Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление психологии как науки




Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Термин «психология» впервые появился в европейских текстах в 16 в. и в переводе с древнегреческого означает наука о душе (психе – «душа», логос – «знание, наука»).

Первоначально он относился к науке, которая занималась изучением душевных и психических явлений, связанных с сознанием, то есть таких явлений, которые каждый человек легко обнаруживает у себя в результате самонаблюдения. Впоследствии, уже в начале 20 века, сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.

Эти исследования вышли далеко за рамки собственно субъективных психических явлений. Однако по сложившейся традиции до сих пор за этой наукой сохраняется ее прежнее название, хотя этот факт входит в некоторое противоречие с рассматриваемым ниже ее современным действительным предметом.

Психология это парадоксальная наука. Психологию как науку знают в основном те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы.

Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все. То, что изучает психология, хорошо известно каждому по собственному опыту. В этом – в одновременном знании и незнании психологии – заключается один из тех парадоксов, которыми богата данная наука.

Второй парадокс состоит в следующем: психология как наука одновременно и древняя, и молодая. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Известный психолог конца 19 – начала 20 века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история». Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода.

Психология - наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

Каковы особенности психологии как науки?

Во-первых, психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой.

Во-вторых, задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя (в психологии сливаются объект и субъект познания).

В-третьих, психология является одной из самых молодых наук.

В-четвертых, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет:

а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;

б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением;

в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на эти вопросы не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии.

В своем развитии психология прошла ряд этапов.

Таблица 1.

Хронология Предмет психологии Методы, теоретические и практические исследования, основные персоналии этапа Основные достижения периода
8 – 6 вв. до н.э. Нет Переходные формы мифологии и философии Начало философии и дедуктивной науки
6 в. до н.э.–5 в. Душа Формирование первых эмпирических и теоретических знаний о психических процессах с помощью методов других наук: философии, медицины и так далее (Демокрит, Аристотель, Платон). Первые формулировки основных проблем психологии.
5 – 16 вв. Душа Развитие учения о душе в схоластической традиции средневекового Запада. Обоснование необходимости экспериментального изучения души (Фома Аквинский, Авиценна, Ф. Бэкон). Введение термина «психология», отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа.
17 – начало 19 вв. Сознание Появление нового предмета психологии – сознания, обоснование интроспективного метода. Спор между рационалистами и сенсуалистами о природе познания (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц, Д.Локк). Утверждение интроспекции как основного метода психологии; формирование ассоцианистской психологии; первые представления о бессознательной психике.
Середина 18 – середина 19 вв. Сознание Накопление большого естественного запаса знаний в области исследований деятельности нервной системы и органов чувств. Появление психофизики и психометрии. Рассвет ассоцианистской психологии (Д.Гартли, А.Бен, Э.Вебер, Г.Фехнер, В.Вундт, Ф.Бретано, И.М.Сеченов). Возникновение естественнонаучных и философских предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.
Середина 19 – начало 20 века Сознание как структура и сознание как функция Становление психологии как самостоятельной науки; утверждение экспериментальных методов в психологии; формирование двух основных направлений в психологии структурализма и функционализма; первые попытки построения психологии как гуманитарной науки (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джеймс, В.Дильтей). Возникновение различных толкований сознания как предмета психологии; осознание недостаткой интроспективного метода и отказ от психологии как науки о сознании.
Начало 20 в. – 30-е гг. 20 века Отсутствует единый предмет Методологический кризис в психологии. (Дж.Уотсон, З.Фрейд, М.Вертхаймер, С.Л.Рубинштейн). Появление различного понимания предмета психологии и создание на этой основе различных научных школ; психоанализ, бихевиоризм, деятельностный подход.
30 – 60-е гг. 20 века Единый предмет отсутствует Развитие и дальнейшая модернизация научных школ, возникших в период открытого кризиса (Б.Скиннер, Э.Толмен, К.Хорни, Э.Фромм, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). Возникновение неофрейдизма и необихевиоризма. дальнейшее развитие теории деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий.
60-е – по настоящее время Единый предмет отсутствует Возникновение новых направлений в психологии: гуманистической психологии, когнитивной психологии, теории социального научения и так далее интеграция отечественной и зарубежной психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, У.Найссер, Л.Фестингер, А.Бандура, А.А.Бодалев, А.Ф.Ломов).  

