КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место современной психологии в системе наук и ее структура
В течение многих столетий психология считалась служанкой философии. Однако в середине 19 века картина изменилась. Психология приобрела самостоятельность, прочно заняв собственное место среди других наук. Современная психология является частью наук о человеке. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, доказав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания. В конце 20 века общепринятой считалась нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М. Кедровым. Она отражала многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Схема Б.Г. Кедрова имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Естественные науки
Социальные науки Философские науки Рис. 2. Нелинейная классификация науки Б.Г. Кедрова. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника. Говоря о связи психологии с названными науками, следует отметить, что основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир, отражающийся в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как отмечалось выше, есть отражение объективной действительности, и поэтому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В тоже время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине 19 в. Сюда можно отнести внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер). Естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М. Быкова, А.А. Ухтомского и другие.). Огромное влияние на разработку основных проблем психологии оказали эволюционные идей Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая специфические человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук, обобщающих основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу. Особые связи существуют у психологии с педагогикой. Разумеется, что эта связь существовала всегда, еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему, в которой выделяют фундаментальные и прикладные отрасли. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология». В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В общей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека. Прикладными – обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают: возрастную и педагогическую психологию; психодиагностику; медицинскую психологию; психологию труда и инженерную психологию; психологию управления; юридическую психологию. В возрастной педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками. Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей. Психология труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности. Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина». Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров. Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. Заключение Психология – одна из древнейших наук о человеке. В течение многих веков она являлась служанкой философии и только в середине 19 века стала самостоятельной наукой. Сегодня у психологии нет единого предмета, а существует множество школ, течений, направлений. Важно научиться понимать сущность этих направлений, особенности их предмета и методологии. Психология входит в систему наук о человеке. Мы начинаем понимать, что человеческая психика, сознание представляют собой вселенную, не менее сложную, чем окружающий нас физический мир. На пути ее изучения человечество делает первые шаги. «Познай себя!» – девиз древних актуален и сегодня. Современная психология является фаворитом среди общественных наук и без ее знаний не возможна эффективная деятельность человека.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |