Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный перечень вопросов к зачету




1. Как меняется спектр солнечного излучения при прохождении через атмосферу Земли? Почему происходят изменения спектра? Приведите уравнения основных реакций.

2. Нарисуйте и объясните зависимость температуры атмосферы от высоты над уровнем моря.

3. Как изменяются содержание основных компонентов атмосферы и давление с изменением высоты?

4. Дайте определение понятий: источники, стоки, время жизни примесей в атмосфере.

5. В каких единицах принято выражать содержание основных и примесных газов в атмосфере?

6. Как меняется содержание озона в атмосфере с изменением высоты над уровнем моря, географической широты, времени года?

7. Можно ли сравнить концентрацию озона, выраженную в единицах Добсона (еД) и в ррт?

8. Что такое «нулевой цикл озона»?

9. Какие процессы приводят к нарушению «нулевого» цикла озона?
Приведите уравнения реакций.

10. Какие процессы приводят к прерыванию хлорного, водородного и азотного циклов, нарушающих «нулевой» цикл озона? Приведите
уравнения реакций.

11. Что такое озоновый слой планеты, что такое «озоновая дыра»?

12. Проанализируйте причины образования «озоновых дыр» над Антарктидой.

13. Каковы основные источники и пути поступления хлорфторуглеводородов и оксидов азота в тропосферу и стратосферу?

14. Как кодируют хлорфторуглеводороды в соответствии с системой, предложенной фирмой Дюпон?

15. Как меняются основные пути стока и время жизни хлорфторуглеводородов в зависимости от их состава?

16. Как менялась концентрация озона в атмосфере в конце 20-го века?

17. Приведите примеры международных соглашений в области сохранения озонового слоя планеты.

18. Почему свободные радикалы, озон и другие окислители, концентрация которых значительно ниже, чем у кислорода, играют основную роль в процессах окисления примесей в атмосферном воздухе?

19. Назовите основные источники образования и стоки гидроксидного
и гидропероксидного радикалов в атмосфере. Приведите уравнения
реакций.

20. Какие причины приводят к возникновению температурных инверсий в тропосфере?

21. Как связаны значения температурного градиента в тропосфере с
устойчивостью атмосферы?

22. Дайте характеристику природных и антропогенных источников поступления соединений серы в атмосферу.

23. Какие процессы приводят к стоку диоксида серы из тропосферы? Каковы особенности процесса глобального переноса соединений
серы?

24. Дайте характеристику стратосферной части атмосферного цикла неорганических соединений серы.

25. Охарактеризуйте источники, масштабы поступления и пути стока
соединений азота в его атмосферном цикле.

26. Каковы особенности поведения гемиоксида азота (N2O) в атмосфере?

27. Назовите основные источники и оцените масштабы поступления ор­ганических соединений в атмосферу.

28. Приведите схему основных направлений процесса фотохимического
окисления метана и его гомологов.

29. Почему в процессе окисления метана и его гомологов в присутствии
оксидов азота возможно образование озона? Приведите уравнения
реакций.

30. Охарактеризуйте основные условия устойчивости дисперсных систем в атмосфере.

31. Назовите источники аэрозольных частиц и охарактеризуйте аэрозольные частицы в атмосфере по их размерам.

32. Приведите основные методы классификации аэрозолей и функции
распределения аэрозольных частиц по размерам.

33. Назовите сходства и различия условий образования смога в Лондоне
и Лос-Анджелесе.

34. Какие процессы могут протекать при окислении выхлопных газов
автомобилей в атмосферном воздухе? Что такое ПАН? Приведите
уравнения реакций.

35. Какую среднюю температуру можно было бы ожидать на планете в соответствии с данными радиационного баланса? Подтвердите это
расчетом. Почему средняя глобальная температура выше рассчитанных значений?

36. Сравните спектры поступающего на Землю от Солнца и испускаемого Землей излучения со спектрами поглощения молекул диоксида углерода и паров воды.

37. Что такое «окна прозрачности» в атмосфере и как их можно «закрыть»?

38. Как менялось содержание диоксида углерода в атмосфере в различные периоды истории Земли?

39. Как изменяется концентрация диоксида углерода в атмосфере в последние двести лет?

40. Что такое «парниковый эффект»? Какие газы вносят заметный
вклад в «парниковый эффект»

41. Какие международные документы направлены на ограничение поступления парниковых газов в атмосферу?

42. Какое влияние оказывает увеличение концентрация аэрозолей в атмосфере на климат планеты?

43. Что такое «ядерная ночь» и «ядерная зима»?

44. Какие проблемы гидросферы вы отнести бы к глобальным? Почему?

