Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Государственные внебюджетные фонды




1. Сущность, виды, классификация. Их необходимость и роль в социально-экономическом развитии страны.

2. ПФР

3. Фонд социального страхования (ФСС)

4. Федеральные и территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

 

Литература: электронный учебник Финансы и кредит под ред. Ковалёвой, глава 12, нормативные документы: БК РФ, Уставы, ФЗ.

1. Государствеенные внебюджетные фонды — это экономическая категория, выражающая отношения по поводу формирования доходов, осуществления расходов и целевого финансирования выполнения государством определенных функций и задач, при этом финансовые ресурсы не входят в состав доходов и расходов бюджета.

 

Внебюджетные фонды создаются в тех случаях, если они имеют особые источники доходов, отличные от обычных налоговых и неналоговых доходов бюджета (например, целевые взносы).

Если расходы этого фонда направлены на финансирование выполнения одной или нескольких задач, то они не могут использоваться на другие цели.

Средства во внебюджетных фондах могут (должны) накапливаться в течение длительного периода времени, превышающего бюджетный год.

Учёт доходов и расходов внебюджетных фондов, и средств, хранящихся на счетах, ведётся, как правило, тем же органом, который исполняет бюджет, но обособленно от доходов и расходов бюджета.

Внебюджетные фонды могут существовать в виде обособленно учитываемых средств без образования ЮЛ или с озданием отдельного ЮЛ (используется опыт Германии, США и др.)

В мировой практике внебюджетные фонды классифицируются по:

1. содание или отсутствие ЮЛ;

2. по направлениям использования средств:

1. социальные фонды

2. экономические фонды (для отдельных видов экономической деятельности, в настоящее время в России нет)

3. научно-исследовательские фонды (фактически нет)

4. кредитные

5. фонды личного и имущественного страхования (нет)

6. военно-политические фонды (нет)

7. межгосударственные фонды (МВФ)

8. другие.

Роль и значение внебюджетных фондов возрастает в ситуации нестабильности экономики, в условиях дефицита бюджета, в условиях, когда необходимо использовать различные источники.

 

3. по источниками

1. за счёт бюджета

2. за счёт целевых взносов (страховые взносы, начисляемые на ФОТ и зачисляемые в ПФР)

3. использующие средства частных предпринимателей, граждан и добровольных пожертвований, помимо государственных

4. по способам предоставления средств благополучателям (бенефициарам):

1. трансферты перечисляются и выдаются наличными ФЛ,

2. средства перечисляются организациям, оказывающим услуги благополучателю (медицинское страхование)

 

3 вида государственных социальных внебюджетных фондов. Функционируют на федеральном и уровне субъектов федерации. На местном уровне нет.

 

виды ПФР ФОМС ФСС
Федеральный + ФФОМС +
Субъектов федерации - ТФОМС -
Местный уровень - - -

 

Созданы в 1990-х гг. в РФ. Существовал Государственнфый Фонд Занятости (ликвидирован в 2001).

Все эти внебюджетные фонды являются государственными, самостоятельными ЮЛ, по статусу некоммерческими финансово-кредитными организациями.

Основными источниками являются социальные взносы, которые имели статус налога до 2010 года (ЕСН).

В настоящее время это страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование. Обычно начисляются в виде процента от ФОТ.

2. ПФР.

Действует на основании Положения, утверждённого исполнительными органами госвласти. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (организацией), имеющим право выполнять отдельные банковские операции, а именно аккумулировать средства, размещать средства на депозитах и т. д.

Имущество и денежные средства ПФР не входит в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает:

1. целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (например, для лиц 1967 года рождения и моложе общая сумма страховых взносов для работающих лиц составляет 22% от суммы ФОТ, 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% - индивидуальная часть тарифи страховых взносов);

2. организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью застрахованных лиц, сумм государственных пенсий; капитализация средств пенсионного фонда (размещение имущества в доходные активы);

3. в настоящее время ПФР заключает договора с управляющими компаниями и передаёт средства, накапливаемые на пенсию в доверительное управление, получают от этого доход и используют доходы для компенсации инфляционных потерь и капитализации пенсионных накоплений;

4. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и банка данных по ним;

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов; контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. международное сотрудничество;

7. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесения в правительство России предложений по совершенствованию законодательства, проведение научно-исследовательской и информационной работы среди населения;

Таким образом, средства ПФР формируются за счёт:

1. страховых взносов,

2. ассигнований из федерального бюджета,

3. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований,

4. средств от капитализации,

5. добровольных взносов и пожертвований и другие источники.

Средства направляются на:

1. выплаты государственных пенсий,

2. выплата пособий по уходу за ребёнком в возрасте страрше 1,5 лет,

3. материнский капитал после рождения 2 и последующих детей.

4. Оказание органами соц защиты помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам (оплата труда работников соц служб)

5. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, на финансирование других мероприятий, связанных с деятельностью ПФР.

Бюджет ежегодно рассматривается и утверждается Госдумой, подписывается Президентом РФ и принимает силу закона.

Запланирован бездефицитный бюджет. Кроме ПФР функционируют негосударственные ПФ, но они входям в сферу децентрализованных финансов.

 

Для выплат и возмещения страховых рисков в начале 1990-х гг. был создан государственный внебюджетный фонд социального страхования. Функционирует на основании постановления правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101. Является специализированным финансово-кредитным учреждением, денежные средства и иное имущество являются федеральной собственностью, доходы и расходы не входят в состав бюджетов других уровней.

ФСС имеет региональные отделения и филиалы отделений в городах и городских округах. Основными задачами фонда являются:

1. обеспечение выплат гарантированных государством пособий

2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья

3. разработка совместно с Министерством труда и Минфином РФ предложений об изменениях размеров тарифов страховых взносов

4. подготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного социального страхования

5. разъяснительная работа среди населения по вопросам социального страхования

6. и другие задачи.

Средства фонда образуются за счёт:

1. страховых взносов работодателей (администрация организаций независимо от форм собственности): 2,9% от ФОТ

2. страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

3. доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады

4. добровольные взносы граждан и ЮЛ

5. ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением пособий и компенсаций при ЧС

6. прочие поступления (взыскания недоимок, суммы штрафов и иных санкций и т. д.)

Направления использования средств фонда:

1. выплата пособий по временной нетрудоспособности (по больничному листу)

2. по беременности и родам (в т.ч. женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки)

3. при рождении ребёнка

4. при усыновлении ребёнка

5. по уходу за ребёнком по достижения возраста 1,5 года

6. социальные пособия на погребение или возмещение ритуальных расходов

7. и т. д.

И также средства направляются на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях. Резерв создаётся при непредвиденном увеличении выплат.

При пенсионном и социальном страховании, как правило, страховые выплаты получает само застрахованное лицо.

4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России.

В РФ только с 1990-х гг. создаётся система медицинского страхования. И связано это с противоречием между государственной политикой обеспечения граждан медицинскими услугами и частной формой собственности медицинских учреждений и организация. В настоящее время в РФ действует ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ. В соответствие с законом обязательное медицинское страхование — это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств фондов медицинского страхования. В настоящее время обязательное страхование предусматривает наличие базовой и территориальной программы. Базовая программа предусматривает представление определённого объёма медицинской помощи, одинакового на всей территории страны. Территориальная программа предусматривает бесплатное оказание медицинской помощи одинакового объёма на данной территории в соответствие с требованиями единой ьазовой программы.

Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования:

1. гарантированность бесплатного оказания медицинской помощи

2. устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования

3. обязательность уплаты страховых взносов 5,1% от ФОТ

4. создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи

5. паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования в органах управления

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.