КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика производственной деятельности и экономических отношений в отрасли образования
Целесообразность производственной деятельности имеет место при наличии трех элементов – труда человека, предметов труда и средств труда. Отличия сферы образования. Главный фактор учебно-воспитательного процесса – это преподаватели. Характерная черта здесь – это высокая доля затрат квалифицированного труда особых работников – преподавателей. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, который отличается от физического тем, что предметом операционных действий выступает не материальные, а идеальные понятия: знания, информация, умения. Предметом труда служит не вещество, а высшее существо, венец творения природы – сам человек. Объект педагогического воздействия – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с объективными законами. Объект труда работников образования выступает и как субъект учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы. Учащиеся выступают одновременно потребителями образовательных услуг и соучастниками их производства. В этом состоит главная особенность создания этих услуг, в отличие от услуг других отраслей материального производства. Эти услуги только тогда достигают цели, когда учащийся сам затратит труд не только на уроке, но и самостоятельной работы. Средства труда в образовании специфичны. В основу его технологического процесса составляют не логика системы машин, а научно-педагогическая концепция учебного заведения, т.е. конкретно логика, стадийность, потребность творческого труда учащегося, педагогического работника, направляющего и обслуживающего их работу. (Марцинкевич). Учебные заведения всегда были, и будут оставаться сообществом педагогов и учащихся, какие бы модели компьютеров не были созданы. Компьютер всегда останется техническим вспомогательным инструментом в процессе обучения, познания тайн мироздания. (Садовничий).
Материально-техническую базу процесса обучения составляют и вещественные средства труда: здания, оборудование и т.д. Но стержневой составляющей частью образования являются не вещественные средства труда. Это человеческий интеллект как свойство функционирующего мозга, знания, умения, навыки, лежащие в основе образовательных услуг. Усложнение процесса интеллектуального развития можно представить следующим образом, системой элементов интеллектуального процесса развития: восприятие à начальные суждения à представления à понятия (категории) à позиции à концепции à теории à учения. Восприятие является сложным процессом информации обо всем, что окружает: предметах, явлениях, событиях. Через восприятие в нашем сознании отражается реальная действительность, и формируются начальные суждения о ней. С восприятия начинается процесс человеческого познания. На основе восприятия и суждений в голове человека материально закрепляются и развиваются представления. Это образы ранее воспринятых предметов, явлений, событий, которые возникают на базе их припоминания или продуктивного воображения. Восприятие относится только к настоящему, а представления имеют отношение к прошлому и возможному будущему. Из представлений возникают и зарождаются понятия. Это более высокий этап интеллектуальной деятельности, мыслительной способности человека. Понятие представляет собой сложную логически оформленную общую мысль о предмете, явлении. Это одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Наиболее абстрактные, т.е. отвлеченные понятия именуются категориями. Категории выражают наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Каждая наука оперирует со своими категориями. Экономическая наука имеет дело с экономическими категориями, которые выражают разного рода производственные или экономические связи.
Представления и понятия включаются во внутренний аппарат категории позиции. Позиция, или точка зрения человека по тому или иному вопросу является простейшим моментом, но не всегда логически и аргументированно выстроенного мышления. Системные взгляды на явления и процессы, основанные на сравнительно широком по охвату фактов и более близких к истине понятиях и позициях называют концепциями. Концепции обычно развертываются в теории. Фундаментом системных взглядов в целом и по отдельным проблемам служат всесторонне подтвержденные жизнью учения. Учения вбирают в себя минимум научно обоснованных теорий. Экономические отношения в образовании, присущие процессу обучения, менее осязаемы, т.к. услуги преподавателей лишены материально-вещественной формы. Они складываются между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления образовательных услуг. Производство и распределение неразрывно во времени. Но процесс потребления знаний, навыков и умений не заканчивается, а только начинается с момента их приобретения первоначально от преподавателя. Следует выделить два аспекта экономических отношений работников просвещения: внутри самой системы образования и с работниками материального производства других отраслей духовной сферы. Экономические проблемы образования следует рассматривать под углом зрения двух моделей: теории человеческого капитала и концепции экономического образования Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в современных условиях привели к заметному росту уровня квалификации и образования, увеличению интеллектуальных затрат в составе трудовых усилий. Человеческий капитал формируется за счет долговременных инвестиций в человека путем затрат на образование и поддержку рабочей силы на производстве, расходов на охрану здоровья, миграцию и поиска информации о ценах и доходах. Главным результатом экономической отдачи человеческого капитала является прирост зарплаты благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |