контроля.

Фактический дефицит бюджета может возникнуть вследствие:

1. неполной собираемости налогов;

2. неполной собираемости неналоговых доходов;

3. перерасхода бюджетных средств;

4. чрезвычайных обстоятельств.

Существуют различные методы обеспечения сбалансированности бюджета. Эти средства применяются на стадии планирования, обсуждения и голосования, фактического исполнения бюджета. Осуществляется оперативный мониторинг за исполнением бюджета. Если бюджет был не исполнен за первый месяц или иной период, то бюджет может пересматриваться.

Методы достижения сбалансированности бюджета:

1. лимитирование;

2. секвестирование;

3. государственное и муниципальное заимствование;

4. предоставление межбюджетных трансфертов

5. использование средств фондов и резервов.

Лимитирование — установление предельного размера дефицита бюджета по отношению к ВВП, к доходам, расходам и другим показателям.

Наличие дефицита бюджета в размерере более 10% к объёму ВВП в мировой практике считается критическим, так как это может привести к ухудшению международной финансовой позиции страны и к ухудшению внуренней экономической ситуации.

В ст.92 БК РФ нет прямых количественных ограничений на величину дефицита федерального бюджета, но сказано, что дефицит федерального бюджета не может превышать ненефтегазового дефицита. Дефицит бюджета субъекта федерации не должет превышать 15% утверждённого общего объёма доходов без учёта безвозмездных поступлений. Дефицит местных бюджетов не должен превышать 10% утверждённого объёма доходов бюджета.

Секвестирование — это сокращение объёма расходов бюджета на определённый процент. Секвестирование принимается на внеочередном заседании Госдумы, когда за первый квартал или полугодие наблюдается значительное неисполнение бюджета. Может быть пропорциональным по всем статьям, но как правило выделяются защищённые статьи (социальные, военные расходы).

Использование источников финансирования дефицита бюджета и в первую очередь государственных и муниципальных заимствований. Решение об осуществлении государственных или муниципальных заимствований принимается в форме соответствующего закона. При принятии закона о бюджете на очередной финансовый год в числе документов и материалов, предоставляемых в Госдуму должна быть предусмотрена программа заимствований.

Межбюджетные трансферты — суммы денежных средств, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджетам другого уровня для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности. (Глава 16 БК РФ).

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме дотаций без каких-либо указаний по их исполнению, субвенций и субсидий. Также для выравнивания бюджета могут использоваться бюджетные кредиты — суммы денежных средств, предоставляемые на принципах возвратности, срочности и платности.

Фонды и резервы как правило создаются за счёт реализации природных ресурсов (доклады об опыте Арабских Эмиратов и других стран).

В РФ за счёт превышения фактической цены на нефть над запланированной был создан в 2004 году стабилизационный фонд РФ, который в настоящее время преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Средства резервного фонда в основном пойдут на финансирование федерального бюджета, а средства ФНБ — на финансирование бюджета Пенсионного Фонда. (Ст. 96.9, 96.10 БК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.