Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика и финансовый механизм




Формы, виды и функциональные элементы управления.

В зависимости от способов воздействия на объект управления различают две формы управления:

1. прямое (директивное) управление, когда этому объекту напрямую предписывается совершить определённые действия, предусматривает обязательное исполнение управленческой команды, обычно испоьзуется внутри организации;

2. опесредованное (косвенное, регулирующее) управление, когда объекту создаются условия, делающие более или менее выгодным то или иное управленческое решение, например, выпуск государственных ЦБ, повышается доходность ЦБ и экономические субъекты решают купить или не покупать их, предусматривает многовариантность решения. Государство устанавливает налоги, а предприятие решает вести ли бизнес.

Преимещественно используется косвенное управление.

По уровням воздействия различают следующие виды управления:

1. централизованное управление на макроуровне;

2. децентрализованное на микроуровне.

Децентрализованное предусматривает управление финансами проедприятия, филиала, пункта продаж, дополнительного офиса.

В зависимости от элементов финансовой системы:

ñ управление бюджетом;

ñ управление внебюджетными фондами;

ñ управление государственным долгом;

ñ управление финансами коммерческих организаций;

ñ управление финансами домашних хозяйств.

В управлении финансами обычно выделяют следующие этапы:

1. определение потребности в финансовых ресурсах для любых целей;

2. определение источников финансовых ресурсов (бесплатные и платные, безвозвратные и возвратные, безвозмездные и возмездные);

3. определение направления использования финансовых ресурсов;

4. создание фондов и резервов;

5. принятие оперативных решений о совершении конкретных финансовых операций;

6. контроль за выполнением указанных решений;

7. оценка эффективности использования финансовых ресурсов предшествующего периода и 1;

На основании этапов управления финансами выделяют следующие функциональные элементы управления.

Функциональные элементы управления

1. Прогнозирование и планирование.

2. Оперативное управление.

3. Финансовый контроль.

 

Финансовая политика рассматривается с одной стороны как часть общей экономической поилитики государства, а с другой стороны как самостоятельная категория. Под финансовой политикой обычно подразумевают теоретически, методологически и идеологически обоснованную форму управления финансами. Содержание финансовой политики зависит от различных факторов:

1. Уровень экономического развития страны.

2. Уровень развития экономической мысли (экономической науки).

3. Формы собственности (господствующие).

4. Сложившиеся традиции, обычаи и правила.

На финансовую политику влияют и субъективные факторы:

1. господствующая идеология,

2. религия,

3. интересы правящих групп, классов, партий, социальных групп.

Финансовая политика подразделяется на:

1. финансовую стратегию,

2. финансовую тактику.

Финансовая стратегия — это принятие масштабных перспективных долгосрочных управленческих решений, обычно охватывает совокупность финансовых отношений вцелом и рассчитана на срок более 1 года или 3 лет.

В РФ нет финансовой стратегии. Финансовая стратегия выступает частью более общих стратегий, разрабатываемых на федеральном уровне: стратегия экон и соц развития до 2020 года, стратегия развития финансового рынка и другие. Финансовая стратегия направлена на всю страну, регион.

Финансовая тактика — это часть финансовой политики, направленная на решение более частных задач в краткосрочном периоде (до 1 года или до 3 лет). Закон о бюджете и другие документы. Финансовая тактика охватывает как правило не весь комплекс задач, а посвящается отдельным наиболее важным вопросам. Финансовая политика находит отражение в различных дркументах и материалах:

1. Заявления, интервью, статьи представителей высших органов государственной власти, Послание Президента РФ Федеральному Собранию.

2. Стратегии развития каких-либо элементов финансовых отношений.

3. Законы, принимаемые Госдумой, своды законов — кодексы, указы президента РФ.

4. Подзаконные нормативные акты — постановления Правительства РФ.

5. Внутренние регламенты, разрабатываемые Минфином для конкретных организаций, разрабатываемые самими организациями.

4. Органы управления финансами на макроуровне.

Органы управления финансами делятся на общие и специальные.

На федеральном уровне к органам исполнительной власти,осуществляющим текущее и оперативное управление финансами:

1. Министерство финансов РФ

2. Федеральное казначейство.

Кроме того, оперативное управление, регулирование и контроль осуществляют:

ñ Федеральная налоговая служба

ñ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

ñ Федаральная служба по финансовому мониторингу

ñ Федеральная служба по финансовым рынкам

Министерство финансов существует в России с 1802 года. Создаются в капиталистических странах в 18-19 веке. Основной функцией министерства финансов является финансовое обеспечение деятельности государства:

1. организация сбора налогов

2. управление государственной казной

3. распределение ресурсов для осуществления государственных расходов

4. управление государственным имуществом и извлечение доходов от этого

5. контроль за деятельностью государственных предприятий, казённых заводов, управление их доходами.

В настоящее время деятельность Минфина РФ осуществляется на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329.

В соответствие с этим Положением Минфин является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности (поддержка малого предпринимательства), фин рынков, аудиторской деятельности, БУ и бухгалтерской отчётности (разработка ПБУ, форм отчётности), производство, переработка и обращение драг металлов и камней, таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров, организация и проведение лотерей и азартных игр, производство и оборот защищённой полиграфической продукции, финансовое обеспечение гос службы, гос регулирование деятельности негос пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, гос регулирование в области строительства и многие другие функции.

Также Минфин осуществляет разработку основных направление развития рынка цб и координация деятельности рынка ценных бумаг.

