Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности (уровень личностных черт)




Основной недостаток перечисленных выше инструментов – дефицит валидности вследствие недоучета тактики испытуемого (т.е. низкая достоверность).

Тест-опросники черт, как правило, строятся на предположении, что тестовые шкалы носят объективный характер: будто измеряемые черты это действительно параметры объекта. Но испытуемый реализует «встречную» познавательную активность, мысленно накладывая на предложенные тестовые утверждения собственные их интерпретации, обусловленные индивидуальными особенностями усвоения житейской психологии.

Учет этих принципиальных интерпретаций был отражен в подходе, названным «субъектным подходом к анализу данных», разработанным А. Шмелевым. Он обнаружил, что все ситуационные искажения обусловлены ситуационной актуализацией «личностных конструктов». Эти искажения отражают содержание социально-ролевой и индивидуальной позиции испытуемого.

Диагностика этого уровня черт необходима, прежде всего, в связи с решением проблемы коммуникации - передачи психологических знаний.

Известно, что черта личности в обыденном сознании – это не только описательное обобщение, но это всегда отношение, она несет определенный оценочный компонент, который всегда оказывается ведущим в субъективных оценках и описаниях человека человеком, а также в самооценках.

Практически все концепции черт несвободны от оценочного компонента. Это касается и интегральных черт темперамента. Показано, что с точки зрения субъектного подхода, в социальных средах сослабыми стимулами более адаптивным оказывается поведение людей со «слабым» типом нервной системы - менее выносливых, но более сензитивных.

В этих «средах» нечувствительный к слабым (но значимым!) воздействиям «экстраверт» может впадать в агрессивно-раздражительное состояние, так как он не видит «причин» своей неадекватности.

В социальных средах с сильными воздействиями (в стрессовых условиях) более адаптивным оказывается «экстраверт», а «интроверт» впадает в депрессию, обусловленную истощением нервной энергии и запредельным торможением.

Кроме учета типов сред важен учет языка описания, поскольку обыденная психология, использующая частные обобщения, сформировала частные оценочные суждения, (конструкты): «выносливый - слабый», «тупой - чуткий» и не позволяет осуществить взаимосвязь полюсов «слабый - чуткий», «выносливый - тупой».

Описанный здесь подход позволяет понять смысл универсального фактора «нейротизм – тревожность» как оценочного фактора, указывающего на адаптивность поведения индивида по отношению к собственным потребностям: дезадаптивное поведение «сильного» типа это агрессивность истероида, дезадаптивное поведение «слабого» типа - это депрессия, уход во внутренний мир невротика.

Отсюда следует, что психологический прогноз на основе учета только свойств конституции человека – факторов «сила» и «подвижность» – невозможен без учета типов сред или факторов среды «физическая – информационная», «статическая – динамическая».

Таким образом, основными средствами диагностики личностных черт на основе указанных выше представлений являются:

1) тест-опросники, включающие поведенческие вопросы, объединенные в многомерные ключи;

2) контрольные списки, прилагательных для субъективного стандартизованного описания человека человеком;

3) репертуарные решетки.

Кроме того, нужны не только универсальные методики, но и локальные, ситуационные. Например, для отдельных ситуаций («поведение на уроке», «распределение ролей в трудовом коллективе», «дорожно-транспортные ситуации» и т.п.), могут возникать самые разные, часто противоположные связи конструктов с измеряемой чертой.

В консультативной практике психолог стоит перед задачей перевода получаемой объективной диагностической информации с языка субъективно-рефлексивных черт личности - на язык самого испытуемого. Без этого психологическая обратная связь по результатам диагностики черт может оказаться неэффективной или даже вредной.

Таким образом, завершая эту тему, подчеркнем, что диагностика черт, будучи универсальным инструментом для психолога, на практике требует выработки и применения продуманной стратегии адаптивной (адресованной) интерпретации: один и тот же результат нужно описывать на разном языке для (минимум) трех категорий адресатов: для коллеги-психолога, для административно-управленческого персонала, для самого испытуемого-клиента.

Тема 2 "Психодиагностика способностей"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.