Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Финансовый контроль




1. Необходимость, сущность и содержание финансового контроля. Субъекты и объекты финансового контроля. Принципы финансового контроля.

2. Классификация форм, видов и методов финансового контроля.

 

1. Второй важнейшей функцией финансов является контрольная. Необходимость финансового контроля определяется целями и задачами эффективного использования финансовых ресурсов в настоящее время в экономике страны и необходимостью обеспечить соответствие между индивидуальным экономическим интересом и общественным благом.

Возникновение финансового контроля связано с возникновением государства. Финансовый контроль — это деятельность органов государственной власти и управления и специальных уполномоченных контрольных органов по выявлению отклонений фактического движения финансовых ресурсов и фактической организации финансовых отношений от установленных законом или финансовым планом.

Субъекты финансового контроля:

1. Проверяющие

2. Проверяемые

Проверяющие должны быть установлены в силу закона или договора в рамках закона или на основании внутреннего регламента. Функциями проверяющих обладают все органы государственной власти. Например, Президент, Парламент — Госдума, специальные комитеты по бюджету, налогам, финансам. В Правительстве РФ все федеральные министры поотчётны Председателю правительства, министерства осуществляют контроль за своими подведомственными учреждениями.

Специальным контрольным органом федерального уровня, осуществляющим проверку целевого использования гос средств всеми бюджетополучателями является Счётная палата РФ. Она действует на основании ФЗ №4-ФЗ «О счётной палате РФ». Счётные палаты создаются в субъектах федерации и в муниципалитетах. (Доклад).

Субъектами финансового контроля могут быть общественные организации, общественные двмжения и отдельные граждане. Напрамер, профсоюзы.

 

Проверяемыми являются все органы гос власти и местного самоуправления, все организации и ЮЛ, граждане имеющие денежные доходы, поступления, имущество в собственности.

Проверяемые организации должны быть зарегистрированы. Должны беспрепятственно предоставлять проверяющим информацию в силу закона. Если проверяющий орган обособлен от проверяемого — это внешний финансовый контроль, а если проверяющее структурное подразделение является частью проверяемого — внутренний контроль.

 

Объект финансового контроля - финансовые отношения, в результате которых происходит движение денежных ресурсов. В зависимости от того какие именно отношения контролируются различают:

1. бюджетный контроль

2. налоговый контроль

3. корпоративный (внутрифирменный) контроль

4. контроль со стороны акционеров, собственников

Финансовый контроль должен осуществляться в соответствие с определёнными принципами или правилами.

Принципы:

1. Принцип законности.

2. Принцип компетентности проверяющих органов.

3. Принцип объективности.

4. Принцип независимости.

5. Принцип полноты и достаточности финансового контроля

6. Принцип достоверности.

7. Принцип эффективности. Расходы на осуществление контрольных мероприятий не должны превышать сумму выявленных дополнительных ресурсов.

8. Принцип целесообразности.

9. И другие.

 

Международные аудиторские декларации.

 

Семинар: выявить контрольные полномочия и функции органов государственной власти в Конституции РФ, Устав Самарской области, Устав городского округа Самара, ФЗ «О СчП», ФЗ «Об АО».

 

· Классификация финансового контроля.

1) по субъектам финансового контроля

а) государственный финансовый контроль и муниципальный контроль (осуществляется уполномоченными органами)

б) ведомственный финансовый контроль (осуществляется уполномоченными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами за подведомственными и подотчетными организациями; также это контроль, осуществляемый ЦБ за деятельностью кредитных организаций)

в) внутрихозяйственный (корпоративный) финансовый контроль. Здесь может быть:

контроль внутри одной организации, осуществляемый ее структурными подразделениями;

контроль, осуществляемый головной организацией финансово-промышленной группы или холдинга за деятельностью других организаций (это такое объединение ЮЛ, которое само не является ЮЛ, но позволяет осуществлять воздействие этих организаций друг на друга и управление друг другом путем участия в капитале. Головной называется организация, которая купила основной пакет акций этих организаций).

Г) независимый финансовый контроль (осуществляется специализирующимися на этом независимыми аудиторами и аудиторскими организациями).

Д) общественный контроль (осуществляется общественными организациями и отдельными гражданами с целью защиты интересов определенных категорий населения, которые могли бы пострадать от несправедливого распределения денежных средств, от нарушения порядка начисления социальных пособий, произвола властей и т.д. Это, например, контроль профсоюзных организаций за правильностью выплаты заработной платы людям определенных профессий).

 

В бюджетном кодексе РФ в Разделе 9 рассматриваются особенности государственного и муниципального финансового контроля. Государственный финансовый контроль (ФК) осуществляют: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и уполномоченные ими органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

 

В частности, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за использованием средств Федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование субвенций, международных субсидий, иных субсидий и кредитов и контролирует исполнение законодательства.

 

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

1) непревышением фактических лимитов бюджетных обязательств над утвержденными

2) непревышением бюджетных ассигнований, распределенных между администраторами источников финансирования дефицита бюджета, над утвержденными

3) непревышением кассовых расходов и кассовых выплат над доведенными до бюджетополучателя

4) соответствием с содержанием проводимой операции коду бюджетной классификации, указанному в платежном документе

5) наличие у бюджетополучателя документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств

 

Контрольно-ревизионные управления (КРУ) и отделения также создаются в администрации всех уровней.

 

Органы исполнительной власти и органы местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля, осуществляющего разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности, эффективности и экономности использованию бюджетных средств).

 

В 2000-е гг. наше государство подписало ряд международных соглашений, которые позволяют усилить финансовый, валютный контроль как внутри страны, так и на международном уровне (например, закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»). Уполномоченными агентами такого контроля являются ЦБ России и коммерческие банки.

 

Важное значение имеет ответственность за нарушение финансового законодательства, что позволяет уменьшить вероятность совершения финансовых преступлений (28 глава БК).

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение финансового законодательства, в частности, бюджетного кодекса (БК) признается нарушение, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. В частности, могут быть выявлены следующие нарушения:

1) неисполнение законов (решений о бюджете)

2) нецелевое использование бюджетных средств

3. не перечисление бюджетных средств получателю;

4. неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств;

5. несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете;

6. несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях бюджетной росписи;

7. несоблюдения обязательности зачисления, а также полноты и своевременности зачисления доходов бюджетов, доходов гос внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему на соответствующие счета федерального казначейства;

8. несвоевременное исполнение платёжных документов на перечисление средств в бюджеты и внебюджетные фонды;

9. несвоевременное предоставление проектов бюджета и отчётов об исполнении бюджета;

10. финансирование расходов, не включённых в бюджетную роспись (за исключением ЧС);

11. финансирование расходов в размерах, превышающих утверждённую бюджетную роспись;

12. несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг и т. д.

 

К нарушителям Бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

1. предупреждение о ненадлежащем исполнении законодательства;

2. блокировка расходов;

3. изъятие бюджетных средств;

4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5. наложение штрафа;

6. начисление пени;

7. возбуждение уголовного дела;

8. иные меры в соответствие с законодательством.

По экономическому содержанию хозяйственных операций и по участникам этих операций:

 

1. Бюджетный финансовый контроль.

2. Налоговый финансовый контроль.

3. Контроль в сфере валютных операций.

4. Таможенный контроль.

5. Надзор и контроль в банковской сфере.

6. Надзор и контроль в страховой сфере.

7. Финансовый контроль в части установления и соблюдения тарифов естественных монополий.

8. Контроль со стороны акционеров за финансовыми результатами деятельности акционерного общества и другие направления.

 

По инициативности:

1. обязательный контроль;

2. инициативный контроль.

 

По отношению времени проведения хозяйчтвенной операции к времени проверки:

1. предварительный

2. текущий

3. последующий

Бюджетный кодекс РФ, статья 265, пункт 1.

 

Методы финансового контроля.

Метод — это научно обоснованная совокупность приёмов, действий, которая используется для решения конкретной задачи.

 

Методы финансового контроля:

1. проверка

2. ревизия

3. обследование

4. наблюдение (мониторинг)

5. анализ

6. экспертиза

7. надзор

Проверка — это сравнение фактически существующих документов с установнными правилами их оформления; это сравнение фактически проведённых операций и платежей с установленными планами расходования денежных средств, оценка соответствия конкретных хозяйственных операций профилю деятельности организации и законодательству.

 

Проверки бывают:

ñ камеральные (документы привозят проверяющему) и выездные,

ñ тематические и комплексные,

ñ на конкретныу дату и за период времени,

ñ сплошные и выборочные,

ñ внутренние и внешние.

 

Ревизия — это комплексная всесторонняя проверка финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявления нарушений законодательства, установленных правил и регламентов. По результатам проверок и ревизий составляется акт:

нарушений нет

выявлены нарушения, которые могут быть исправлены в ходе проверки

выявлены существенные нарушения

неудовлетворительная деятельность бухгалтерии

 

Обследование — это не только финансовая проверка, но и проверка с привлечением специалистов, проверка условий осуществления хозяйственно-финансовой деятельности: наличие установленного помещения, видеокамер, предотвращение несанкционированного доступа, условия хранения продовольственных запасов.

 

Наблюдение (мониторинг) — предусматривает постоянные взаимоотношения между проверяющей и проверяемой организациями с ежедневной или периодической проверкой соблюдения определённых условий хозяйствования.

 

Мониторинг документальный и фактический.

В настоящее время на ЦБ возложен мониторинг за коммерческим организациями.

Коммерческие банки проводят мониторинг ссудозаёмщиков.

Представители финансового рынка осуществляют мониторинг рынка ценных бумаг.

 

Анализ (финансовый) — это проверка не с целью выявления нарушений, а с целью определения количественных и качественных показателей деятельности организации и выявление резервов повышения ликвидности, рентабельности, ускорения оборачиваемости оборотных средств.

 

Экспертиза — это профессиональная проверка соответствующими специалистами правильности составления, соответствия содержания форме и исполнимости финансовых планов и проектов.

Экспертизу финансовых документов проводят компетентные специалисты — как независимые эксперты, так и лица, работающие по найму в контрольных организациях.

В настоящее время особое значение приобретает экспертиза финансовых планов и инвестиционных проектов на предварительной стадии до их утверждения и реализации.

Экспертиза частного инвестиционного проекта с точки зрения его выполнимости, затратности и окупаемости.

Экспертиза счётной палатой:

ñ законопроекта о бюджете государства на очередной финансовый год,

ñ всех законов.

Проверяется соответствие законодательству, сбалансированность, правильность рассчётов, соответствие норманивам, подлинность, достоверность.

 

Надзор — это метод финансового контроля, который предусматривает постоянные взаимоотношения надзорного органа с подотчётной организацией. Представлен в отдельных видах банковской, финансовой деятельности. Взаимоотношения начинаются с момента создания организации и заканчиваются её ликвидацией.

Надзор над коммерческими банками осуществляет Центральный Банк. Надзор нал профессиональными участниками финансового рынка осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. При выявлении нарушений может быть приостановлено действие лицензии или она может быть отозвана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.