Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка конкурентоспособности продукции




Понятие конкуренции, ее виды и методы.

 

Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться внимания к своей продукции и получения максимальной прибыли.

Однако нужно иметь ввиду, что возможности рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии решить все социально-экономические проблемы общества. Если мы признаем конкуренцию, то надо быть готовым к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу.

Как определить, какое положение занимает на рынке производитель: монополист он или нет?

В соответствии с индексом Харфинала-Хиршмана безопасным с точки зрения монополизации является рынок, который состоит из 10 и более конкурентных фирм, при этом доля крупного из них не более 31% объема продаж, двух –44%, трех – 54%, четырех – 64%.

В целях создания условий для развития конкуренции в Республике Беларусь принят ряд законодательных актов.

В маркетинге различают 3 формы конкуренции

1. Функциональная – возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разными способами. Могут ли конкурировать между собой лодки и велосипеды, лодки и автомашины? Например, для занятия для занятия туризмом – лодки, велосипеды, автомашины и т.д. Поэтому эти товары конкурируют друг с другом.

2. Видовая конкуренция – возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-либо существенно важным характеристикам. (Различные магнитофоны, компьютеры).

3. Предметная конкуренция – в результате выпуска идентичных товаров, различающихся только качеством изготовления (радиоприемники, автомобили).

В предпринимательской практике, кроме того, существуют и недобросовестные формы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, переманивание специалистов и т.д.

Выделяют два основных метода конкуренции:

1. Ценовой метод – на приблизительно одинаковые по качеству товары имеются различные цены. Успех принадлежит фирме с низкой себестоимостью продукции.

2. Бесценовой метод – повышение качества, технического уровня продукции. На современном этапе развития является основным методом конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью двух групп показателей: рентабельность продукции и эффективность использования ресурсов.

 

Рентабельность продукции – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. (Способность товаров быть обмененными на деньги).

Общие правила оценки конкурентоспособности продукции следующие.

 

  Изучение рынка   Сбор данных о конкуренте   Запросы потенциальных покупателей
           
    Формулирование требований к изделию   Анализ проекта, оценка стоимости, определение емкости рынка и перспектив сбыта
         
  Определение целей анализа конкурентоспособности        
         
    Определение перечня параметров, подлежащих оценке    
     
         
         
         
  Выбор базы сравнения     Анализ нормативных параметров. Расчет показателя конкурентоспособности по нормативным параметрам
           
  Определение показателя конкурентоспособности по техническим параметрам   Определение показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам   Анализ цены потребления
         
  Расчет интегрального показателя конкурентоспособности  
       
  Вывод о конкурентоспособности  
       
Разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат  
                                     

 

Рис. 1. Схема оценки конкурентоспособности товаров

 

Изучение рынка   Сбор данных о конкурентах   Запросы потенциальных покупателей
       
Формулировка требований к изделию  
       
Анализ цены потребления   Определение перечня параметров, подлежащих оценке  
       
Экономические параметры   Технические параметры   Нормативные параметры
       
Определение единичных показателей по экономическим параметрам   Определение единичных показателей по техническим параметрам   Определение единичных показателей по нормативным параметрам
       
Определение группового показателя конкурентоспособ-ности по экономическим параметрам   Определение группового показателя конкурентоспособ-ности по техническим параметрам   Определение группового показателя конкурентоспособ-ности по нормативным параметрам
       
  Расчет интегрального показателя конкурентоспособности  
       
Разработка мер по повышению конкурентоспособности и ее оптимизация с учетом затрат  
                     

 

 

Рис.1. Схема оценки конкурентоспособности товаров

 

1. Выбор и анализ рынка для реализации товара.

2. Изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров.

3. Выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы.

4. Определение перечня параметров, подлежащих оценке

- экономические (себестоимость, цена покупки, цена потребления, сроки гарантии)

- технические (конструктивные параметры, мощность вигателя)

- нормативные (надежность, долговечность, ресурс работы, а также

эргономические параметры, которые характеризуют удобство работы (гигиенические, физиологические—шум, запыление, загазованность, температура)

5. Расчет единичных, групповых и интегрального показателя конкурентоспособности

6. Выработка товарной политики предприятия относительно данного вида товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.