Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечивающей нормальные для данной общности доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах




Почему местное хозяйство рассматривается как основной элемент национальной и региональной экономики и в то же время как самостоятельное, автономное, “единичное” экономическое пространство? Во-первых, потому, что взаимодействие между его субъектами принимает форму непосредственно-личностного контакта (трудоустройство, удовлетворение потребностей конкретных живых людей).

Во-вторых, мировой и отечественный опыт показывает, что далеко не всегда национальные экономические интересы и мотивы поведения крупных фирм совпадают с потребностями и интересами местных сообществ. Поэтому местные сообщества должны использовать имеющиеся человеческие, природные, социальные и институциональные ресурсы для создания самостоятельной экономической системы, ориентированной на решение местных проблем.

В-третьих, роль местного правительства существенно отличается от той роли, которую играют в национальной и региональной экономике соотвествующие государственные структуры. В рыночной экономике по своему экономическому поведению местное правительство ближе к правлению корпорации (акционерного общества), чем административному органу власти.

Мы уже говорили, что местное хозяйство означает прежде всего взаимодействие между его тремя основными субъектами, которыми являются домохозяйства, предприниматели, местное правительство.

1.1.Характеристика домашнего хозяйства. В общей экономической теории под домашними хозяйствами понимают конечных потребителей национального продукта. В эту экономическую категорию часто включают, кроме собственно семей, также и некоторые организации, не занимающиеся производственной деятельностью: партии, профсоюзы, церковь. Действительно, домохозяйства являются потребителями конечного продукта, производимого предприятими. Однако этот подход очень ограниченно трактует роль домашнего хозяйства, поскольку в основу определения положен критерий участия в товарном производстве и обмене. Внимание акцентируется на том, что отношения внутри самого домашнего хозяйства не принимают товарную форму.

С точки зрения теории развития местного сообщества при таком подходе выпадает самая важная (социальная) характеристика домохозяйства/семьи как создателя человека для общества (как создателя не только экономического человека - homo economicus, но homo universalius — не столько потребителя, сколько созидателя, творца). Семья это та среда, где в непосредственном общении с близкими людьми формируется не абстрактный, а конкретный человек с вполне определенной системой ценностей и жизненных установок, с определенными способностями и умениями. Большинство экономических теорий обходит вопрос о роли домашнего труда в создании национального дохода и национального богатства. Конечно, он полезен, но его вообще как бы нет в экономике. Это было характерно особенно для советской экономической мысли. Часы многолетней учебы детей и юношества дескать благодеяние государства, содержащего школы, колледжи и университеты. Домашняя работа матери или отца — это их сугубо личное дело. Это не рабочие часы, единственно важные для государства и общества.

Международная статистика также не включает домашний труд в валовой национальный продукт. Хотя по некоторым оценкам “годовая продукция” семей, например в США, составляет по меньшей мере 1/3-1/2 валового национального продукта.

На самом деле, каким будет человек, — это во многом зависит от того, чем располагает семья (ее финансовое состояние, дом, традиции, семейная культура и другие условия жизни). В конечном счете благосостояние семей является решающим фактором развития общества.

В условиях информационного общества главной формой завершенных капиталовложенй общества являются капиталовложения в человека. Инвестирование средств и труда в воспитание последующего поколения, связанное с развитием его потребностей и способностей к труду, определяет динамику рынков сбыта, производственных возможностей, национального дохода и уровня жизни общества.

Объем и качество этих инвестиций прежде всего зависит от состояния семьи, не только материального, но и складывающихся в семье отношений.

Какова роль семьи в развитиии производства товаров и услуг? Домашнее хозяйство является основой развития системы духовного производства, индустрии общественной культуры. Во-первых, качества, вырабатываемые высокой культурой быта и отношений в семьях, формируют “объект труда” для эффективной деятельности учителя, врача, писателя, артиста и т.д. Во-вторых, семья формирует главного субъекта освоения духовного богатства, активного потребителя “всей продукции” индустрии культуры, чьи потребности определяют стандарты ее деятельности, ее динамизм и трансформацию.

Домашнее хозяйство/семья оказывает решающее воздействие и на развитие сферы материальных услуг (коммунально-бытовых, транспортных, общественного питания и т.д.)

Во-первых, семьи сами в огромных масштабах наладили внутреннее нетоварное производство этих материальных услуг. Для этого, например, в США используется семейная собственность в 9500 млрд.долл. (1985г.), что просто несопоставимо с основными фондами, действующими во всей индустрии общественной культуры, и в сфере материальных услуг. Несопоставимы и затраты труда, поскольку по ряду оценок затраты домашнего труда (даже без учета труда учащихся) превосходят все затраты труда на производство. В течение года создается примерно такой же “неформальный национальный доход” (Yinf), как и формальный, который учитывается статистикой (Yf).

Конечное распределение Yinf можно показать формулой:

Ainf + Pinf+Cinf,

где Ainf — аккумуляция стоимости вновых контингентах молодежи;

Pinf — восстановление сил тудящихся поколний (вновь и вновь выходящих нарынок труда);

Cinf конечное потребление остального населения (пенсионеры и др.)[3]

Кроме того, немалая часть труда вкладывается в восстановление или развитие материальной семейной собственности. Однако это накопление в конечном счете вновь распадается на три отмеченные части.

Во-вторых, развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежд запросы к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение и канализация. различный ремонт и т.д.).

В-третьих, высокая культура быта повысила стандарты качества и сложность материальных услуг (условия проживания и обслуживания в гостиницах, пансионатах, культура питания, качесто ремонта и т.д.). А это вызвало массовый спрос на культурного и квалифицированного работника сферы услуг, подняло издержки и цены предоставляемых услуг.

Наконец, само развитие домашних хозяйств поставило и конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве.

Схема 1.

 

       
 
   
 

 

 


  Семьи   Развитие потребностей в услугах  
Производство техники для домохозйств
  Семьи     Производство услуг в домохозяйствах
Производство техники для сферы обслуживания
Производство бытовых услуг
 
Вторая половина двадцатого века отмечена двумя волнами социальных нововведений, связанных с качественными изменениями “сервисной функции”общества. Речь идет о двух крупных структурных сдвигах в экономике: первый (1950-60-е годы) связан с активным развитием отраслей обслуживания, как следствия процессов развития автоматизации в машиностроительных отраслях; второй — с процессами информатизации в 80-е годы. Многие исследователи подчеркивают связь этих двух волн социальных нововедений с научными открытиями века. К сожалению социальные нововведения не затронули основную часть населения планеты, что можно объяснить неразвитостью потребностей семей и низким платежеспесобным спросом населения, характерными для большинства стран мира.

Важным условием роста потребления домашних хозяйств является развитие кредита: потребительского, ипотечного и др.

Этот огромный выигрыш в скорости процесса (когда молодая семья, обзаведясь детьми, сразу же обеспечивает им культурный быт) достигается ценой высоких процентов по кредиту. Что это значит, хорошо видно на примере жилищного (ипотечного) кредита. При покупке односемейного дома в 80 тыс. долл (еще недавно средняя цена) с рассрочкой выплаты 30 лет при 9% годых семья уже в конце 80-х годов должна была ежемесячно выплачивать около 650 долл., при 10% — 717 долл. За весь 30-летний период ее взносы при 10% годовых составят около 260 тыс. долларв, то есть на каждый доллар кредита потребитель должен вернуть два с половиной доллара. И это не считая страховых взносов, налогов на имущество в пользу местных органов власти, расходов на ремонт и т.д. При этом банк почти ничем не рискует, поскольку при просрочке взносов присваивает себе и дом, и участок.

Кредитные отношения охватывают всю сферу потребления населения, что означает капитализацию финансовой системой части будущего прироста стоимости рабочей силы. В результате расширяются массовые рынки сбыта и обеспечивается устойчивая динамика всего производства.

Таким образом, семья\домохозяйство является не только потребителем производимых в обществе товаров и услуг, но главным субъектом отношений, определяющим само существование и развитие экономики. В развитых странах четко просматриваются импульсы, которые дают потребности домохозйств развитию экономики:

Во-первых, семьи накапливают товары длительного пользования, необходимые для ведения домашнего хозяйства, страховые и иные полисы на огромные суммы.

Во-вторых, в результате гигантски увеличиваются активы и обороты банковской системы — ипотечных, коммерческих банков и страховых пенсионных фондов и т.д.

В-третьих, высокого уровня достигает цена земли в районах и целых странах, где растут вложения в домохозяйства, в “человеческий фактор”. И дело здесь в изменении его реальной ценности, а не в спекуляции.

В-четвертых, резко возрастает прибыльность и курс акций фирм, создающих производственные коллективы из сложной и особенно — научно-технической рабочей силы. И здесь закономерность устойчивого “отрыва” курса акций от балансовой стоимости производственных мощностей можно понять только с учетом накопления “человеческого капитала” фирм, их достижений и перспектив.

1.2. Характеристика предпринимательского сектора. Общая экономическая теория относит к предпринимательскому сектору всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. В эту категорию включаются промышленные и торговые фирмы, сельскохозяйственные и ремесленные предприятия, банки и другие кредитные институты и т.д. К этой категории относят как крупные корпорации, так и индивидуальных предпринимателей, как частные фирмы, так и государственные и муниципальные предприятия.

Конечно, прибыльность (или убыточность) предприятий, действующих в местной экономике, имеет принципиально важное значение, поскольку по крайней мере часть налогов на предприятия и отчислений от их деятельности являются важным источником пополнения местного бюджета.

Однако прибыльность является не единственным и нередко не самым главным, определяющим роль того иного предприятия в жизни местного сообщества. Можно назвать несколько не менее важных факторов, по которым судят о значении предприятия в социально-экономической жизни местного сообщества.

Критерий занятости. В рыночной экономике обеспечение занятости населения является одной из самых насущных проблем. В связи с этим при оценке значимости предприятия для удовлетворения потребностей членов местного сообщества в работе наиболее важными являются вопросы:

* сколько рабочих мест создает предприятие?

* насколько стабильны создаваемые рабочие места?

* с какими затратами для местного сообщества связано создание одного рабочего места на данном предприятии?

Поэтому в зависимости от ситуации на местном рынке труда различным может быть и выбор, который делают местные правительства. Так, в “бедных” местных сообществах, где высок уровень безработицы, предпочтение скорее всего будет отдано предприятию с трудоемким производством и не требующим больших затрат на его организацию.

Критерий качества рабочих мест. Рабочие места, создаваемые на предприятиях, принято делить на “хорошие” и “плохие”. Понятие “хорошие рабочие места связано прежде всего с уровнем заработной платы, более высоким по сравнению с средним уровнем заработной платы в конкретном местном сообществе. Это понятие включает также привлекательность, престижность выполняемой работы, условия труда, стабильность рабочего места. Соответственно “плохие” рабочие места обеспечивают минимальные заработки, связаны с неуверенностью человека в сохранении работы и т.д.

Поэтому с точки зрения местного сообщества привлекательнее выглядят те предприятия, которые при прочих равных создают относительно больше “хороших” рабочих мест.

Критерий связи предприятия с местной ресурсной базой. Разные предприятия в различной степени используют местные природные и человеческие ресурсы. В зависимости от этого различается роль предприятия в поддержке и развитии экономической активности населения местного сообщества. Особенно важным является вопрос: как связаны имеющиеся или создавамые на предприятии рабочие места с квалификационными характеристиками местной рабочей силы? Нередко случается, что вопрос о строительстве предприятия решается без учета действительных потребностей людей, нуждающихся в работе, а необходимая рабочая сила вербуется за пределами местного сообщества. Подобные предприятия мало что дают для решения проблем местного сообщества в области занятости и доходов. Кроме того, возникают новые проблемы, связанные с изменением психологического климата, сложившегося в местном сообществе.

Например, сегодня, когда в связи с существенным сокращением сельскохозяйственного производства, многие трактористы и шоферы теряют работу, в одном из районов Краснодарского края по инициативе Центра занятости была открыта школа подготовки кадров именно по этим специальностям.

Критерий вписанности предприятия в структуру местной экономики. Этот критерий связан с предыдущим. Однако здесь акцент делается на развитость связей вновь создаваемого прдприятия с действующими предприятиями, и следовательно его влияние на экономическую активность в местном сообществе. В случае, когда новое предприятие выступает в качестве потребителя товаров и услуг местного производства или выпускает товары для внутреннего рынка, то это создает дополнительные стимулы для расширения деятельности других предприятий, как в сфере производства, так и торговли.

Иное дело, когда фирма использует местное сообщество как пространство для размещения производства, в лучшем случае используя часть природных ресурсов или вывозит продукцию за пределы местного сообщества. В этом случае эффект от его предпринимательской деятельности значительно ниже, чем в первом случае. Кроме того, слабая связь с меcтной экономикой создает предпосылки для более легкого решения вопроса о переводе предприятия в другое место, что может создать серьезные проблемы в сфере занятости, доходов местного бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.