45. С какими аномальными свойствами воды связано влияние гидросферы на климат?

46. Как выразить концентрацию примесей в воде в промилле?

47. Дайте характеристику гидрологического цикла на суше и в океане.
Что такое «бессточные» районы?

48. В каком виде может находиться вода в гидросфере?

49. Какие способы классификации природных вод вы знаете?

50. Какие единицы используются для выражения концентрации воды
при записи ее состава в виде формулы Курлова? Как можно их
рассчитать исходя из концентрации, выраженной в процентах массовых.

51. Какие ионы и в каком количестве следует ожидать, в атмосферных осадках а) на побережье океана; б) в аридных зонах, в) в районах интенсивной вулканической деятельности?

52. Сформулируйте закон Дитмара. Для решения каких практических задач он используется?

53. Назовите отличительные признаки грунтовых под, артезианских вод и верховодки.

54. Какие анионы и кантоны, содержащиеся в природных водах, называют главными? Почему? Какие природные источники поступления главных ионов в подземные воды вы знаете?

55. Почему происходит изменение химического состава воды в реках по
их течению7

56. Как на основании термодинамических данных оценить растворимость минералов в воде? Какие критерии устойчивости минералов
вы знаете?

57. Что такое «агрессивность» природных вод?

58. Что такое «неустойчивость» минералов7

59. Для каких целей удобно использовать понятия: а) «агрессивности»
природных под б) «неустойчивости» минератов7

60. В чем различие понятий «произведение растворимости» и «константа равновесия процесса растворения»?

61. Какую величину — произведение растворимости или константу равновесия процесса растворения — можно рассчитать на основании термодинамических данных? Какие термодинамические данные необходимы для выполнения этого расчета?

62. Как связаны между собой значения произведения растворимости и константы равновесия процесса растворения?

63. От каких физико-химических параметров системы зависит значение а) произведения растворимости; 6) константы равновесия процесса растворения?

64. Какие факторы, характеризующие природные системы, следует принимать во внимание при оценке константы равновесия процесса растворения?

65. Что такое жесткость воды и в каких единицах она измеряется.

66. Как классифицируют природные воды по величине жесткости? Какую жесткость имеют природные воды, наиболее широко представленные в вашей местности?

67. Какие компоненты входят в состав карбонатной системы природных водоемов?

68. Равновесия между какими компонентами природных систем определяются законом Генри?

69. Какие параметры природных сипом определяют величину константы Генри?

70. Какое значение рН должны имен, атмосферные осадки, если «активные» примеси в атмосферном воздухе представлены только диоксидом углерода.

71. Как может измениться рН атмосферных осадков, если в атмосферном воздухе помимо диоксида углерода появится: а) аммиак, б) диоксид серы?

72. Что такое кислотные дожди? С присутствием каких соединений в атмосферном воздухе связано их образование?

73. В чем особенность описания карбонатных равновесий для морской воды?

74. Что такое смешанные константы диссоциации угольной кислоты?

75. Какие зоны, связанные со степенью насыщения воды карбонатом кальция, выделяют в океане?

76. Какие уравнения используются для описания карбонатной системы при равновесии с карбонатом кальция и воздухом, содержащим диоксид углерода?

77. Как связано содержание ионов водорода в природных водах, находящихся в равновесии с карбонатными породами и диоксидом углерода, с парциальным давлением в воздухе?

78. Как связано содержание ионов кальция в природных водах, находящихся в равновесии с карбонатными породами и диоксидом углерода, с парциальным давлением СО2 в воздухе?

79. Какое значение рН будут иметь поверхностные воды, находящиеся в равновесии с карбонатными породами и диоксидом углерода, содержащимся в приземном слое воздуха?

80. Какую минимальную жесткость будут иметь поверхностные воды, находящиеся в равновесии ни с карбонатными породами и диоксидом углерода, содержащимся в приземном слое воздуха?

81. Что такое щелочность природных вод? Как экспериментально определяют щелочность природных вод?

82. Что такое распределительная диаграмма? Для характеристики каких параметров природных систем удобно использовать распределительные диаграммы.

83. При каких условиях и почему в процессе фотосинтеза, протекающего в природном водоеме, может увеличиться значение рН?

84. Какое значение щелочности будут иметь поверхностные воды, находящиеся в равновесии с карбонатными породами и диоксидом углерода, содержащимся в приземном слое воздуха?

85. Что может произойти в водоеме, если его щелочность уменьшится
в десять раз?

86. Какие этапы закисления природных водоемов вы знаете?

87. Что происходит с экологической системой водоема на различных этапах его закисление?

88. С чем связана особая опасность контакта закисленных природных вод с соединениями алюминия и тяжелых металлов?

89. Назовите основные особенности протекания окислительно-восстановительных процессов в природных водах.

90. В каких единицах принято измерять величину окислительно-восстановительного потенциала природных вод?

91. Какие окислительно-восстановительные процессы называют верхней и нижней границами устойчивости воды? Приведите уравнение реакции.

92. Как меняется значение редокс-уровня для верхней и нижней границ устойчивости воды в зависимости от рН раствора?

93. Опишите основные принципы построения диаграмм ре — рН. Для каких целей используются эти диаграммы? Что такое редокс-буферность природных вод? С протеканием каких процессов она связана?

94. Что такое стратификация природных водоемов? С какими причинами может быть связана стратификация водоемов?

95. Чем отличаются олиготрофные и эвтрофные водоемы в период стратификации?

96. Почему периоды водообмена в эвтрофном водоеме наиболее опасны для жизни рыб?

97. Почему даже посте прекращения поступления избытка питательных веществ водоем медленно выходит из эвтрофного состояния?

98. Как меняется с глубиной содержание кислорода в воде открытого океана?

99. Как может происходить образование анаэробных зон в океанах и морях?

100. Дайте характеристику основных особенностей окислительно-восстановительных процессов в подземных водах.

101. Как принято характеризовать интенсивность водной миграции химических элементов?

102. Что такое геохимический барьер?

103. Что такое глина, ил?

104. В каком виде и почему в почвах происходит накопление органических соединений?

105. Какие функциональные группы гумусовых веществ вносят основной
вклад в катионообменную способность почв?

106. Почему величина емкости катионного обмена для большинства почв
зависит от рН?

107. В чем заключается сущность и научное новаторство идей В. И. Вернадского о «живом веществе»?

108. Дайте определение понятий «биосфера», «почва».

109. Охарактеризуйте основные представления о цикличности миграции
вещества при участии живых организмов.

110. Опишите основные механизмы взаимодействия атмосферы, гидросферы и литосферы с процессами, происходящими в почве.

111. Для решения каких актуальных общемировых проблем принципы биогеохимии приоритетны? Каковы главные особенности физико-химических процессов, происходящих в почве? Каковы принципиальные различия в поведении главных и рассеянных элементов в земной коре?

112. Изложите представления В. И. Вернадского о рассеянии химических элементов и формах их существования.

113. Перечислите распространенные формы существования элементов в земной коре.

114. Дайте определение геохимических параметров «кларк» и «кларк I концентрации» применительно к земной коре.

115. Дайте определение понятия «микроэлементы», расскажите об их
биологическом значении.

116. Раскройте понятие «биохимический круговорот»; назовите отличительные черты биохимического круговорота в гидросфере и почве.

117. Какие элементы наиболее активно вовлекаются в биохимический
круговорот и какие являются наиболее инертными? Рассмотрите
классификацию элементов по интенсивности их вовлечения в биохимический круговорот. В каких формах находится кислород, выделяемый живыми организмами в почве?

118. Какие условия необходимы для протекания процессов денитрификации?

119. Рассмотрите внутрипочвенные биогеохимические циклы газов, осуществляющиеся бактериальными системами.

120. В каких почвах продуцируется наибольшее количество СО2?

121. Изложите представления о двух главных группах специфических органических соединений в почвах.

122. Какие две противоположно направленные функции выполняет гумус почвы по отношению к рассеянным металлам?

123. Какова общая направленность биогеохимической трансформации минерального вещества почвы?

124. Назовите главные закономерности перераспределения тяжелых металлов при биогеохимической трансформации минерального вещества почвы.

125. Каков механизм фиксации избыточных масс тяжелых металлов и близких им поливалентных элементов в почвах?

126. Какие данные необходимы, чтобы рассчитать содержание того или иного элемента на единице площади (в г/м2 или т/км2)?

127. Почему большую часть циклических процессов массообмена, протекающих в биосфере, можно классифицировать как биогеохимические?

128. Каковы источники поступления химических элементов, вовлекаемых в глобальные миграционные циклы в биосфере

129. Чем обусловлено различие времен оборота масс углерода, связанных в живом веществе суши и океана?

130. Изменялись ли на протяжении геологической истории массы углерода, выводимые из глобальных циклов?

131. Назовите основные звенья глобального цикла азота. Перечислите основные формы существования почвенного азота.

132. Какие главные различия можно выделить в структурах глобальных циклов массообмена калия и кальция?

133. В чем заключается проблема распределения масс кальция в биосфере?

134. Для какого из питательных элементов глобальный цикл массообмена отличается наименьшей замкнутостью?