Люди с древних времен пытались проникнуть в тайны души. Человеческая душа – самое великое из всех чудес на свете.

Тысячелетиями перед этим чудом останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных, психических свойств человека. И сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.

Душа – понятие, в котором древний человек обобщенно обозначил, объективировал свой внутренний мир. В понимании души человек подошел к понятию живого в его противопоставлении неживому.

Первоначально душа не была чем-то чужим телу, она выступала как двойник человека, с теми же потребностями, мыслями, чувствами и поступками. Душа жила человеческой жизнью. И до сих пор мы говорим – душа мечется, страдает, болит, радуется. Представление о душе, как о иной сущности сформировалось позже, когда душу стали трактовать как нечто принципиально отличное от всего, что существует в реальном мире, придав ей даже космический смысл.

Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят наши глаза, слышат наши уши, ощущает кожа.

Эту «душу» или «тень» наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот.

Например, согласно представлению Платона (4 в. до н.э.) дух или «душа» обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает тело. Тело являлось темницей для души.

У Аристотеля (3 в. до н.э.) душа понималась двояко: и как форма тела и как проявление бессмертной сущности. Согласно его представлениям душа или «психе» - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр души – в сердце, разум в голове, мужество в груди вожделение (мотивация) в брюшной полости.

Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает Вечно, покидая человека.

Развитие науки в конце 16 начале 17 веков привело к тому, что изучение души как предмета психологии и объяснительного принципа становится ненужным. Ученым, завершившим этап развития психологии как науки о душе, был Ф. Бэкон (1561–1626 гг.). Бэкон предложил исключить из структуры души органические составляющие и отказаться от изучения души как особой субстанции. По его мнению, необходимо эмпирически описывать процессы, происходящие в душе.

Именно опыту отводилась Ф. Бэконом главная роль в его учении о методе как величайшей преобразующей силе. Второй же частью метода должна стать логика, в частности индуктивный метод (как переход от частного к общему). Так родилась формула научного метода «эксперимент + логика». А. Ф. Бэкона можно по праву считать родоначальником эмпирической науки. Именно эту эмпирическую направленность в изучении психики продолжил Рене Декарт.

Французский ученый Рене Декарт считал неуместным рассуждения о душе до тех пор, пока не будут существовать наиболее достоверные основания ее познания, которые он нашел в непосредственном переживании психических процессов. Р. Декарт отождествил психику и сознание и одновременно ввел два новых понятия: рефлекс и сознание.

На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Появление нового предмета психологии - сознания – во многом определило пути ее развития вплоть до 20 века.

Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов, философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание.

В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат. dualis – «двойственный»).

Новый предмет психологии предопределил и ее метод. На долгое время основным, если не сказать единственным методом психологии, стало самонаблюдение (интроспекция).

В рамках изучения сознания новый характер приобрел спор рационалистов и сенсуалистов. Первые утверждали, что у человека есть определенные врожденные знания (так, например, Р. Декарт к таким знаниям относил категории бытия, числа, и так далее). Вторые утверждали, что все знания приобретаются человеком из опыта, нет в сознании ничего чего до этого не было в ощущениях.

Эта дискуссия послужила одной из причин того, что в рамках изучения сознания как предмета психологии основной акцент был сделан на изучении познавательных процессов, ощущения как первоосновы всего содержания сознания, изучении производных элементов психики, их связей и законов их комбинирования.

В рамках психологии как науки о сознании различными исследователями акцент делался на самых разных аспектах сознания – связь сознания и прошлого опыта (Д. Гартли), связь сознания и поведения (А. Бэн).

К середине 19 века в развитии науки произошли события, которые коренным образом отразились на становлении и развитии психологии. Среди этих событий, прежде всего, следует отметить:

1. Достижения в области естественных наук, прежде всего психофизиологии, и появление новых направлений: психофизики, психометрии.

2. Появление эволюционной теории Ч. Дарвина и развитие его идей в других исследованиях.

3. Возникновение позитивизма (О. Конт).

Все это привело к созданию различных программ построения психологии как самостоятельной науки.

Психология как наука о непосредственном опыте рассматривалась В. Вундтом. Он предлагал рассматривать психологию как науку о непосредственном опыте, под которым понимались отношения между субъектом и объектом, те свойства, которые субъект приписывал объекту. Таким образом, В. Вундт отделил психологию от естествознания. Психология должна изучать мир таким, каким он дан познающему субъекту. Сознание оставалось предметом психологии, но стало рассматриваться как процесс. Условно научное оформление психологии связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге была организована первая в мире психологическая лаборатория, которая через два года превратилась в первый институт экспериментальной психологии.

