КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности научного изучения психики
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Тенденции развития современной психологии 1. Постепенно стираются границы между школами и направлениями, возникают теории, интегрирующие несколько концепций. 2. Психология приобретает в основном «практический характер». 3. Расширяется и обогащается понятийный и методологический аппарат психологии за счет контактирующих наук (например, кибернетики). Методы научного исследования – это разнообразные способы познания действительности, признанные научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя. Общенаучные методы приобретают в рамках психологии некоторую специфику. Она определяется объектом (человек) и предметом (психика, поведение и их взаимосвязь) психологии. 1. Психика – объект нематериальный. Ее невозможно непосредственно исследовать традиционными естественно-научными методами, ее изучают косвенно – по признакам поведения, вегетативным реакциям (покраснение, побледнение, слезы и т.п.), результатам деятельности и т.д. 2. Существует возможность искажения естественного хода психических процессов и психологических фактов, связанная с самим исследованием: в процессе самонаблюдения психика изучается с помощью самой психики. Изучение собственного сознания или рефлексия эмоциональных переживаний, как правило, искажают или даже прерывают наблюдаемые явления; поведение людей в присутствии посторонних наблюдателей может потерять свою естественность. Наиболее известные подобные поведенческие проявления – «эффект плацебо» (проявление механизмов внушения и самовнушения), «эффект Хотторна» (испытуемые ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы), «эффект аудитории» (в присутствии зрителей результаты испытуемых улучшаются, если они делают то, что хорошо умеют, и ухудшаются при выполнении неосвоенной деятельности).
3. Поскольку объектом исследования является человек или группа людей, то необходимо согласовывать исследовательские действия с моральными нормами общества и желаниями самого испытуемого. 4. Видимая простота средств, используемых психологами – обманчива. Деятельность квалифицированного психолога предполагает наличие у него комплекса как внешних, так и сложных внутренних средств деятельности (усвоенные стереотипы действий, профессиональные правила и принципы, способности к установлению и контактов и т.д.). Классификация методов психологических исследований В психологии существует множество классификаций методов исследований, которые отвечают частным научным и практическим задачам. Такое положение вызвано различными причинами, в том числе и сложностью, многомерностью предмета исследования. 1. По особенностям взаимодействия субъекта (исследователя) и объекта исследования в психологии выделяют: 1)эмпирические – методы, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результат применения эмпирических методов – данные, отражающие характеристики объекта; 2)теоретические – методы, используя которые субъект взаимодействует с мысленной моделью предмета исследования (такие методы, как дедукция, индукция, моделирование). Результат применения – знания о предмете в естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме; 3)интерпретация и описание – методы первичной обработки, анализа данных эмпирического исследования на предмет соответствия гипотез исследования результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость, оправдание или опровержение гипотезы.
Классификации эмпирических методов. 2. По организационному признаку: 1)сравнительные методы – сопоставление различных групп испытуемых, выделяемых в соответствии с каким-либо признаком (возрастом, полом, ступенью обучения, профессией и т.д.); 2)лонгитьюдные методы – обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени; 3)комплексные – сам объект и все многообразие направленных на него воздействий рассматриваются в единстве, как сложное системное образование. 3. По степени «объективности – субъективности»: 1)субъективный метод – интроспекция (самонаблюдение). 2)методы, обладающие и субъективными, и объективными признаками – реально проводимый эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности. 3)объективные методы – психофизиологические методы, регистрирующие с помощью приборов показатели функционального состояния человека (кожное сопротивление, электрическую активность головного мозга и т.п.), диагностирующие элементарные психические функции (психомоторную координацию и т.п.) и свойства нервной системы. 4. По признаку вмешательства исследователя в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, событий, процессов: 1)эксперимент; 2)неэкспериментальные или описательные, отводящие исследователю роль наблюдателя, который пытается описать наблюдаемое явление как можно более объективно. К этому классу методов относятся: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |