Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи и методы психологии




Как система явлений психология по непосредственному опыту знакома каждому человеку. Она субъективно представлена ему в виде ощущений, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, воли, характера, чувств, эмоций и многого другого. Эти явления, их природу и влияние на поведение человека исследует психология. Все психические явления, вместе взятые иногда обобщенно называют словом «психика».

Ибн Сина (Авиценна) – великий мыслитель Средней Азии – писал, что десять признаков есть у души благородной: шесть ее унижают, а четыре ее возвышают. Вот шесть унижающих признаков: подлость, ложь, зависть, небрежение к близким, к несчастью и боли народной.

А возвышают ее – щедрость, опора, сила и гордость. Душа должна иметь «звезду путеводную». (Мы бы сказали – смысл жизни, мир ценностей.)

И еще слова о внутренних механизмах души:

«Пять чувств от слуха и до зренья

Даются нам для внешнего общенья,

А мысль и память внутреннюю службу

Несут, определяя все решенья».

И, действительно, душа имеет очень сложную внутреннюю организацию. Иногда, особенно в учебниках по психологии, весь психический мир раскладывают по полочкам на процессы, состояния и свойства. При этом утрачиваются целостность и противоречивость внутреннего мира человека.

Понятия «душа» и «психика» в психологии употребляются как равнозначные. По содержанию понятие «душа» в научной психологии обычно соответствует понятиям психика, внутренний мир человека, переживание, сознание.

В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном напряжении говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке – «на душе стало легче».

В профессиональной же среде утвердился термин «психика». Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека.

С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и тому подобные., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано...».

В психологическом словаре дается следующее определение. «Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности».

Основные функции психики – отражение и регуляция поведения и деятельности.

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь:

· Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);

· Психические состояния (устойчивый интерес, творческий подъем, убежденность, сомнение, апатия, угнетенность и другие.);

· Психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности).

                         
   
Психические (познавательные, проц
     
Психические состояния
 
Психические свойства
 
Массовидные психические явления
 
   
 
 
Реакции
 
Действия
 

 

 


Рис. Система явлений, изучаемых психологией

Вместе с тем мы должны знать, что у современной психологии нет единого предмета.

Задачи психологии обусловлены потребностями общества в обеспечении своих интересов. Они находят свое выражение в Конституции РФ, законах и указах Президента России. Конкретное закрепление все требования получают в нормативных документах Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства образования, решениях ученого совета вуза.

Наиболее общие задачи психологии в третьем тысячелетии можно сформулировать в виде следующих требований:

· проведение исследований проблемы оптимизации всех сторон труда и жизни в различных условиях;

· выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека с учетом реальных потребностей и возможностей общества;

· действенное психолого-педагогическое обеспечение решения задач основного предназначения вуза и отрасли;

· повышение роли психологии в поддержании правопорядка, организо­ванности и дисциплины, психического здоровья и благополучия;

· обеспечение интегративного подхода психологии в перестройке обра­зовательного процесса в учебном заведении;

· исследование психологических проблем современного стиля практической деятельности кадров, выработка и внедрение рекомендаций по овладению продуктивными технологиями эффективного труда и жизни;

· создание необходимых предпосылок и комфортных социально-психологических условий для продуктивной жизнедеятельности, раскрытия творческого потенциала субъектов труда и жизни;

· развитие психологии как интегративной сферы человековедения в современном обществе.

Усвоение методологических и теоретических основ психологии позволит находить верные ориентиры и подходы к решению практических задач в повседневной деятельности по обучению и воспитанию персонала. Круг данных вопросов может быть представлен соответствующим категориальным (понятийным) аппаратом.

К числу основных категорий психологии следует отнести следующие; сознание, бессознательное, деятельность, личность, общение, поведение.

Методология (от греч. methodos - путь исследования, logos - учение) – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.

Здесь можно выделить всеобщий, общенаучный и узко дисциплинарный уровни анализа психолого-педагогических процессов и явлений. На всеобщем уровне действуют законы и принципы, которые формулирует философия.

Общенаучные основы психологии и педагогики базируются на достижениях общественных, естественных и технологических наук. Собственно психологические и педагогические знания характеризуются широким спектром подходов, концепций и школ, которые имеются как в стране, так и за рубежом.

Частнонаучный методологический уровень психологии и педагогики составляет учение о психике и мире психических явлений человека, о принципах психологии, о наиболее общих подходах к познанию человека и коллектива в целях их обучения, воспитания, развития и подготовки к выполнению всевоз­можных служебных и иных задач.

Свои задачи психология решает, основываясь на основных принципах психологической науки и с помощью определенных методов. Основополагающими принципами психологии являются:

· принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов;

· принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности;

· а также принципы развития, активности, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, психической целостности, интегративности и другие.

Требования этих принципов определяют методологическую основу взаимодействия психологии и педагогики. Следовательно, они в значительной степени детерминируют непосредственно и принципы педагогики.

Успехи психологии непосредственно зависели от качества применяемых в ней методов исследования. Не имея возможности придумывать все эти методы самостоятельно, психологи обращались за помощью к другим наукам и заимствовали из них все то, что могло оказаться полезным для изучения и понимания психических явлений.

Со временем в психологии оказались аккумулированными методы исследования, привлеченные из самых разных наук: философии, истории, социологии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и ряда других наук.

Кроме того, психологи создали многочисленные собственные методы исследования, включая специфические разновидности наблюдения, экспериментирования и психологические тесты.

Методы – это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений.

Собранные и используемые в настоящее время методы психологических исследований можно разделить на следующие основные группы (классификация Р.С. Немова).

1. Методы наблюдения.

2. Методы опроса.

3. Физиологические методы.

4. Тесты.

5. Экспериментальные методы.

6. Математические методы.

Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов.

а) Методы описательной (гуманитарной) психологии охватывают вполне определенные способы решения практических задач:

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - вид наблюдения, при котором субъект наблюдения (наблюдатель) находится внутри объекта наблюдения,

ИНТРОСПЕКЦИЯ (самонаблюдение) – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, чувства, мысли и так далее).

САМООТЧЕТ - описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - метод постановки субъектом себе на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ - метод изучения личности в контексте развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими. Направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

ИНТУИЦИЯ – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

б) К методам практической психологии относятся:

Психолого-психиатрическая экспертиза.

ПСИХОТЕРАПИЯ - комплексное лечебное (психологическое) вербальное и невербальное воздействие на психику пациента (клиента) с целью оказания психиатрической (психологической) помощи.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - оказание психологической помощи в целях изменения в поведении клиента.

ПСИХОТРЕНИНГ (индивидуальный и групповой) – специально разработанный комплекс психологических упражнений для приобретения навыков и умений, способствующий улучшению как самоощущения человека наедине ссамим собой, так и его компетентности в общении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - оказание психологической помощи путем совместного с клиентом выхода из трудной жизненной ситуации.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных, в психологии широко применяются и другие. методы (беседа и интервью, анкетный метод, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, метод проблемных войсковых конференций).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.