135. Каковы роль и особенности поведения тяжелых металлов в биосфере?

136. Перечислите основные процессы миграции тяжелых металлов в окружающей среде. Какова роль в этих процессах живых организмах. Как меняется интенсивность биологических процессов в почвах (масса живого вещества, приходящаяся на единицу площади суши)? Опишите сезонные закономерности этих процессов.

137. Какие факторы могут оказывать существенное влияние на интенсивность физико-химических процессов в почве?

138. Каковы главные формы аккумуляции металлов в почвах?

139. Каковы главные условия усиления миграции металлов в почвах?

140. Проанализируйте динамику воздействия антропогенных факторов
на биогеохимические процессы в почвах.

141. Проанализируйте деформацию глобальных, региональных и локальных биогеохимических циклов в результате производственной деятельности человеческого общества.

142. Какие глобальные проблемы возникают в результате включения в природный цикл углерода масс СО2 индустриального происхождения?

143. Каковы последствия техногенной эмиссии диоксида серы? Какие
территории подвержены «кислотным дождям» и где это явление
отсутствует?

144. Охарактеризуйте основные элементы структуры земной коры.

145. Перечислите основные породообразующие минералы.

146. Перечислите основные особенности условий образования горных пород.

147. Что понимается под термином «почвообразование»?

148. Охарактеризуйте основные механизмы почвообразования.

149. Перечислите механические элементы почвы.

150. Дайте определение «почва».

151. Охарактеризуйте составные части почв: почвенный раствор, почвенный воздух и твердую фазу почв.

152. Укажите основные различия между органическими остатками и гумусом.

153. Перечислите принципы разделения веществ, составляющих гумус.

154. Какие неспецифические органические вещества поступают в почву
с остатками растительного происхождения?

155. Расшифруйте понятие «органоминеральное соединение».

156. Перечислите виды поглотительной способности почв. Какой показатель может охарактеризовать кислотность или щелочность почв?

157. Назовите основные источники ионов водорода в почвах.

158. Охарактеризуйте основные источники и пути трансформации соединений фосфора в почвах.

159. Какие глобальные проблемы связаны с чрезмерным использованием азотных удобрений? Приведите уравнения соответствующих химических реакций.

160. Какие факторы определяют оптимальное значение рН почвы?

161. Какие вещества можно использовать для раскисления почв?

162. Какие методы физико-химического анализа можно использоватъ при исследовании почв? Какую информацию при этом можно по­лучить?

163. Что такое ионизирующее излучение?

164. Чем отличаются фотонное и корпускулярное излучения?

165. Какие виды фотонного излучения вы знаете?

166. Какие виды корпускулярного излучения вы знаете?

167. Чем отличаются первичное и вторичное ионизирующее излучение?

168. В каких единицах обычно измеряют энергию ионизирующих частиц?

169. Дайте определения понятий: поток ионизирующих частиц, плотность потока ионизирующих частиц, поток энергии ионизирующего излучения, плотность потока энергии ионизирующего излучения, поглощенная доза излучения, мощность поглощенной дозы излучения, эквивалентная доза, эффективная эквивалентная доза, коллективная эффективная эквивалентная доза, радиационный риск. В каких единицах измеряются эти величины?

170. Чем отличаются протоны от нейтронов? Из чего складывается массовое число нуклида? Что такое изотопы, изобары и изотопы? Приведите примеры. Приведите пример «генетической» связи между последовательно распадающимися нуклидами

171. Что такое активность, постоянная распада, период полураспада, среднее время жизни? В каких единицах измеряются эти величины? Какие частные случаи последовательного радиоактивного распада могли иметь место и соотношение каких величин определяет каждый из этих случаев? Какие существуют виды радиоактивного распада?

172. Каковы основные естественные источники ионизирующих излучений в окружающей среде?

173. Что такое «радиоактивные ряды», какова их роль в образовании ионизирующих излучений на нашей планете.

174. Какие радионуклиды вносят основной вклад в ионизирующее излучение на Земле?

175. Каковы основные антропогенные источники ионизирующих излучений в окружающей среде?

176. Какие явления обусловливают возникновение природного радиоактивного фона? Вам необходимо выбрать конструкционный материал космического аппарата для полетов в области радиационных поясов Земли. Какие данные вы запросите и почему?

177. Необходимо выбрать наполнитель для строительных материалов.
Варианты: зола ТЭЦ, шлаки фарфорового производства, шлаки
комбината цветных металлов. Ваше решение? Какие дополнительные сведения необходимо запросить?

178. Почему определение возраста по12С неприменимо к относительно
молодым материалам биогенного происхождения?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.