Программа построения психологии как науки о непосредственном опыте являлась основой для создания структурализма (Э. Титченер и другие.). По мнению ученых, принадлежавших к данному направлению, психология должна дать ответ на три вопроса: Что? Как? Почему? Структурализм можно рассматривать как законченное построение здания психологии как науки о сознании, являющейся замкнутой субъективностью.

Другой попыткой обоснования нового предмета психологии была программа предложенная Ф. Брентано (1838–1917 гг.). Он предлагал отличать физические и психические явления, например звук, и звук который я слышу. Нет сознания вообще, есть сознание о чем-то.

В США программа Ф. Брентано положила начало такому направлению в психологии, как функционализм. Основоположник этого направления У. Джеймс отвергал атомизм структуралистов. Он писал: «Я отрицаю сознание как сущность, …но буду резко настаивать на его значении как функции». По мысли У. Джеймса сознание вообще не существовало, если не выполняло функции приспособления

В отечественной истории психологии принято выделять три основные программы психологии. Так с собственной программой построения психологии выступил И.М. Сеченов (1829–1905 гг.). Он предлагал рассматривать психологию как науку о совершении психической деятельности. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Г.И. Челпанов создал в России психологический институт. Бехтерев В.И. и И.П. Павлов изучали условно-рефлекторные связи в деятельности организма.

Все попытки конкретизировать предмет психологии, находясь в рамках психологии как науки о сознании и считая интроспекцию основным методом психологии, оказались безрезультатными. Методологический кризис положил начало тем направлениям в психологии, которые, с теми или иными модификациями, существуют и по сей день.

Двадцатое столетие принесло значительный прогресс в углубление знаний о человеке и его душевных проявлениях.

После выделения психологии в конце XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла быстрая ее дифференциация на направления, школы и прикладные области, число которых в настоящее время огромно. Важнейшие из них следующие:

Бихевиоризм (от английского слова behaviour – поведение) – направление, акцентирующее внимание на закономерностях формирования поведения получило широкое распространение в различных странах и в первую очередь в США.

Поведенческую психологию можно назвать одним из первых направлений развития психологии в XX в. Хотя теория бихевиоризма была сформулирована в предыдущем столетии, ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается значительным и в настоящее время.

Кредо бихевиоризма выражает формула: «стимул – реакция», согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека (отсюда и название – от английского behavior – поведение).

Для представителей этого направления: Э.Торндайка и Дж.Бр.Уотсона бихевиоризм является прагматической теорией, а поэтому анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.

Развитие бихевиоризма в XX в. связано с именами Э.Толмена, К.Халла и Б.Ф.Скиннера.

Толмен сформулировал два закона научения (как человека, так и животных): закон упражнения и закон эффекта. Он экспериментально наблюдал, как крыса научается находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее складывается «познавательная карта» этого пути, а не простая сумма двигательных навыков.

Усвоенная животным «познавательная карта» подкрепляется ожиданием, а не самим по себе удовлетворением органической потребности. В значительной степени благодаря Толмену в американской психологии 30 - 40-х гг. ХХ века стало привычным трактовать человека как большую белую крысу, «погруженную в мысли».

В XX в. представители бихевиоризма, отстаивая детерминистическое объяснение механизмов построения поведения, вводили «промежуточные переменные», связанные с познавательным и мотивационным факторами.

Халл ввел понятие машинообразной целесообразности поведения и считал, что человека можно рассматривать в качестве робота, машинообразно поддерживающего свое существование. Живая машина у Халла способна изменять свое поведение соответственно изменяющимся условиям. Такие машины механике неведомы.

Основной идеей Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Концепция Скинера заложила основы программированного обучения, она вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

В основе методологии бихевиоризма лежит утверждение о том, что наиболее достоверными переменными в психологии человека и животных явля­ются их реакции в той или иной ситуации, только они и поддаются объективной регистрации и управлению.

Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. является фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача, психопатолога и психолога. Сам Фрейд обозначал это направление термином «психоанализ».

Психоанализ (от греч. psyche –душа и analysis – разложение, расчленении) – учение, разработанное З. Фредом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Психоанализ или фрейдизм – направление, которое сосредоточило свое внимание на мотивационном аспекте психической жизни человека. Выступает в качестве ключевого звена единой психотерапевтической концепции. Открытием Фрейда было подсознание – как источник первичных стимулов человеческого поведения. Следовательно, с одной стороны, психоанализом называется общая теория механизмов человеческого подсознания, имеющая широкое значение и служащая основой для целостного понимания человека. С другой стороны, психоанализом называется система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и психических болезней.

По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими.

Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и так далее С точки зрения психоанализа корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

В рамках психоаналитического направления существуют и другие точки зрения. В настоящее время их представляют аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, производные психоанализа, например учение К. Хорни и Г. С. Салливена.

Так А. Адлер полагал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

К.Г. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но и наследует образы предков, пришедшие из глубин веков.

В нефрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой», лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психология. Среди ее основателей – К.Роджерс (1902-1987) – один из самых влиятельных психологов нашего века. В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной (existentia – лат. «существование») и восточной философии: дзен буддизма, например.

В центре гуманистической концепции находится личность – «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность.

Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. Поэтому психотерапевтический метод К.Роджерса так и называется «клиент-центрированная терапия», то есть терапия, ориентированная на клиента, предусматривающая не директивный стиль общения. Этот метод подразумевает возникновение глубокого личностного контакта, признание безусловной ценности каждого человека, полное его принятие. В этих условиях личность становится открытой по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя, таким образом, свою гибкость и свободу.

К.Роджерс в одной из работ писал, что как бы психотерапевту не было приятно продемонстрировать свою эрудицию и ум, он все же поступит лучше, если положится на клиента и будет двигаться в том направлении, которое изберет последний, поскольку только клиент на самом деле знает, в чем заключается его собственная проблема.

В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Согласно данной теории, фундаментальными потребностями человека являются: физиологические (пища, вода, сон и другие.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и другие.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Существует пять основных принципов гуманистической психологии.

Первый заключается в том, что человек является целью этого направления, а не средством, как в бихевиоризме.

Второй связан с рассмотрением собственно человеческих свойств и отношений: любви, свободы, ответственности, веры – как основополагающих.

Третий принцип состоит в том, что гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а становится наукой по типу гуманитарной.

Четвертый принцип признает, что истинная сущность человека заключается в его добром начале.

И, наконец, пятый – гуманистический метод есть отказ от принципа гомеостаза, поскольку он исходит из принципа саморазвития личности.

В настоящее время гуманистический метод является наиболее признанным методом психологии и психотерапии во всем мире.

Четвертым значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гештальтпсихология.

Гештальтпсихология (от немецкого слова Gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений предметом, которого стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Возникло в Германии первой половине 20 века. Главные представитель этого направления – немецкие психологи М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.

Основное внимание гештальтпсихология уделяет исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и так далее). В настоящее время бурно развивающимся направлением, которое исследует различные формы познавательных процессов и способы получения знаний, лежащие в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности, является когнитивная психология.

Среди других направлений в психологии можно назвать следующие:

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возраста. Психологическая концепция данного направления состоит в следующем: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение индивидуальная психология получила в 20-е годы XX века, особенно в области педагогики и психотерапии.

Дифференциальная психология (от лат. differentia - различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, а также причины и последствия этих различий.

Критическая психология – направление в психологии, возникшее на рубеже 60 – 70-х годов XX века (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп. П. Кайлер и другие.), исходящее из теории деятельности А. Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей и социальных общностей (класса, социальной группы и другие.).

Парапсихология (от греч. рага - возле, около) – область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми деятельностью известных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий. Нередко в рамках парапсихологии исследуется гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатию, психокинез и другие реальные и мнимые явления.

Феноменалистическая психология – направление зарубежной, главным образом американской психологии (Р. Бернс К. Роджерс, А. Комбас), объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившей главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения, феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Выдающиеся представители отечественной психологии Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А. Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов предложили свой, тоже глубоко гуманистичный подход к исследованию психического мира человека – личностно-деятельностный.

Они рассматривают человека как личность и индивидуальность со всеми присущими ей особенностями, включенную в активную созидательную деятельность

Таким образом, психология прошла длительный путь в процессе своего становления. Наиболее сложным и трудным на этом пути был поиск предмета науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.