Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение. Наблюдение – это один из основных эмпирических методов исследования психологических процессов и явлений на основе организованного и целенаправленного их




Наблюдение – это один из основных эмпирических методов исследования психологических процессов и явлений на основе организованного и целенаправленного их восприятия и отыскания смысла воспринятого.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения:

речевые акты (содержание, частота, интенсивность и т.д.);

жесты, экспрессия лица, глаз, тела и др.;

движения (перемещения и неподвижные состояния людей и пр.);

физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и т.д.).

Наблюдение широко применяется в тех областях психологии, в которых особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях. Существуют различные типы наблюдения. Они выделяются по следующим признакам.

1. По характеру контакта: непосредственное наблюдение – на­блюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии; опосредованное наблюдение – исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио- и видеозаписей и т.п.

2. По условиям осуществления наблюдения: полевое наблюдение – про­водится в условиях повседневной жизни, учебы или работы; лабораторное – субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях.

3. По характеру взаимодействия с объектом: включенное наблюдение – исследователь становится членом группы, а его поведение – частью наблюдаемой ситуации; стороннее – без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.

4. По степени открытости: открытое наблюдение – исследова­тель открывает наблюдаемым свою роль; скрытое – о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

5. По степени стандартизации процедуры: свободное – наблюде­ние, которое не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения; стандартизированное – ведется по предварительно разработанной схеме, независимо от текущей ситуации.

Наблюдение проводится человеком, поэтому возможны ошибки: из-за различных ограничений исследователя, например, восприятия, пропускаются некоторые важные факты; искажение фактов вследствие предвзятых представлений наблюдателя; ошибки усреднения – из-за неуверенности в себе наблюдателя оценки исследуемых процессов усредняются, поскольку известно, что крайности встречаются редко; логические ошибки – результат некорректных логических рассуждений (например, построение заключения об интеллекте человека по беглости его речи); ошибки контраста возникают из-за склонности наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным; ошибки, связанные с предубеждениями, стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя и т.д.

Достоинства метода наблюдения: осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов; доступен, не требует создания особых условий. Недостатки: трудность сопоставления результатов, полученных различными исследователями; сложность, а часто и невозможность повторения наблюдения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.