Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование деятельности предпринимательских монополий




Традиционным объектом регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне — систему водо- и газоснабжения телефонную связь, общественный транспорт и т.п.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных, рынках, например в отраслях с олигополистической структурой. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм. В этих целях, например, антимонопольное законодательство России запрещает действия предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке, направленные на ограничение конкуренции. Запрещаются, в частности, любые формы дискриминации контрагентов, навязывание им условий сделки, не относящихся к предмету договора, создание препятствий для доступа на рынок других фирм, изъятие товаров из обращения с целью повышения цен.

В переходной экономике применяется также ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Оно осуществляется различными методами. Например, посредством установления твердых фиксированных цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену. Предприятиям — монополистам могут также централизованно устанавливаться нормативы изменения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.

В России на первых этапах реформы для предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке какого-либо товара, как правило, устанавливались предельные нормативы рентабельности в цене этого товара. При данном методе регулирования, если отношение прибыли к себестоимости в цене товара превышает установленный норматив, к предприятию-нарушителю предъявляются жесткие штрафные санкции. В краткосрочной перспективе такой подход способен препятствовать монополистическим тенденциям к повышению цен и сокращению предложения товаров. Однако в длительной перспективе явственно обозначиваются отрицательные черты, присущие рассматриваемому методу ценового регулирования. Предельный норматив рентабельности устанавливает прямую пропорциональную зависимость между прибылью и себестоимостью товара. Поэтому предприятие-монополист заинтересовано не в снижении, а, наоборот, в повышении издержек на свою продукцию с целью увеличения прибыли. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и может привести к столь значительному росту себестоимости, а соответственно, и товарных цен, что они превысят тот уровень цен, который сложился бы без ценового регулирования. Такую ситуацию иллюстрирует график на рис. 1, где D кривая спроса на продукцию монополиста; МR. — кривая предельного дохода монополиста; АС1 — кривая средних издержек (себестоимость единицы продукции плюс прибыль в соответствии с предельным нормативом рентабельности) в краткосрочной перспективе; МС — кривая предельных издержек в краткосрочной перспективе; Р1, Q1 — цена и объем предложения, которые сложились бы, если бы предприятие-монополист вело себя, как совершенный конкурент; РЗ, Q3 — цена и объем предложения, которые обеспечивают монополисту текущую прибыль. Это максимально возможный уровень цен и минимально возможный объем предложения монополиста в краткосрочной перспективе без ценового регулирования; Р2, Q2 цена и объем предложения в краткосрочном периоде при установлении предельного норматива рентабельности в цене.

Цена P

издержки AC2

P4 P3 MC AC1

Рис 1. P2P1

MR D

Q4 Q3 Q2 Q1 Q

Ценовое регулирование (Рис 1.) предпринимательской монополии посредством предельного норматива рентабельности.

Стремясь максимизировать прибыль при наличии предельного норматива рентабельности, предприятие-монополист постепенно повышает издержки на производство продукции. На графике это показано посредством сдвига кривой средних издержек (себестоимость плюс прибыль в соответствии с предельным нормативом рентабельности) в положении АС2. Соответственно в длительной перспективе регулируема цена повышается до Р4, а объем предложения сокращается до Q4.

Учитывая негативное влияние метода предельных нормативов рентабельности на динамику предложения, издержек и цен, видимо, лучше использовать иные методы ценового регулирования. Отметим, однако, что каким бы методом мы не пользовались, централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.