КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика образования как учебная дисциплина
Экономика образования как наука Ядром всей системы экономических наук является экономическая теория. Она служит методологическим ключом других экономических наук, вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономические категории и законы. Экономика образования – одна из самых молодых экономических наук, она сложилась позже экономики промышленности и других отраслевых экономик. Предмет экономики образования – наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения культурно-технического уровня населения. Объектом изучения науки экономика образования является своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Субъектом исследования экономики образования выступают люди, которые включены в образовательную трудовую деятельность. Это дети дошкольники, учащиеся школ, студенты различных средних и высших учебных заведений и их родители, воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. В сфере образования по-особому проявляются экономические законы. Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, они удовлетворяют и личность и общество. Проявляется экономическая закономерность в более быстром возрастании потребности в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли этих услуг в ВНП страны. Экономические категории здесь проявляются по-особому. Необычный здесь труд и продукт труда, – образовательные услуги с их особой полезностью. Разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. С учетом производственного аспекта приоритетности сферы образования возникает необходимость эквивалентного обмена образовательных услуг на товарную продукцию других отраслей. Не следует отождествлять экономику образования как науку с экономикой образования как учебной дисциплины. Главную содержательную часть учебной дисциплины составляют научные знания. С другой стороны, и наука не может развиваться без изучения и освоения системы этих знаний подрастающим поколением. Различия между наукой и учебной дисциплиной состоят в том, что они относятся к разным родам деятельности – научной и учебной. Назначение науки – добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Специфическая научная деятельность в области экономики образования направлена на изучение и анализ меняющейся экономической действительности в сфере просвещения. Ее задача – расширить знания о ней, выявлять закономерные тенденции в образовании. Эти исследования надо доводить до определенных выводов и практических рекомендаций, что позволяет образовательным учреждениям успешнее решать экономические проблемы функционирования отрасли в целом и ее составных частей. Как учебная дисциплина экономика образования предназначена передавать добытые научные знания об экономической действительности сферы образования. В рыночной экономике особенно насущной становится проблема знания отрасли не только руководителям учебных заведений и органов образования, но и каждым преподавателем. Содержанием экономики образования как учебной дисциплины являются факты, категории и законы этой науки, отобранные для обучения и приведенные в стройную систему конкретных экономических знаний, способы их применения на практике, а также важнейшие умения и навыки, которыми надо овладеть обучающимся. Курс экономической теории изучается во всех вузах как общеобразовательная дисциплина. В педвузах этот курс должен иметь свою профессиональную направленность, и призван помочь студентам усвоить социально-экономическое своеобразие сферы образования и труда его работников, их место в развитии общественного производства. Коренные изменения произошли в последнее десятилетие в преподавании экономической теории. Центральное место отведено основам рыночной экономики и предпринимательства, маркетингу и менеджменту. Задача курса экономического образования. С освоением курса решаются задачи формирования у студента экономического мышления; приобретаются навыки системного подхода к анализу экономических отношений; повышается уровень профессиональной подготовки студентов педвуза. Изучение курса позволяет решать ряд важных задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для системы образования и для развития науки Экономика образования. Она способствует развитию познавательных способностей студента педвуза. Экономические знания помогают более рационально определять типы учебных заведений, улучшать содержание образования, его формы и методы; совершенствовать механизм оплаты и стимулирования педагогического труда; обновлять программы подготовки и переподготовки кадров; внедрять современные методы управления (менеджмента) в образовательных учреждениях.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |