Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 Рынок несовершенной конкуренции




1. Характеристика рынков несовершенной конкуренции.

2. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции.

3. Показатели монопольной власти.

4. Антимонопольная политика.

1. Под НК понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. НК подразделяется на 3 типа:

1)монополистическая конкуренция, которая характеризуется признаками:

а) наличие множества независимых продавцов и покупателей;

б) разнородная, дифференцированная продукция, предложенная конкурентными фирмами, причем продукты могут отличаться друг от друга по одному или ряду свойств;

в) относительно свободный вход на рынок и выход из него;

г) совершенная информированность продавцов;

д) возможность влияния на ценообразование, но в довольно узких пределах.

3) олигополия - рыночная структура, при которой в реализации какого – либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Олигополитические рынки обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей, это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок;

г) фирмы в отрасли осознают свою зависимость, поэтому контроль за ценами ограничен, только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара;

4) Монополия – тип рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара. Чистая монополия характеризуется следующими чертами:

а) одна фирма и много покупателей;

б) отсутствие товаров заме6нителей;

в) отсутствие свободы выхода на рынок, т. е. Существуют практические непреодолимые барьеры на входе, к которым относятся:

· Экономия от масштаба;

· Правовые ограничения:

- патенты;

- лицензия;

- тарифы;

- квоты

- высокие издержки входа;

- собственность на важнейшие виды сырья.

 

г) фирма монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как рыночную реальность.

2. Поведение фирмы монополиста обусловлено не толь потребительским спросом и предпринимательским доходом, но и издержками производства. Для монополии кривая спроса является убывающей, а кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса и ее наклон составляет половину угла наклона кривой спроса.

P

 
 

 

 


MR Д Q

В краткосрочном периоде фирма монополист извлекает максимальную прибыль в том случае, когда объем выпуска таков, что MR = MC (предельный доход равен предпринимательским издержкам), цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска и превышает средние издержки.

P MC MC

ACm

Pm AC Pm AC

ACm

MR Д MR Д

Qm Q

При данной цене и объеме производства фирма монополист извлекает на единицу продукции прибыль Pm – ACm. Общая экономическая прибыль равна(Pm – ACm)* Qm. (Qm - объем). Если спрос и предельный доход от блага постоянной фирмой монотонно понижается, то извлечение прибыли невозможно.

Т. о., обладание монопольной властью не гарантирует положительной экономической прибыли, как и в случае совершенной конкуренции.

 
 


MC

ATC

AC

 

MR Д

Когда фирма монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыли, она находится на уровне самоокупаемости.

MC

AC

Acm=Pm

MR Д

Qm

В долгосрочный период увеличивается объем производства до тех пор, пока не будет выполняться равенство MR = <MC (< - долгосрочный). Если при этой цене монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, т. к. в противном случае экономические прибыли ликвидируются.

3. 1) индекс и коэффициент концентрации.

Пусть в отрасли функционируют фирмы, объемы выпуска которых qi, где I = 1…n ранжируя от большего к меньшему. Объем выпуска отрасли в целом составит, а рыночная доля I – й фирмы равна Si = qi / Q соответственно. Обратная величина n числу фирм в отрасли 1/n представляет собой индекс концентрации. Он ранжирует отрасли от большего уровня концентрации к меньшему, но не учитывает размер фирм в отрасли, что определяет ограниченность применимо данного индекса. Коэффициент концентрации применяется более широко. Он рассчитывает как сумма рыночных долей первых n крупных фирм, функционируют на рынке.

Главный недостаток данного коэффициента – условность выбора параметра.

2) Индекс Лернера.

Монополистическая власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы. Опираясь на это положение, Лернер предложил следующий индекс

АС – средние издержки

Е – эластичность спроса на продукцию монополиста.

3)Наибольшей популярностью последние десятилетие для характеристики монополистической власти пользуется индекс Херфиндаля – Хиршмана.

При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагают, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополиста. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей.

Iин = S12 + S22 + Sn2,

Где Iин – индекс Х-Х

S1 – удельный вес самой крупной фирмы

Sn – удельный вес наименьшей фирмы в отрасли.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то тогда S1 = 100%, и Iин = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм S1 = 1%, и Iин = 100. Если Iин > 1800, то отрасль монополизирована.

4. В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях.

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках "запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции.

Подчеркнем, что названные ограничения вступают в силу только при наличии "доминирующего положения" одной или нескольких договаривающихся фирм. Согласно российскому антимонопольному законодательству, положение фирм может быть признано доминирующим, только если их доля на рынке соответствующего товара превышает 35%. По мнению многих экономистов, этот критерий (35°%) для определения доминирующего положения на рынке чрезмерно высок что снижает действенность политики демонополизации. Фактически закон предоставляет возможность явно монополистическим структурам, концентрирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара беспрепятственно совершать действия (слияния, соглашения и т.п.), направленные на ограничение конкуренции. Отметим для сравнения что антимонопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых превышает 15%. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10 %.

Решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательской монополии, в странах с развитой рыночной экономикой принимаются исключительно редко. В переходной экономике роль данной формы политики демонополизации намного выше.

При переходе к рынку гипертрофированно высокий уровень концентрации и специализации производства, порожденный спецификой административного отраслевого управления, перестает быть экономически оправданным. Многие гигантские производственные объединения в рамках которых сосредоточивались технологически не связанные и территориально обособленные производители однородной продукции, могут быть разукрупнены без потери в экономической эффективности Разукрупнение таких объединений позволило бы существенно снизить степень монополизации рынка в переходной экономике. Заметим в этой связи, что Антимонопольному комитету Российской Федерации предоставлено право принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.

Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные льготы, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.