Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о физиологии ВНД




Введение

План

Естественнонаучные основы психологии

Тема 2.

Введение

1. Понятие о физиологии ВНД.

2. Строение нервной системы человека.

3. Теория условно-рефлекторного научения, учение о сигнальных системах.

4. Естественнонаучные основы психики в теориях российских ученых

Познать себя призывал людей еще великий Сократ. Но цель эта не достигнута. И менее всего изученным остается тот орган человека, без которого не было бы Сократа, науки и что, конечно, самое невероятное, не было бы курсантов, изучающих психологию. Речь идет о человеческом мозге.

Конечно, о нем известно многое. Но каждое десятилетие специалисты убеждаются, что их знания весьма ограничены. Мозгом занимаются целые области современной науки, поэтому есть смысл остановиться на тех новых данных, которые имеют наибольшую психологическую значимость.

Учение о высшей нервной деятельности имеет важное практическое значение. Так, например, понимание физиологических законов познавательного процесса позволяет сотруднику ОВД, опираясь на эти законы и признаки их внешнего проявления, сознательно управлять этим процессом.

 

Физиология ВНД – это учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека.

Физиология ВНД ставит перед собой следующие задачи:

1. Изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;

2. Познание физиологических механизмов психической познавательной деятельности и поведения;

3. Продолжение разработки учения об условных рефлексах;

4. Изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.

Понятием «психика» удобно пользоваться тогда, когда ставятся и обсуждаются вопросы, касающиеся всех без исключения психических явлений, когда решение этих вопросов имеет общенаучное значение.

Вопрос о природе психических явлений – это вопрос о том, чем они принципиально отличаются от других феноменов, существующих в мире и изучаемых другими науками, например, физикой, химией или биологией.

В зависимости от того, как решается данный вопрос, приобретает тот или иной смысл, ставится, или устраняется, а также по-разному рассматривается второй вопрос – о том, откуда взялись и как возникли психические явления.

Феномен появления человека разумного и его уникальной психики вызывает многочисленные споры и рождает различные гипотезы. Кто-то считает возможным появление человека только благодаря Богу.

Кто-то ищет естественные пути появления человеческой психики. Эти последние пытаются найти общее и отличное в психике человека и животного и таким образом найти пути развития человека, то есть изучают филогенез (от греч. phyle – род и genos – происхождение) – процесс возникновения и эволюции психики, поведения и сознания; также пытаются проследить формирование психики отдельного человека в течение его детства, то есть изучают онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение).

Понятно их пристальное внимание к историческому и индивидуальному развитию нервной системы и мозга, являющегося основным органом психики. Но кроме нервной системы и мозга также приходится учитывать особенности исторического и индивидуального развития организма человека в целом.

Поэтому изучающие развитие психики обращаются зачастую к антропологии – науке о происхождении человека, соматологии – науке о типах телосложения, физиологии и эндокринологии – науке о работе желез внутренней секреции. В отечественной психологии проблема возникновения и развития психики представлена, в первую очередь, подходом, предложенным А.Н. Леонтьевым.

Согласно его гипотезе, которая была уточнена К.Э. Фабри, развитие психики животных прошло через три стадии и шесть уровней (стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта).

Развитие психики на уровне человека касается, прежде всего, совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.

Улучшение психических процессов, говоря словами Л.С. Выготского, превращает эти процессы из низших психических функций в высшие.

Становление человека как личности приводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных мотивов поведения и потребностей.

Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развития человеческой культуры:

1. Изобретение языка и развитие речи;

2. Изготовление и использование орудий;

3. Производство предметов материальной и духовной культуры.

Вместе с тем, несмотря на наличие у человека множества свойств, отличающих его от животных, он все же представляется биосоциальным существом (Р.С. Немов). На него, соответственно распространяются и биологические законы природы и социальные законы общества.

Но влияние их на современного человека не представляется равномерным и одинаковым. Воздействие общества и культуры на психологию и поведение человека более заметно, чем влияние природы.

Для того чтобы деятельность и поведение человека были успешными, необходимо, чтобы его внутренние состояния (потребности), практические действия и внешние условия, в которых человек в данный момент находится (окружающая среда), соответствовали друг другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.