Минфин фактически подготавливает документы и материалы для составления проекта бюджета государства на очередной финансовый год (период).

Минфин имеет много департаментов. Нет территориальных отделений. На уровне субъектов федерации функции аналогичные Минфину до 2000-х выполняли Финансовые Управления областной администрации. В начале 2000-х годов в составе органов управления Самарской области было создано Министерство управления финансами Самарской области. В местных муниципальных органах создаются местные финансовые департаменты и управления.

 

Федеральное казначейство более древний орган, чем министерство.

Основной функцией казначейства является обеспечение сохранности гос казны и её пополнение различными источниками средств. Казначейские приказы существовали уже в 15 веке, осуществляли в основном сбор податей и применени мер воздействия к лицам, уклоняющимся от сбора податей. С создание Минфина Казначейство становится его подведомственным органом. Первая и главнейшая функция — кассовое исполнение бюджета, то есть с одной стороны зачисление средств на счета бюджетного учёта и с другой стороны перечисление этих средств.

В Царской России Казначейство выполняло эмиссионную функцию.

Была попытка отказаться от казначейства с 1918 по 1992 год.

Например, федеральное казначейство США выпускает доллары.

В настоящее время казначейство открывает и ведёт счета бюджетного учёта во взаимодействии с ЦБ, контролирует целевое использование средств бюджетополучателей, проверяет финансове документы, на основании которых проводятся операции, контролирует соблюдение правил бюджетной классификации.

Казначейство является главным органом, ответсвенным за кассовое исполнение бюджета.

Федеральное казначейство имеет территориальные подразделения в субъектах федерации, отделения казначейства на местном уровне.

Понятие государственной казны включает в себя не только средства бюджета, но и стоимость имущества, находящегося в распоряжении государства.

 

Минфину также подведомствена Федеральная налоговая служба. ФНС была создана в начале 2000-х в результате ликвидации Министерства по налогом и сборам, которое было ранее создано на базе Департамента по налогам и сборам Минфина.

 

Основная функция — государственная регистрация налогоплательщиков и обеспечение полноты и своевременности поступлений налоговых доходов в бюджет и проверка налоговой отчётности (Отчётов о прибылях и убытках, налоговых деклараций).

ФНС также имеет территориальные поразделения и Налоговые инспекции на местах.

 

Также Минфину подведомствена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Была создана в 2000-е гг. Осуществляет проверку соблюдения Бюджетного и Налогового законодательства.

Также существует ряд федеральных служб, участвующих в управлении финансами, но подведомственных Правительству РФ:

1. Федеральная Таможенная Служба (ФТС) контролирует соблюдение таможенного законодательства.

2. Федаральная Служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) осуществляет наблюдение за законностью совершаемых финансовых операций, выявляет случаи нарушения законодательства, легализации доходов, полученных преступным путём, передаёт соответствующие материалы в судебные органы, одной из основных задач является недопущение операций по финансированию международного терроризма. Служба тесно взаимодействует с коммерческими банками. Неофициально — налоговая полиция.

3. Федеральная Служба по финансовым рынкам (ФСФР) являются правопреемницей бывшей федеральной комиссии по рынку ЦБ и осуществляет надзор и контроль в сфере ЦБ, лицензирование профессиональной деятельности на рынке ЦБ, проводит аттестацию профессиональных брокеров, установливает нормативы и другие требования на рынке ЦБ и другие.

4. С марта 2011 ликвидирована Федеральная служба страхового надзора и её функции переданы ФСФР (л ицензирование страховых компаний и т. д.).

4. Органы управления финансами на микроуровне.

Органы управления финансами на микроуровне подразделяются на:

1. органы общего управления:

◦ внешние

◦ внутренние

2. структурные подразделения, осуществляющие профессиональное управление финансами;

3. контрольные органы.

К внешним органом общего управления финансами на примере АО:

1. общее собрание акционеров

2. совет акционеров

Эти органы принимают участие в создании, изменении уставного капитала, решают вопросы о дополнительной эмиссии акций и утверждают годовые отчёты, отчёты о прибылях и убытках и определяют направления использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов, определяют размеры дивидендов.

Не принимают решения о совершении отдельных операций. Представители могут не являться сотрудниками.

 

Внутренние органы общего управления — это единоличный исполнительный орган в лице директора или генерального директора и коллегиальный в лице совета директоров, администрации. Основные функции — исполнение тех решений, которые приняты собственниками организации. Руководитель организации самостоятельно принимает решения о подготовке финансовых документов, заключении договоров, обладает правом первой подписи.

 

Коллегиальный исполнительный оргам принимает решения о создании или ликвидации структурных подразделений организации, утверждает внутренние положения, регламенты, должностные инструкции и выполняет другие функции.

 

С точки зрения специальных подразделений управления финансами на предприятии выделяют следующие центры ответственности:

ñ центр затрат — подразделение снабжения

ñ центры доходов и прибыли — служба маркетинга, торговые точки

ñ центры инвестиций — подразделения, работающие с дочерними и иными организациями, осуществляющие приобретение ЦБ, фондовые операции.

Внутри каждого из этих центров могут работать отделы или группы, осуществляющие:

1. финансовое планирование и прогнозирование;

2. финансовый анализ;

3. финансовый контроль.

С другой стороны планово-экономические службы, службы анализа и контроля могут рассматриваться и как самостоятельные структурные подразделения.

Создаются службы внутреннего контроллинга и аудита.

Конкретная структура управления финансами на предприятии зависит от видов деятельности, масштабов, организационно-правовой формы и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.