Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления психологии как науки

Читайте также:
  1. II. Период становления физики как науки (начало ХVII-80 годы ХVII вв.)
  2. А. Колониальная система: основные этапы.
  3. Адміністративна відповідальність в сфері науки.
  4. Адміністративні послуги в сфері науки.
  5. Анализ по Парето включает в себя следующие этапы.
  6. АРХИТЕКТОНИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  7. Бюджетный процесс, его этапы
  8. В методологии науки выделяются такие функции науки, как описание, объяснение, предвидение, понимание.
  9. Великая Отечественная война: основные этапы, итоги и уроки. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны и их роль в победе над фашистской Германией.
  10. Взаимосвязь психологии с другими науками
  11. Виды, типы, этапы карьеры.
  12. Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

На сегодняшний день существует несколько взглядов на проблему «этапности» развития психологии. Отечественный психолог М.С. Роговин утверждал, что можно выделить три этапа в становлении психологии как науки: этапы донаучной психологии, философской психологии и научной психологии.

1. Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми и самим собой);

общественный опыт (представления, обычаи, традиции, которые передаются от поколения к поколению).

По мнению М.С. Роговина, донаучное психологическое знание несистематизировано, поэтому верные представления сосуществовали с ошибочными представлениями и предрассудками. К донаучной психологии относятся те знания, которые накапливались с момента возникновения человеческого общества. Представления самых первых людей о психике заключались в том, что в теле человека заключено другое существо («душа», «тень»), занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу» наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах.

Немного позже древние цивилизации придумали себе богов и богинь; те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил. Таким образом, человек приписывал свои мысли и желания прежде всего внешним силам.

2. Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике выводятся из общих философских принципов либо являются результатом рассуждений по аналогии. М.С. Роговин отмечал, что философское знание о психике упорядочено в соответствии с какими-либо исходными принципами. На уровне философской психологии понятие души подвергается анализу с последующим объяснением и объединением на основе идеалистических или материалистических принципов. Таким образом, характерным для этого этапа является стремление установить общие законы, которым подчиняется душа.

Философская психология возникает приблизительно в VII–VI вв. до н.э. и длится до середины XIX в. Первые греческие философы сознавали, что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах. Тем не менее они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представлению Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».



Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

Позже (XVI–XVII вв.), Декарт создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Представления Декарта о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной психологии. На развитие психологии повлияли также идеи Р. Геккеля (XVI в.), Х. Вольфа, Д. Локка (XVII–XVIII в.в.), Кондильяка (XVIII в.), И. Канта (XVIII в.) и других ученых.

3. Научная психология возникает во второй половине XIX в., становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой предмет изучения, использует специальные методы, что позволяет опираться в теоретических построениях на эмпирическую (экспериментальную) основу. Выделением в самостоятельную научную дисциплину психология обязана немецкому физиологу и философу Вильгельму Вундту.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельмом Вундтом была основана первая психологическая лаборатория для экспериментального исследования психических явлений. Таким образом, В. Вундт, разработав программу экспериментальной психологии, положил начало структуралистскому подходу. В рамках этого подхода изучались содержание и структура сознания на научной основе. Была предпринята попытка «разложить» сознание на простейшие структуры (психические элементы) и дать как можно более детальное описание этих элементов.

Для достижения этой цели применялся метод экспериментальной интроспекции (самонаблюдение), состоящий в том, что испытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.

Начиная с 1881 года, в США Уильям Джеймс, его сотрудники и последователи подошли к изучению сознания с совершенно других позиций. С их точки зрения, проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и его роль в выживании индивидуума. Они выдвинули гипотезу, согласно которой роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспосабливаться к различным ситуациям. Таким образом, представители функционалистского подхода, стремятся понять, как устанавливаются эти новые способы адаптации. В экспериментальных исследованиях они также используют метод интроспекции, который позволяет им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

И структуралисты, и функционалисты, опираясь только на метод интроспекции, уходили от объективности результатов, таким образом, в психологии возникает тенденция, в соответствии с которой научное исследование должно полагаться только на объективное описание. С зарождением в США бихевиоризма наука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении.

За это время в Европе появились и другие направления, тоже оказавшие, каждое по-своему, влияние на развитие психологии в нашем веке.

Все возникшие направления в психологии можно представить в таблице.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.122
Генерация страницы за: 0.007 сек.