Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьянское (фермерское) хозяйство одна из форм рационального хозяйствования




Первичным звеном сельского хозяйства является крестьянское хозяйство.

Крестьянское хозяйство – это добровольное семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельскохозяйственное производство, носящее товарный характер. Основано главным образом на личном труде крестьянина и членов его семьи. Главой крестьянского хозяйства является один из членов семьи (глава), трудоспособного возраста, имеющий необходимую профессиональную подготовку, систематически занятый в хозяйстве, для которого оно является основным местом работы.

Крестьянское хозяйство является равноправной и самостоятельной формой хозяйствования на ряду с кооперативными, государственными формами хозяйствования. Оно самостоятельно определяет направление своей деятельности, структуру и размеры производства, каналы реализации продукции, выбирает себе партнеров по совместной деятельности.

Экономические отношения с другими предприятиями и организациями осуществляется на основе договоров и торговых операций.

Вмешательство государственных организаций запрещено законом.

Государству предоставляется право контролировать крестьянское хозяйство в области землеустройства, ОТ, пожарной охраны, борьбы с заболеваниями и вредителями растений и соблюдение законов об охране природы.

Крестьянское хозяйство отвечает по своим обязательствам текущими доходами и имуществом.

Право на организацию крестьянского хозяйства имеет любой гражданин страны, имеющий желание, обладающий знаниями, имеющий практический опыт работы или прошедший специальную подготовку.

Крестьянскому хозяйству выделяют в пожизненное пользование (100 га) или а аренду земельные участки, земель колхозов, совхозов или из государственного запаса. Землепользование является платным. Плана на землю взимается с крестьянского хозяйства в формах земельного налога или арендной платы определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.

Наряду с землей крестьянское хозяйство может иметь в частной собственности жилой дом, хозяйственные постройки, скот, птицу, технику и т.д.

Крестьянское хозяйство может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Крестьянское хозяйство облагается налогом, оно может страховать на добровольной основе имущество, посевы, имеет право приобретать технику, удобрения, на получение кредита. Крестьянское хозяйство обязано предоставлять органам статистики предусмотренную для него отчетность.

Государственная политика направлена на укрупнение фермерских хозяйств, т.к. в крупных хозяйствах не только земля но и другие ресурсы используются лучше: на 100 га здесь в среднем расходуется техники и труда в 4-5 раз меньше.

Анализ деятельности разных по размерам предприятий стран мира показывает неоспоримые преимущества крупного производства. Так, мелкие фермеры США, поставляющие 72 % от общего их числа, владеют 29 % земельных угодий, 31 % машин и оборудования, используют 44 % рабочей силы, но производят менее 10 % всего валового фермерского дохода. Эта группа фермерских хозяйств использует землю и технику в четыре раза, а рабочую силу в 7 раз хуже, чем остальные фермеры.

В Республике разработана программа государственной поддержки фермерских хозяйств.

С 1994 года фермерским хозяйствам из фонда поддержки выделяется беспроцентная ссуда на производственное строительство (до 50 % сметной стоимости) со сроком погашения 5 лет.

Принятое в 1995 году положение «О республиканском фонде поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств» предусматривает выдачу ссуд на закладку мн. Насаждений (до 80 % стоимости), приобретение зерноуборочной техники и оборудования по сушке зерна (до 100 % стоимости).

В 1998 году вышел указ президента РБ о мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки. Согласно ему:

- выделять до 100 га земельный участок, не требующий затрат на первичное обустройство;

- разрешать государственным формам собственности и рекомендовать колхозам передавать в аренду здания, сооружения с последующим их выкупом. Дана отсрочка арендной платы на 3 года;

- Совету министров было предписано предусмотреть выделение кредитов с выплатой, начиная со 2 года но в качестве залога (урожай, скот).

В ближайший перспективе основным источником кредитования останутся программы целевого кредитования.

На 1.01.2002 г. в Республике Беларусь насчитывалось 2536 крестьянских (фермерских) хозяйств. За ними закреплено примерно один процент всех сельскохозяйственных угодий. Средний размер земельного участка приходящегося на 1 хозяйство - 30 га, в т.ч. сельхозугодий 26,2 га. от 1 до 5 га земли имеют 18 % фермеров, 5-10 га –12,3 %, 10-20 га – 19,3 %, 20-50 га – 34,2 %, свыше 50 – 16,2 %. В США средний размер фермерского хозяйства 200 га. Всего 2 млн. фермерских хозяйств. 35 % хозяйств от общего их числа имеют стоимость товарной продукции 5 тыс $. Это любительские хозяйства. Они убыточны. 65 % имеют товарной продукции свыше 100 тыс $.

Начиная с 1995 года численность фермерских хозяйств сокращается. За 1999 год их численность сократилась на 700 хозяйств, за 2000 – на 51 хозяйство, за 2001 – на 64 хозяйства.

В Республике Беларусь на 1.01.2007 г. насчитывалось 2101 хозяйств, в Витебской области - 375 хозяйств.

 

Фермерские хозяйства Витебской области занимают 13 % всех сельскохозяйственных угодий, 1,6 % пашни, 1,3 % посевных площадей. Производят 0,32 % скота и птицы в живом весе, 0,47 % молока, 1,3 % зерна, 1 % картофеля, 1,7 % овощей от общего объема производства. Они содержат 0,4 % поголовья всего крупного рогатого скота, 0,3 % - свиней, 0,6 % -лошадей. Доля производства основных видов продукции фермерскими хозяйствами очень мала. Один фермер США способен обеспечить прожиточный минимум более 60 человек. В РБ – в 5-6 раз меньше. Основная причина сдерживающая развитие фермерского хозяйства – ограниченные финансовые возможности, не позволяющие обустроить, обзавестись техникой.

 

Основные направления р азвития крестьянских (фермерских) хозяйств

Придавая важнейшее значение развитию крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо:

обеспечить развитие в каждой области 100 — 150 крестьянских (фермерских) хозяйств, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства;

содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями;

обеспечить совершенствование законодательства о крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан, в том числе в области имущественных и земельных отношений.

Для поддержки личных подсобных хозяйств граждан предусматривается:

создать в агрогородках коммунально-бытовые структуры для оказания услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур и уборке урожая, заготовке кормов, обеспечению топли­вом, реализации выращенной продукции;

ввести льготный механизм налогообложения юридических.лиц, оказывающих помощь сельскому населению по ведению личного подсобного хозяйства, удешевлять за счет местных бюджетов предоставляемые ими услуги;

обеспечить безопасность жизнедеятельности, защиту от пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

обеспечить потребность граждан в сенокосах и пастбищах для содержания личного скота;

вовлечь в севооборот сельскохозяйственных организаций сельскохозяйственные земли населенных пунктов и земельные уча­стки граждан в целях смены предшественников сельскохозяйственных культур, борьбы с вредителями и болезнями растений;

расширить предоставление банками кредитов гражданам для приобретения скота, семян сельскохозяйственных культур, инвентаря и других целей;

проводить мероприятия по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных и пчел, находящихся в личных подсобных хозяйствах граждан;

оказывать гражданам помощь в реализации сельскохозяй­ственной продукции, произведенной в личных подсобных хо­зяйствах, прежде всего через организации Белкоопсоюза, а также посредством создания торговых мест на рынках, оборудо­ванных в соответствии с техническими требованиями для ее продажи;

организовать производство тракторов мощностью 12 — 18 л. с. и малогабаритной техники для выполнения сельскохозяйствен­ных работ в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан.

10. Личное подсобное хозяйство: понятие, функции. Роль ЛПХ в увеличении производства продукции сельского хозяйства.

Личные подсобные хозяйства колхозников, рабочих стали возникать в 30-е годы в связи с массовой коллективизацией. В течение длительного времени крестьяне не были хозяевами не только в общественном производстве, но и в ЛПХ. Значительную часть продукции крестьяне должны были «сдать» государству. К примеру, каждый двор обязан ежегодно поставлять 40-60 кг мяса, 100-280 л молока, а также яиц, шерсти, картофеля.

Функции ЛПХ:

1. ЛПХ способствует увеличению продовольственного фонда страны. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции на частный сектор приходится 90 % картофеля, 85 % овощей, 40 % молока, 25 % мяса, 10 % зерна. Чтобы удержать потребление продуктов питания без ЛПХ нужно было бы удвоить посевные площади, на 30 % увеличить поголовье скота, а совокупные затраты на производство продукции на 30-35 %.

2. Развитие ЛПХ повышает денежные доходы и жизненный уровень населения.

3. Через ЛПХ вовлекают в производство продукции дополнительные плодовые ресурсы. На долю всех трудозатрат до 8 % приходится на пенсионеров и женщин.

4. Развитие ЛПХ содействует интенсивному землепользованию и культивации земель.

5. Развитие ЛПХ поддерживает уровень товарности общественного производства.

6. Развитие ЛПХ уменьшает размеры капитальных вложений в общественное производство.

7. С развитием ЛПХ снижаются миграционные процессы сельского хозяйства.

8. ЛПХ преподают детям первые уроки производственного труда на земле.

За последние 10 лет ЛПХ сократили продажу продукции хозяйствам в 4 раза.

Трудности:

1. Производство продукции в ЛПХ трудоемко. На 1 голову крупного рогатого скота в ЛПХ затрачивается в 2,5-3 раза больше труда, чем в общественном производстве, а на возделывание сельскохозяйственных культур в 7 раз.

2. Мало выпускается средств малой механизации. Их дороговизна.

3. Проблемы с обработкой земли, заготовкой кормов, т.к. износ техники в общественном секторе составил более 70 % и они не в состоянии своевременно оказать помощь ЛПХ.

4. Сбыт продукции проблематичен. Государство слабо выделяет кредиты на закупку молодняка и другой продукции у населения. Хозяйства рассчитываются за продукцию с ЛПХ несвоевременно.

Для комплексного развития ЛПХ и повышения их товарность необходимо:

- обеспечить потребности хозяйств в высокоурожайных сортах семян зерновых, овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур;

- увеличить продажу им молодняка и птицы с последующим обеспечением кормовыми ресурсами;

- обеспечить выделение высокопродуктивных земельных участков для сенокошения и выпаса скота;

- оказывать помощь в высококачественной обработке почвы, заготовке кормов;

- улучшить ветеринарное обслуживание животных, находящихся в собственности граждан;

- обеспечит проведение по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных;

- осуществлять встречную продажу комбикормов за закупаемую у населения на договорной основе сельскохозяйственную продукцию;

- расширять сеть стационарных и передвижных пунктов по закупке у населения продукции животноводства и растениеводства;

 

ТЕМА 2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПУТИ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.